Решение логических задач во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка системы формирования умений решать логические задачи во внеурочной деятельности в 5-6-х классах.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Раскрыть сущность логических задач и их роль в развитии логического мышления.
Проанализировать действующие учебники по математике для 5-6-х классов и программу по математике для общеобразовательных школ.
Разработать систему логических упражнений и задач, которые можно использовать в качестве программного материала для внеклассных или кружковых занятий.

Файлы: 1 файл

Курсовая Решение логических задач.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Данный принцип  применяется при обучении логическим задачам. Об этом свидетельствует широкое использование в процессе решения задач таблиц, графов, блок-схем.

4) принцип научности;

Исходя из принципа научности образовательный материал, составляющий содержание школьного обучения, должен в определенной мере соответствовать уровню современной науки.

Принцип научности  требует знания общих методов  научного познания, наиболее эффективным  из которых является построение математических моделей изучаемых явлений.

Принцип научности  требует также формирования у  учащихся представлении о процессе познания и его закономерностях.

При обучении логическим задачам материал, с которым знакомит учитель учащихся, никак не расходится с научными знаниями, не противоречит им.

5) принцип прочности  знаний;

Прочные знания, умения и навыки необходимы для формирования у учащихся научного мировоззрения, развития их способностей, подготовки к практической деятельности. А опираться на приобретенные знания, умения и навыки можно лишь в том случае, когда они усвоены твердо и длительное время удерживаются в памяти.

 Так как  решение логических задач является  не самоцелью, а средством обучения, то поиск  способов решения,  закрепление в памяти тех приемов,  которые были использованы, выявление  условий возможности применения  этих приемов, обобщение задачи – все это дает возможность школьникам учиться на задаче; развивать навыки логического и творческого мышления в процессе решения задач, которые впоследствии будут необходимы ученикам не только в математики, но и в других областях.

Активизация внеклассной работы по математике признана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание заниматься ею дополнительно. Как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной деятельности по приобретению новых знаний, т.е. путём самообучения.

 

И, наконец, решение  логических задач на внеклассных  занятиях повышает эффективность учебной  деятельности, так как усиливает  интерес к математике, развивает  творческие способности учащихся.

Определим программу обучения решению логических задач на занятиях математического кружка исходя из выше приведенных дидактических принципов.

Название темы

Количество  часов

1.   Знакомство  с логическими задачами.                                 

2.   Задачи, решаемые методом «здравых рассуждений».     

A) затруднительные  положения;                                              

Б) взвешивания;                                                                               

B) другие задачи.                                                                     

3.   Задачи, решаемые с помощью таблиц.                           

A)  задачи  на установление соответствия  между элементами различных

 множеств;                                                                               

Б) задачи с ложными  высказываниями;                                                              

B) турнирные  задачи.                                   

3.   Задачи, решаемые построением графов.                         

4.   Решение  логических задач различными методами.                                                                                    

А) Использование  блок – схем;                                                   

Б) Использование  других методов моделирования.

Всего: 1 час

Всего: 7 часов

 

3 часа

2 часа

2 часа

Всего: 10 часов

 

4 часа

4 часа

2 часа

Всего: 5 часа

Всего: 4 часа

2 часа

2 часа

Всего:

27 часов


 

Заключение

 

Таким образом, внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитию умений применять полученные на уроках знания к решению логических задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей.

Важнейшей задачей  математического образования является вооружение учащихся общими приёмами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл  поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоение навыков алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчётливо выражать свои мысли, а с другой стороны – развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения).

Именно математика предоставляет благоприятные возможности  для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости  в преодолении трудностей, упорства в достижении целей. Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления человека, прежде всего, абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления – такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т.д.

Обучение  математике будет развивающим, если оно будет развивать логическое мышление и интуицию учеников, если оно сумеет обеспечить такое их сочетание в учебном процессе, в котором логика и интуиция участвуют в процессе научного математического поиска. Развитие интуиции и логики в обучении – это две стороны единого процесса – развития  логической культуры. На наш взгляд, сформировать и развить логическую культуру школьников поможет решение ими логических задач.

В нашей  работе мы ознакомились с понятием «логическая задача», выделили типологию  логических задач, рассмотрели методы обучения и методы их решения, разработали  систему решения логических задач во внеурочное время.

 

Библиография

 

  1. Березина, Л.Ю. Графы помогают решать задачи // Математика в школе. - 1972.- № 2.
  2. Бизам, Д., Герцег, Я. Игра и логика.- М.: Мир, 1975.
  3. Бизам, Д., Герцег, Я. Многоцветная логика. 175 логических задач.- М.: Мир, 1978.
  4. БСЭ под ред. Введенского, Б.А., 16 том.- 2-е изд.- М.: Гос. Науч. изд-во, 1957.
  5. Ведерникова, Т.Н., Иванов, О.А. Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики // Математика в школе. - 2002. - № 3.
  6. Гарднер, М. А ну-ка догадайся! - М.: Мир, 1984.
  7. Гарднер, М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1971.
  8. Гарднер, М. Математические досуги. – М.: Мир, 1972.
  9. Депман, И.Я. Первое знакомство с математической логикой. - Л., 1965.
  10. Дорофеев, Г.В., Петерсон, Л.Г. Математика, 5 класс. - М.: Просвещение, 1996.
  11. Епишева, О.Б., Крупич, В.И. Учить школьников учиться математике: формирование приёмов учеб. деятельности: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  12. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах: Пособие для учителей /Сост. В. Ю. Сафонова; Под ред. Д.Б. Фукса, А.Л. Гавронского. – М.: МИРОС, 1983.
  13. Заесенок, В.П. Подумай и ответь (Логические задачи). - М., 1996.
  14. Заесёнок, В.П. Эвристические приёмы решения логических задач. // Математика в школе. – 2005. -  № 3.
  15. Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, 1979.
  16. