Речевые ошибки и пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена анализу речевых ошибок у младших школьников и методикам их устранения. Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием и выразительностью языковых средств.

Файлы: 1 файл

еген.docx

— 61.04 Кб (Скачать файл)

многоаспектная работа по оформлению речевого произведения. При этом огромную роль играет оперативная память, главная функция которой «удержание» уже произнесённых фрагментов текста и «упреждение» еще не

11

произнесённых. Именно недостаточным развитием оперативной памяти детей объясняются многие речевые ошибки.

В работах Цейтлина С.Н. Указаны примеры ошибок, которые возникают по каждой из указанных причин, и в зависимости от этого происходит деление ошибок на системные, просторечные и композиционные.

Черемисин П.Г. в своих работах придерживается, мнения Цейтлина С.Н. считает, « что речевые ошибки возникают в связи с несоблюдением таких языковых норм, в соответствии с которыми должна создаваться литературная речь». То есть причины возникновения речевых ошибок лингвистичны. Львов М.Р. Не выделяет общие причины возникновения речевых ошибок, а рассматривает частные случаи классификации. Преимущество такого построения теоретического материала в том, что четко видно, какие причины лежат в возникновении конкретного вида ошибок.

Таким образом, согласно анализу методической, лингвистической литературы, речевая ошибка - это отклонение от нормы литературного языка. Влияние на развитие речи детей оказывает речь окружающих, так и специально организованная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      12

Раздел II

Классификации речевых ошибок и методики их исправления

2.1 Классификации речевых  ошибок

К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искажённая морфологическая форма. В начальных классах работа над ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения, которые предусмотрены программой начальных классов, совершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных ошибок, а так же исследование причин их возникновения может послужить базой для их исправления и предупреждения.

Следует различать наряду с речевыми ошибками также неречевые: композиционные, логические и искажение фактов.

Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико -стилистические.

На первом месте по частоте стоят словарные или, точнее, лексико-стилистические ошибки. Охарактеризуем пять наиболее типичных ошибок этой группы:

1.Повторение одних и тех же  слов: У нас есть кошка. Нашу  кошку зовут Мурка. Мурка мышей  не ловит, мышей у нас нет. Наша  Мурка очень ласковая, все время  ласкается.

Причины ошибки: во-первых, малый объём внимания учащегося; ученик забыл, что только что употребил слово, и выбирает его снова. Само же повторение вызывается тем, что это слово уже активизировано, на что указывал И.П. Павлов: «Если вы имеете для определения одного и того же предмета несколько слов, у вас есть тенденция повторять то слово, которое вы только что написали или произнесли. Это происходит потому, что тонус этого слова выше, и он индуцирован».

13

Вторая причина ошибки — бедность словаря: у пишущего или говорящего нет достаточного выбора, он не владеет синонимами,не умеет пользоваться местоимениями для замены повторяющихся слов.

Младшие школьники сравнительно легко обнаруживают и исправляют повторы, если они, получив соответствующие указания учителя, внимательно перечитывают свой текст.

2.Употребление слова в неточном  или несвойственном ему значении  в результате непонимания значения  слова или его оттенков. Примеры: Река покрылась модным людом; Мы перешли через горный курган.

Ошибки такого типа — следствие невысокого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. Они свойственны в первую очередь слабо развитым детям. Но есть и другие причины. Например, автоматы у чапаевцев — анахронизм, плохое знание истории техники. Смешение слов курган и хребет могло произойти потому, что слова редко употреблялись школьниками, оказались мало активизированными и близость их значений привела к смешению.

3.Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов: Ветер постепенно  принимал силу( нужно: набирал силу).Причина ошибки — малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса.

4.Употребление слов без учета  их эмоционально — экспрессивной  или оценочной окраски: Он почувствовал, что утопает в болоте ( лучше: тонет; слово утопает уместно лишь в поэтическом тексте). Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьём языка, с непониманием стилистических характеристик слова.

5.Употребление диалектных и  просторечных слов и сочетаний: Петя шел взади (т.е. Сзади); Обратно пошел дождь (т.е. Опять); Вперёд всех к реке прибежал Вова (т.е. быстрее всех, раньше всех, первым); поклал вместо положил, здоровый в значении большой и т.п. Подобные слова дети употребляют под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения. Устранение диалектизмов и просторечий возможно только на

                                                     14

основе формирующегося понятия о литературном языке; младшие школьники уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют и местные говоры.

Хотя причины лексических ошибок неодинаковы, а следовательно, неодинаковы и способы их исправления и разъяснения, есть общий путь их предупреждения — это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова в данном контексте.

К группе морфолого-стилистических ошибок относится неправильное образование форм слов, неправильное словоизменение или словообразование. Укажем четыре относительно частых типы ошибок этой группы:

1.В начальных классах ещё  встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные  слова в соответствии со словообразовательной  системой современного русского  языка: На стройке работают бетонщики, штукатурщики (надо: штукатуры); приречная  полоса (по аналогии с приморская, прибрежная). Все эти ошибки требуют индивидуального разъяснения.

2.Использование диалектных или  просторечных форм: «они хочут», «он хотит» вместо они хотят, он хочет; «иха мама» или «ихняя мама» вместо их мама; «выстрельнул» или «стрельнул» вместо выстрелил; «пришёл без пальта» вместо пришел без пальто. Эти ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей.

