Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:08, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена анализу речевых ошибок у младших школьников и методикам их устранения. Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием и выразительностью языковых средств.
26
умение проводить сопоставление, анализировать свой собственный речевой опыт; корректировать произношение отдельных звуков.
Например, работа с пословицами Шила в мешке не утаишь, Кашу маслом не испортишь помогает преодолевать трудности с освоением звука [ш].
Дифференцируя предлагаемые задания по уровню сложности, так и по содержанию, можно корректировать не только произношение отдельных звуков, но и развивать словарную зоркость, приучать школьников к правильному употреблению грамматических форм.
Например, учащиеся с трудом усваивают согласование существительных с числительными ( говорят «шесть ухов» или «шесть ух» вместо «шесть ушей»; «пять гусев» вместо «пять гусей» ). Речевой материал может содержать, например, такие пословицы:
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь;
Одна пчелка не много меда натаскает;
Чего не сможет сделать один, сделают десятеро;
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
Приведём наиболее эффективные формы работы с пословицами на уроке.
I. Составить пословицы из набора слов. Ученикам предлагаются слова на карточках или на интерактивной доске, из которых им необходимо составить пословицу.
Примеры заданий:
Ухо, влетело, в другое, в одно, вылетело; утаишь, в мешке, шила не; а, глупый, любит, учить, умный, учиться; соловей, что, человек, песни, без, Родины; человека, лень, труд, портит, а, кормит; без, уменья, польза, беда, а, ученье, не.
II. Составить пословицу, убрав из набора слов лишнее.
Примеры заданий:
Живет, всегда, вода, найдет, путь (вода всегда путь найдет); крыжовник,
27
лучше, садовник, хорош, крупен ( хорош садовник — крупен крыжовник); встанешь, побольше, слов, сделать, пораньше (пораньше встанешь, побольше сделаешь).
III. Вставить пропущенное слово в пословицу.
Примеры заданий :
Доброе дело два … живет. (века)
Кто правдой живет, тот … наживет. (добро)
Где дружбой дорожат, там и … дрожат. (враги)
Куда … туда и нитка. (иголка)
IV.В пословице одно слово заменено другим, надо найти, какое это слово.
Примеры заданий:
Бежишь, дальше, будешь, едешь (Тише идешь, дальше будешь).
Испортишь, перцем, не, кашу ( Маслом кашу не испортишь).
V. Составить пословицы из слов. Школьнику предлагается набор слов, из которых нужно составить две пословицы. Это задание является очень сложным, но увлекает школьников и после уроков они предлагают друг другу такие задания.
Примеры заданий:
Без, изба,из, не, и, красна, а, вынешь, не, труда, красна, пирогами, пруда. ( Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Не красна изба углами, а красна пирогами).
VI. Составить рассказ по картинке с использованием пословиц . Если уровень развития учеников в классе не позволяет активно справляться с такими заданиями можно, на первых порах, предлагать список возможных пословиц к картинкам.
Важно заметить, что такая работа может быть с успехом проведена и использована не только в начальной, но и в средней школе.
28
2.3.2 Речевые разминки — средство обогащения речи школьников
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, пополнение и активизация словарного запаса, постижение тайн письма и чтения.
Психолог-лингвист Н.И.Жинкин писал: « Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».
Таким образом, перед учителем стоит серьезная и важная задача — научить детей пользоваться даром слова, раскрыть загадки, тайны и возможности родного языка.
Это обусловило создание системы упражнений по обогащению и развитию речи младших школьников на уроках чтения — речевых разминок. Речевые разминки должны стать эффективным средством познания детьми русского языка.
Цель проведения речевых разминок — создание благоприятной развивающей речевой среды для младших школьников.
Задачи: организовать систематическую работу по обогащению, уточнению и активизации словаря: познакомить с некоторыми языковыми явлениями: антонимами, синонимами, омонимами, многозначными словами, фразеологизмами и др.; совершенствовать общеучебные читательские умения и навыки (правильное произношение, навыки выразительности и беглости чтения, умение слышать и понимать учебную задачу и др.); прививать любовь и уважительное отношение к родному слову, к культурному наследию предков; воспитывать общую культуру учебного труда (учить пользоваться словарями и другими справочниками).
Для успешного решения поставленных задач при подготовке и проведении речевых разминок следует выполнять следующие рекомендации:
- учитывать психолого-педагогические особенности класса, уровень предыдущей подготовленности учащихся;
29
- тщательно отбирать языковой материал для проводимых упражнений;
- упражнения должны быть направлены на пополнение активного словаря учащихся новой лексикой, на развитие общего кругозора детей;
- соблюдать систематичность в проведении речевых разминок (5-8 минут учебного времени каждый день);
- наращивать сложность заданий (от простой загадки к шараде, от слова к фразе, от пословицы к рассказу и т.д.);
- расширять общий круг знаний детей, использовать в работе краеведческий материал;
-использовать межпредметные связи;
-знакомить с устаревшей и экспрессивной лексикой, которая встречается в художественных произведениях («молокосос», «тыкать в харю», «пялить глаза» и др.) и способах ее употребления в современном языке;
-упражнения должны носить развивающий характер — развивать у детей мышление, связную речь, внимание, воображение и смекалку;
-осуществлять в работе с одаренными детьми творческий подход, давай им задания исследовательского характера.
Предлагаем дидактический материал для речевых разминок к урокам литературного чтения, которые могут воспользоваться педагоги, работающие с младшими школьниками.
1.«Прочитай правильно».
Прочитать слово (группу слов), запомнить правильное произношение, составить со словом (словами) предложение( словосочетание).
Скворечня, скворечник, гололедица, скучно, счастье, несчастье, счастлив, конечно, сегодня, получается, драться, яичница, шоссе, красивее, свёкла.
2. «Подбери синоним (близкое по смыслу слово)». Учитель отбирает группу слов для работы на уроке (слова можно записывать на доске или на карточках).
30
Ученики должны подобрать каждому слову замену — синоним. Можно предложить соединить синонимы, записанные на доске столбиками.
Сиять(блестеть), угомониться(успокоиться),
рушить(ломать), шалить(баловаться), рушить(ломать)
,разозлиться(рассердиться), починить(отремонтировать),
нахмуриться (расстроиться,
3. «Подбери антоним (противоположное по смыслу слова)».
Для закрепления этого материала можно предложить ученикам составить предложения. (Вася чинит игрушки, а Петя ломает. Днем — светло, а ночью — темно).
Вражда(мир), друг(враг), молодость(старость), печаль(радость), тишина(шум), день(ночь), добро(зло), правда(ложь),хвалить(ругать), потерять(найти), строить(ломать), радоваться(грустить), громко(тихо), далеко(близко),тяжело(легко).
Подобные упражнения помогут учителям организовать работу по речевому развитию учащихся, а младшим школьникам — освоить богатство родного языка, любовь и бережное отношение к языковому наследию нашего народа.
31
Выводы
Данная курсовая работа посвящена анализу речевых ошибок и методикам их устранения у младших школьников.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления и интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.
Одной из главных задач современной школы является развитие речи учащихся, её обогащение и устранение различных речевых ошибок и недочётов.
В ходе нашего исследования мы рассмотрели и проанализировали методическую, лингвистическую литературу, и можем сделать вывод, что речевая ошибка — это нарушение требований правильной речи, отклонение от норм литературного языка.
Выделяют три основные причины нарушений языковых норм в речи детей. Главной причиной является «давление языковой системы». Детский язык представляет собой обобщённый и упрощенный вариант нормативного языка. Это связано с тем, что в детском языке первоначально отсутствует деление на систему и норму. А нам известно, что норма усваивается гораздо позднее, чем система. Другой фактор, обуславливающий возникновение речевых ошибок у детей — влияние речи окружающих. Если в ней встречаются случаи нарушений норм литературного языка, то они могут воспроизводиться детьми. Третей причиной выступает сложность механизма порождения речи. Каждый раз происходит сложная, многоаспектная работа по оформлению речевого произведения. При этом огромную роль играет оперативная память, главной функцией которой является «удержание» уже произнесенных фрагментов текста и «упреждение» еще не сказанных.
Существует определённая классификация речевых ошибок. Следует различать как речевые ошибки, так и неречевые. К речевым относятся:
лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-
32
стилистические. Неречевые ошибки делятся на : композиционные, логические и искажение фактов.
Система исправления и предупреждения ошибок речи разрабатывается на основе их классификации, выделения конкретных типов ошибок и изучения причин возникновения каждого типа. Все речевые ошибки должны быть исправлены как в письменной, так и в устной речи учащихся: школьник, допустивший ошибку, должен усвоить правильный вариант, а если возможно, то и осознать причину ошибки. Ошибки исправляются либо самим учеником — это наилучший вариант, — либо учителем, если учащийся сам исправить ошибку не может. Исправление ошибки состоит в перестройке предложения или словосочетания, в замене слов, в зачеркивании лишнего, в добавлении необходимого, в зависимости от ошибки. Проверяя тетради учащихся, где написано сочинение или изложение, учитель исправляет те ошибки, которые дети, даже с его помощью, исправить не смогут, и подготавливает к самоисправлению в коллективной или индивидуальной работе остальных ошибок.
Существуют различные методики, которые устраняют и предупреждают речевые ошибки младших школьников. Некоторыми из них являются: речевые разминки и работа над пословицами. Эти упражнения обогащают речь, делают её разнообразной, яркой, развивают мировоззрение, а главное позволяют в активной форме корректировать недостатки общего недоразвития речи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотиза, сформулированная в начале нашего исследования доказана. Действительно, использование комплекса специальных упражнений способствует устранению речевых ошибок в письменной и устной речи младших школьников.
33
Список использованной литературы
уроках руського язика.-М., 1984.