Речевые ошибки и пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена анализу речевых ошибок у младших школьников и методикам их устранения. Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием и выразительностью языковых средств.

Файлы: 1 файл

еген.docx

— 61.04 Кб (Скачать файл)

2.Нарушение логической последовательности  и обоснованности( на заводе из хлопка прядут нитки. Хлопок с полей убирают хлопкоуборочные машины) легко устраняется при совершенствовании черновиков, в процессе анализа написанного.

3.Употребление в одном ряду  понятий разных уровней: « По  утрам мы с дедушкой удили  рыбу, а в дождливую погоду  лежали в шалаше на мягких  листьях»; « Летом Ванька купался  в речке, а днем с дедом ходил  за грибами и ягодами».

4.Нелепые, парадоксальные суждения : «Утро клонилось к вечеру»

От речевых ошибок следует отличать и искажения фактического материала: « Пришел зимний месяц ноябрь» (надо: осенний); «скворцы, ласточки уже улетели на юг, только воробьи и снегири остались» (надо: снегири прилетели с севера).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

2.2 Система исправления и предупреждения речевых ошибок

Система исправления и предупреждения ошибок речи разрабатывается на основе их классификации, выделения конкретных типов ошибок и изучения причин возникновения каждого типа. Система работы складывается из следующих элементов:

а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

б) классная работа над общими, типичными ошибками на уроках анализа проверенных сочинений и изложений (15-20 минут);

в) индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными) ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление;

г) система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются возможные и наиболее вероятные речевые ошибки; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики;

д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;

е) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем, указания на то, как данная грамматическая тема может послужить основой для предупреждения речевых ошибок;

ж) обучение школьников самопроверке и самостоятельному совершенствованию (редактированию) изложения и сочинения.

Все эти семь направлений в работе доступны учащимся начальных классов.

Система исправления и предупреждения речевых ошибок учащихся неотделима от всей языковой работы, но она более целенаправленна.

Исправление речевых ошибок. Все речевые ошибки должны быть исправлены и в устной, и в письменной речи учащихся; школьник, допустивший ошибку, должен усвоить правильный вариант, а если возможно, то и осознать причину ошибки. Ошибки исправляются либо

20

учащимися - это наилучший способ, либо учителем, если учащийся сам исправить ошибку не может. Исправление ошибки состоит в перестройке предложения или словосочетания, в замене слов, в добавлении необходимого, и зачеркивании лишнего. Проверяя сочинение или изложение, учитель исправляет те ошибки, которые дети сами, даже с его помощью, исправить не смогут, и подготавливает учащихся к исправлению остальных ошибок в коллективной или индивидуальной работе.

Например, если учитель обнаружил неудачно употреблённое слово, он его подчеркивает, а на полях записывает: « Найди более точное слово!» или : «Замени слово!». В отдельных случаях неудачное слово не подчеркивается, а замечание или условный знак на полях обязывает ученика найти неудачное слово на этой строке и исправить ошибку. В обоих случаях перед учеником стоит поисковая задача. Так, дети сравнительно легко самостоятельно исправляют одну из наиболее типичных ошибок начальных классов — повторение одинаковых слов, если учитель на полях поставил условный значок, например букву П. Пропуск чего-либо важного обозначается значком V, нарушение порядка слов — цифрами над словами, неудачный выбор слова — буквой С, неточное употребление местоимений — буквой М.

На уроке, посвященном анализу сочинения или изложения, зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Выделяется 10-15 минут на тематическое исправление какого-то типа ошибок: это обучающий момент, он подготавливает детей к дальнейшему самостоятельному самостоятельному исправлению ошибок данного типа. Требования к такому фрагменту урока: а) тема четко выделяется и сообщается учащимися, например: «Замена неудачно выбранного слова»; б) анализируются литературно-художественные образцы, позволяющие проследить, как выбирает слово писатель; в) даются тексты, содержащие ошибки; школьники их находят, исправляют и объясняют слова. Так дети готовятся к самопроверке и редактированию текста собственного сочинения.

21

Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или с небольшими группами. Только в индивидуальной беседе могут быть устранены композиционные ошибки, искажения фактов, логические ошибки, а из числа речевых — некоторые диалектные и просторечные слова и формы, неудачное построение некоторых предложений, в большинстве случаев — выбор слова, неудачное использование изобразительных средств языка — эпитетов, метафор. Здесь, как и в общеклассной работе, важно добиваться высокой познавательной активности школьника: он должен не только понять, в чем его ошибка, но и решить задачу, связанную с её исправлением.

Ученик написал сочинение: Осенью очень красиво. Деревья покрываются желтыми листьями, и только одни ели стоят зеленые. Учитель говорит: « В этом отрывке одно из слов передаёт не то, что бывает на самом деле; нужно найти это слово». Если ученику удаётся самому найти ошибку, то следует вторая часть задачи: « Как исправить? Заменить это слово или перестроить предложение? « Полезно рассмотреть варианты исправления, сравнить их. В данном случае возможны варианты: Деревья покрыты желтыми листьями, и Деревья оделись в золотой наряд.

Предупреждение возможных ошибок при изучении грамматических тем опирается на исследование типов ошибок и их причин. Необходимо уяснить, какие возможности открывает для учеников изучаемая ими грамматическая тема — для выражения оттенков мысли, для краткости и точности высказывания, для устранения возможных речевых ошибок. Соответствующие моменты включаются в урок грамматики; школьники учатся исправлять недочеты речи ( своей или чужой) на основе изучаемого грамматического материала. Практически каждая грамматическая тема дает такие возможности.

Так, при изучении темы « Местоимение» следует показать детям, как использование личных местоимений помогает устранить повторяющиеся одинаковые слова, как местоимение делает речь разнообразнее, лаконичнее.

22

На конкретном материале школьники сами учатся использовать местоимения для замены повторяющихся слов. Эта же тема дает возможность научить детей устранять и другую ошибку — неточное соотнесение местоимения с тем словом, на которое оно указывает, и удвоение подлежащего.

Тема « Имя прилагательное» дает возможность учить детей вводить прилагательные в собственный текст с конкретной целью — повышение точности и изобразительности речи; подбирать прилагательные-синонимы и на этой основе учить выбору наиболее точного и выразительного слова.

Тема «Склонение имен прилагательных» дает возможность работать над предупреждением ошибок в согласовании прилагательных с существительными.

В начальной школе все большее распространение получает редактирование, самопроверка письменных сочинений и изложений.

Первоначально проводится коллективное, общеклассное редактирование с целью устранения недочетов и ошибок различных типов и улучшения связности , полноты текста (III и IV классы ). На доске записывается полный текст изложения или сочинения одного из учащихся данного класса ( для удобства работы предложения пронумерованы) : 1. Охотник шел домой. 2. Он услышал треск сучьев. 3. Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами. 4. Медведица с медвежатами подошли к реке и стали купаться. 5. Медведица взяла медвежонка за воротник и стала окунать его. 6. Охотник спрятался на дереве. 7. Медвежонок убежал, медведица догнала его и дала шлепков. 8. Потом они все ушли домой.

Учитель предлагает школьникам прочитать текст, вдуматься и поискать, не нужно ли здесь что-либо исправить, уточнить, дополнить, изменить, улучшить. Учащиеся вносят много предложений. Они отмечают, что в начале сочинения ничего не говорится о реке, и предлагают дополнить первое предложение словами берегом лесной реки (исправления делаются на доске мелом между строк). Во втором предложении добавляют слово вдруг. Третье предложение не вызывает замечаний, зато в четвертом сразу

23

замечают повторение: слова медведица с медвежатами заменяют местоимение они. В пятом предложении решают заменить слова за воротник словами за шиворот. Шестое не на месте — это замечают все дети. Сначала предлагают перенести его на третье место, а затем объединяют со вторым предложением : Вдруг он услышал треск сучьев и спрятался на дереве. В седьмом предложении неясно, какой медвежонок стал убегать, и дети предлагают добавить слово другой. В этом предложении вводят слово надавала вместо дала (многократное действие). В последнем предложении добавляют слово довольные и заменяют слова: потом — после купания, они — медведи, домой — в чащу леса.