3. Пропуск морфем, чаще всего  суффиксов (и постфиксов): «трудящие» вместо трудящиеся; «несколько раз выглядал в окно» (нужно: выглядывал). Можно указать две причины подобных ошибок. Первая: ребенку трудно произносить слова со скоплением согласных типа трудящиеся; в устной речи школьник «теряет» отдельные звуки, их сочетания и даже морфемы, и это отражается в письменной речи. Следовательно, бороться с этими ошибками

15

следует, развивая у школьников дикцию. Вторая причина — влияние просторечия.

4.Образование формы множественного  числа тех существительных, которые  употребляются только в единственном  числе (отвлечённые, собирательные): «У  партизан не хватало оружий»; «Крышу кроют железами»; «Надо  ехать без промедлений»; «съел  два супа» (надо: две тарелки супу). Причина этих ошибок — стремление  младших школьников к конкретности.

Ошибки в словосочетаниях и предложениях (синтаксико-стилистические ошибки). Они очень разнообразны; здесь рассматриваются семь наиболее распространённых типов ошибок.

1.Нарушение управления, чаще всего предложного: «добро побеждает над злом» (возможно, здесь влияние сочетания одержало победу над злом); «смеялись с него» (под влиянием диалекта); «все радовались красотой природы» (надо: радовались чему? Красоте); «Жители городов и сел выходили навстречу победителей» (надо: навстречу кому? победителям) и т.п.

Глагольное управление дети усваивают по образцам, в живой речи, в читаемых текстах. Поэтому ошибки в управлении предупреждаются на основе анализа образцовых текстов и составления словосочетаний определенных типов: разрабатываются системы упражнений с наиболее «опасными» глаголами; например: верить кому? чему? во что? ; упрекать кого? в чем?; радоваться чему?; сообщать что? о чем? кому?

2. Нарушения согласования, чаще  всего — сказуемого с подлежащим: « Саше очень понравилось елка»; « В августе началась уборочные  работы»; «туманная утро». Причины  ошибок кроются в самом механизме  составления предложения (и его  записи); начав предложение, ученик  еще не обдумал, как его закончит. Вероятно, по первоначальному замыслу  следовало написать: понравилось  на елке, началась уборка, туманная  погода. Внимательное перечитывание текста, особенно вслух, помогает устранить ошибки

16

подобного рода.

3.Неудачный порядок слов в  предложении, приводящий к искажению  или затемнению смысла: «Узкая полоска только с берегом связывает остров» (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом); «Только равнодушным оставался кот Борька» (надо: Равнодушным оставался только кот Борька). Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение (вслух или про себя), прежде чем записать его.

Работа над правильным порядком слов начинается в I классе: дети сами, перечитывая текст, могут улучшить порядок слов в предложениях. Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом.

4.Нарушения смысловой связи  между местоимениями и теми  словами, на которые заменяют: Когда  Коля прощался с отцом, он (отец  или Коля?) не плакал; Пионерский  отряд вышел в поход. Они (?) пели  песню.

В первом предложении пишущему или говорящему ясно, о ком идет речь. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить: нужна практика самопроверки или взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимения, школьники в подобных случаях самостоятельно исправляют, перестраивают текст.

5.Местоименное удвоение подлежащего : Леня, когда вернулся в отряд, он был в генеральском кителе с витыми погонами; Петя — он был самый сильный из ребят. Можно указать на две причины таких ошибок : во-первых, ученик начинает произносить или записывать предложение, не подготовив его до конца; во-вторых, влияние разговорного стиля, где двойное подлежащее употребляется. Во втором случае — ошибка стилистическая.

6. Употребление глаголов в несоотнесенных  временных и видовых формах  там, где следует употребить одно  и то же время, один и тот  же вид: « Надвигалась темная  туча, и полил дождь»; «Незнакомец  входит в хижину и поздоровался». В первом случае смещен вид, во втором — смещены вид и время. Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии.

17

Устраняются они на основе смыслового и языкового анализ текста.

7.Неумение находить границы  предложений. Встречается в двух  вариантах: а) неоправданное деление  сложного предложения на простые: «Дворник когда подметал двор. Сломал ростки тополя»; б) неумение делить текст на предложения: «Охотник однажды шел по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков» В устном варианте подобные предложения интонационно не разделяются.

Основа исправления ошибок седьмого типа — различные упражнения с предложениями, в том числе разделение текста, напечатанного без точек, на отдельные предложения.

Напомним, что неречевые ошибки — это композиционные, логические ошибки, а также искажение фактов.

Типичная композиционная ошибка — несоответствие сочинения, рассказа, изложения предварительно составленному плану, т.е. Неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.

Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочинению. Возможно, что наблюдения, накопление материала, отбор фактов были проведены учеником бессистемно, беспланово; возможно, что ученик в процессе подготовки недостаточно четко представлял себе, что именно нужно сказать в начале рассказа, что затем и как его закончить. Композиционная ошибка — это результат неумения охватить мысленно весь объем рассказа, неумение «владеть материалом», располагать его по своему замыслу. Такие сложные умения формируются постепенно и отнюдь не быстро.

К числу логических ошибок относятся:

1.Пропуск необходимых слов, а  иногда и несущественных эпизодов, фактов, признаков описываемого  предмета, например: « Она схватила зубами

18

за шиворот и давай окунать его « (пропущено: одного медвежонка). В изложении «Купание медвежат» по В.Бианки один школьник пропустил слово, он удивился, ведь он прекрасно знал содержание рассказа и был уверен, что описал сцену купания.

Чтобы понять причины подобных ошибок, нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника. Пишет он медленно, но мысль его спешит, увлекаясь; он знает содержание рассказа, но оно проходит в его воображении, не находя отражения в тексте.

Информация о работе Речевые ошибки и пути их устранения