Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:14, курсовая работа
Целью данной работы является разработка системы формирования умений решать логические задачи во внеурочной деятельности в 5-6-х классах.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Раскрыть сущность логических задач и их роль в развитии логического мышления.
Проанализировать действующие учебники по математике для 5-6-х классов и программу по математике для общеобразовательных школ.
Разработать систему логических упражнений и задач, которые можно использовать в качестве программного материала для внеклассных или кружковых занятий.
Тема: «Решение логических задач во внеурочное время»
Объект: развитие логического мышления в среднем звене.
Предмет: использование логических задач во внеурочной деятельности школьниками среднего возраста.
Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. «Главная задача обучения математике, причём с самого начала, с первого класса, – учить рассуждать, учить мыслить», – писал ведущий отечественный методист А.А. Столяр.
Значительное место вопросу обучения логическим задачам уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путём выявлял особенности мышления детей.
Культура мышления предполагает хорошее развитие основных мыслительных способностей: совершать точный анализ содержании задач; выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения; проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями. Несмотря на свою необязательность для школьника, внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов по математике не снимает необходимости провидения внеурочных занятий.
Проблемой внедрения в школьный курс математики логических задач занимаются не только исследователи в области математики, но и педагогики и психологии. Поэтому, при написании работы использовалась специализированная литература, как первого, так и второго направления.
Мы остановимся в своей работе именно на логическом мышлении школьников; задачах логического и занимательного характера, рассмотрим различные их виды и классификации, а также способы и методы решения таких задач.
Изложенные выше факты определили выбранную тему: «Решение логических задач во внеурочное время».
В связи с этим выделим объект исследования – развитие логического мышления.
Предмет исследования – использование логических задач в 5-6-х классах во внеурочной деятельности.
Целью данной работы является разработка системы формирования умений решать логические задачи во внеурочной деятельности в 5-6-х классах.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Можно предположить, что развитие логичности мышления в процессе решения нестандартных задач способствует формированию умственных приёмов деятельности, творческих способностей учащихся, развитию интеллекта, повышению успеваемости.
Для решения
поставленных задач и проверки исходных
предположений автором
Педагогическая
практика показывает, что у основной
массы учащихся здравый смысл
опережает математическую подготовку.
Это обусловливает высокий
Необходимо отметить, что решение и составление логических задач способствуют развитию мышления гораздо в большей степени, чем решение тривиальных задач, которые в основном развивают память учащихся. В результате различных попыток составления и решения логических задач мы остановились на следующем алгоритме. Его суть такова:
1. Определение содержания текста (выбор объектов или субъектов).
2. Составление полной информации о происшедшем событии.
3. Формирование задачи с помощью исключения части информации или ее искажения.
4. Произвольное
формулирование задачи. В случае
необходимости (недостаток
5. Проверка возможности решения с помощью рассуждений. Получение единственного непротиворечивого ответа означает, что условие составлено верно. Если нет, то необходимо обратиться к дополнительному п. 6.
6. В составленном условии не хватает информации, либо имеющаяся информация противоречиво искажена. Изменяем или дополняем условие задачи, после чего необходимо обратиться к п. 5.
Приведем пример составления задачи с использованием алгоритма.
1. Объекты: газеты «Лопух», «Фикус» «Крапива».
2. Исходная
информация: через месяц
прекращается выпуск газеты «
3. Для составления задачи искажаем и формацию. Делаем ее логически противоречивой.
В газетах появились противоречивые сообщения:
«Лопух»: закрывается газета «Фикус».
«Фикус»: закрывается газета «Крапива».
«Крапива»: закрывается газета «Лопух».
4. Записываем условие задачи: «Газеты «Лопух», «Фикус» и «Крапива»
вышли с экстренными сообщениями:
«Лопух»: закрывается газета «Фикус».
«Фикус»: закрывается газета «Крапива».
«Крапива»: закрывается газета «Лопух».
Какая газета не будет выпускаться, если закрывается только одна из них и известно,
что одна газета сообщила правду, а две солгали?»
5. Рассмотрев три варианта, нетрудно установить, что решение найти невозможно. Переходим к следующему действию алгоритма.
6. Уточняем информацию.
Во-первых, допускаем, что лгут
все газеты, и, во-вторых, дополнительно
изменяем сообщение газеты «
Вернемся к п. 5.
5. Рассмотрим три варианта.
а) Закрывается «Лопух». Составим таблицу:
«Лопух» |
«Фикус» |
«Крапива» |
0 |
1 |
1 |
Не удовлетворяет условию задачи.
б) Закрывается «Фикус». Составим таблицу:
«Лопух» |
«Фикус» |
«Крапива» |
1 |
1 |
0 |
Не удовлетворяет условию задачи.
в) Закрывается «Крапива». Составим таблицу:
«Лопух» |
«Фикус» |
«Крапива» |
0 |
0 |
0 |
Это решение задачи.
Многолетний опыт использования алгоритма подобного рода показывает, что составление логических задач расширяет воспитательные возможности учителя, так как существенно сближает математику с гуманитарными предметами. Ребенок включается в составление задач, опираясь на свое воображение и личный жизненный опыт. Дети часто наполняют задачи психологическим подтекстом и пережитыми жизненными ситуациями. Некоторые задачи могут стать поводом для бесед.
Применять приведенный алгоритм можно, начиная со II—III классов. Но особенно продуктивно его использование с учениками VI—VIII классов, так как в этом возрасте у них пробуждается интерес к познавательной деятельности.
При решении логических задач можно использовать различные методы. В соответствии с использованным методом решения выделим следующие типы логических задач:
1) Задачи,
решаемые методом «здравых
2) Задачи, решаемые с помощью таблиц;
3) Задачи, решаемые с помощью алгебры высказываний;
4) Задачи, решаемые построением графов.
Заметим, что
эта классификация весьма условна,
потому что многие задачи могут решаться
несколькими способами
Программа по математике для V-VI классов ставит задачу обобщения и развития на новом материале полученных в начальной школе математических знаний, умений и навыков учащихся и проведения пропедевтического обучения с целью подготовки учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Большинство понятий в этом курсе вводится на примерах, задача научиться определять понятия не ставится, хотя ведется подготовка к ней на следующем этапе обучения и для некоторых понятий уже даются определения. Выводы относительно свойств изучаемых объектов (математические суждения) делаются, исходя из наглядного рассмотрения и опытного обоснования фактов, использования и обобщения жизненного опыта учащихся; сохраняется общий индуктивный характер изложения материала. Неполная индукция и аналогия (например, при доказательстве свойств арифметических действий, признаков делимости, геометрических фактов) являются основными видами умозаключений, но постепенно появляются и дедуктивные умозаключения, учащимся дается возможность почувствовать логику рассуждений и отличие дедуктивных доказательств от экспериментальных.
Постоянное обращение к опыту, практике, эксперименту дает возможность показать корни математических понятий в практической деятельности людей и их применение, что подготавливает воспитание элементов диалектико-материалистического мышления; в процессе обучения с развитием анализа, синтеза, обобщения, способности к конкретизации понятий обобщаются как образные, так и отвлеченные компоненты мышления, намечается постепенный переход от преобладания наглядно-образного и практически-действенного к преобладанию отвлеченного, понятийного мышления.
В подавляющем
большинстве учебников и
Необходимо более активно заниматься разработкой методических пособий и рекомендаций, направленных на развитие навыков в применении общих форм математической деятельности, таких, как:
Информация о работе Решение логических задач во внеурочное время