Затем читают весь текст с поправками и сразу замечают, что в пятом предложении надо добавить слово одного. В итоге получают отредактированный текст: Охотник шел домой берегом лесной реки. Вдруг он услышал треск сучьев и спрятался на дереве. Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами. Они подошли к реке и стали купаться. Медведица взяла одного медвежонка за шиворот и стала окунать. Другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала шлепков. После купания медведи ушли в чащу леса довольные.

В этом тексте школьники сделали десять исправлений: это значительно улучшило текст и, главное, подготовило детей к самостоятельному исправлению, редактированию своих изложений и сочинений.

Редактирование текста — один из наиболее активных методических приемов, оно невозможно без значительной познавательной самостоятельности школьников.

Самопроверка и редактирование проводятся на завершающей стадии урока письма изложения или сочинения, когда написание текста в первом варианте уже закончено. Учитель пишет на доске: «Самопроверка», а также вывешивает плакат с указанием, каких ошибок следует опасаться. Он следит за работой учащихся и оказывает индивидуальную помощь в самопроверке и исправлениях. Дети заменяют слова, устраняют повторы, изменяют порядок

24

слов (иногда — и предложений), вводят союзы, частицы, объединяют или разделяют предложения, перестраивают предложения, иногда вносят композиционные изменения в тексте. Обычно они особенно охотно дополняют, расширяют текст за счет введения деталей, изобразительных средств языка. Однако увлечение деталями не всегда желательно

В заключении, мы еще раз подчеркиваем, что успех работы зависит от трех основных факторов: во-первых, от внимания к слову, к образцам русского языка, от начитанности детей, правильной и выразительной речи окружающих, речевой среды; во-вторых, от организации речевой практики детей: разносторонней, интересной, мотивированной, четко контролируемой учителем; в-третьих, от умения учителя опереться в развитии речи на теорию языка, грамматику, элементы лексикологии и стилистики.

Успех в овладении речью — это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии детей, ибо через язык и через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

2.3 Методики предупреждения речевых ошибок

2.3.1 Развитие речи младших  школьников на основе знакомства  с

с пословицами

Русская речь богата пословицами. Большинство из них имеют глубокий нравственный и житейский смысл, передают из поколения в поколение народную мудрость. Для учителя начальных классов они представляют большую дидактическую ценность, поскольку позволяют на их основе приобщать школьников к культуре, развивать в них лучшие личностные качества, служат побудительным механизмом к словарной работе, развитию мировоззрения, а главное — позволяют в активной форме корректировать недостатки общего недоразвития речи.

Хорошо известно, что неправильное произношение приносит ребенку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности иногда и усугубляются. Недостатки устной речи, помимо комплексов общения и стеснения отвечать у доски, часто влияют на письменную речь, что является одним из факторов, ведущих к снижению успеваемости. Уровень развития ребенка определяется уровнем развития его речи. Речь, чтение и письмо крепко связаны между собой.

К сожалению, в силу разных причин в I классе школы с каждым годом приходит все больше и больше детей, имеющих дефекты в произношении звуков, скудный запас слов, детей, которые не могут построить несложное повествовательное предложение. Ситуация усугубляется тем, что часто родители считают эти дефекты «мелочью», на которую можно не обращать внимания.

Вместе с тем, чем незаметнее коррекция речевых нарушений в несложных случаях, тем быстрее происходит нивелирование имеющегося дефекта. И одним из таких средств является включение в урок, а в ряде случаев и в специальные занятия пословиц. Это позволяет оживить урок, предложить учащимся тему для небольшого обсуждения; расширить их словарный запас, обогатить их выразительные возможности; развить память,

Информация о работе Речевые ошибки и пути их устранения