Рейтинговый контроль успеваемости знаний в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: описать использование рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации. Задачи исследования:
- проанализировать проблему мотивации в современной педагогической теории и практике.
- определить сущность рейтинговой системы;
- разработать конспект учебного занятия по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» на тему «Паблик рилейшнз в системе маркетинговых коммуникаций».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы контроля …………....5
1.1. Проблема мотивации учащихся в современной системе образования….5
1.2. Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели………………….....7
Глава II. Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» на тему «Корпоративная культура: сущность и содержание»…………………………………………………….....15
2.1. Конспект занятия по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» на тему «Корпоративная культура: сущность и содержание»…………………………………………………………………….15
2.2. Анализ занятия по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» на тему «Корпоративная культура: сущность и содержание»…………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Рейтинговый контроль успеваемости знаний в вузе.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы 

контроля ………………………………………………………………………....5

1.1. Проблема  мотивации учащихся в современной  системе образования….5

1.2. Рейтинговая  система. Сущность, содержание и цели………………….....7

Глава II. Методическая разработка учебного занятия  по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» на тему «Корпоративная культура: сущность и содержание»…………………………………………………….....15

2.1. Конспект  занятия по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» на тему «Корпоративная культура: сущность и содержание»…………………………………………………………………….15

2.2. Анализ  занятия по дисциплине «Теория  и практика связей с общественностью»  на тему «Корпоративная культура: сущность и содержание»……………………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………..20

Список  литературы…………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В связи  со значительными изменениями в  жизни общества проблема совершенствования  профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения "образование на всю жизнь" к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя. Особенностью подготовки квалифицированного специалиста является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих личностных успехов.

Педагогический  контроль является одним из важнейших  факторов продуктивности обучения, так  как реализует закономерности развития дидактического процесса. Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание К.Д. Ушинский, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев.

Вузовская система балльных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося  в процессе обучения, фиксируя в  ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.

Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.

Тема  данной курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день. Ведь сегодня меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса.

Процесс обучения предполагает наличие результатов  обучения. О соответствии целей и  результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому. Сами же измерительные инструменты во многом зависят от характера критериев, применяемых оценочных шкал.

В связи с этим обнаруживается необходимость комплексного решения таких вопросов как сочетание форм и методов контроля, разработка системы оценивания, а также роли системы рейтинг-контроля как одного из важнейших мотивирующих факторов. Это позволило сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в анализе учебной успешности учащихся.

Объектом исследования курсовой работы является процесс мотивации.

Предмет исследования: использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации учащихся.

Цель исследования:  описать использование рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации.

Задачи исследования:

- проанализировать проблему мотивации в современной педагогической теории и практике.

- определить сущность рейтинговой системы;

- разработать  конспект учебного занятия по  дисциплине «Теория и практика  связей с общественностью» на  тему «Паблик рилейшнз в системе  маркетинговых коммуникаций».

Методы исследования. На различных этапах работы для решения поставленных задач использовался комплекс методов, среди которых:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- изучение и анализ действующих учебных планов и рабочих программ различных учебных заведений;

- изучение и обобщение педагогического опыта;

- статистико-математические методы обработки данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы контроля и  оценки знаний

 

1.1 Проблема мотивации учащихся  в современной системе образования 

Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия.

Мотивация – довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности.

Структура мотивации формируется в результате осмысленного отражения действительности. Смысл деятельности человека, в том числе и учебной, не только в том, чтобы получить определенный результат, но и в самой деятельности, в том, чтобы проявлять физическую и умственную активность. Так же как и физическая, мышечная активность, умственная активность сама по себе доставляет человеку удовольствие и является специфической потребностью.[4, стр.15]

Формирование  мотивации учения – это решение  вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти регресс, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики.

Результаты  диагностики степени готовности выпускников школ к обучению в  ВУЗе, один из диагностических компонентов  которой – мотивационная готовность к обучению, свидетельствуют, что  среди студентов, поступивших в  ВУЗ, более половины имеют высокую  степень учебной мотивации, остальные – среднюю. Причем все учащиеся хотят в ВУЗ, желают учиться, готовы к принятию нового статуса – студента.

Изучение  педагогических и психологических  разработок по мотивации, показало, что  мотивационная сторона учения студента в практике обучения, по мнению ученых, наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижения отдельных передовых учителей, чем предметом целенаправленной систематической работы.

В.С.Мерлин считал, что “необходимо управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний”, иначе приобретение знаний становится неким механическим, неосознанным процессом. На занятии же преподаватель зачастую нацеливает студентов на выполнение определенных учебных действий, операций. Часто учащиеся учатся, не осознавая цикла всей учебной деятельности, при этом не отдают себе отчета в том, зачем они учатся и чем руководствуются в учении. Учебная мотивация в рамках личностно-ориентированного, гуманистического, подхода должна идти не через принуждение, а через осознание. [12, стр.5]

Успешная  учебная мотивация в рамках образовательного учреждения возможна, прежде всего, при  действии единой системы активного  воздействия на мотивы обучения учащихся. Основополагающим компонентом мотивации учебной деятельности учащихся является изменение структуры учебного процесса, введение новой технологии оценивания результатов обучения.

 

1.2 Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели. 

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей. (Б.Г. Ананьев)

Рейтинг студентов - метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом. (В.С.Аванесов)

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. (М.П.Батура, Л.В.Ломако)[10, стр.3]

Обычно  под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

Принят  и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс (т.е. индекс по сумме  отметок).

В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.)

В своей  совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок  изучения учебной дисциплины и отметку  ее усвоения. В их числе:

- рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента  и его результаты на экзамене ( зачете);

- совокупный семестровый  рейтинг, отражающий успеваемость  студента по всем предметам,  изучаемым в данном семестре;

- заключительный  рейтинг за цикл родственных  дисциплин, изучаемых в течение  определенного периода;

- интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В основе рейтинговой  системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний:

1. Весь курс обучения  по предмету разбивается на  тематические разделы, контроль  по которым обязателен.

2. По окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащихся с оценкой в баллах.

3. В конце обучения  определяется сумма набранных  за весь период баллов и  выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов  по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы  учитель и учащийся заключают  договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается  бланк договора «Преподаватель –  Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговая система  контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями  в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных  форм обучения, в том числе специальные  занятия по коррекции знаний и  умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Большую роль при  работе по технологии индивидуального обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выбирают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких оргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдавший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особенностей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Информация о работе Рейтинговый контроль успеваемости знаний в вузе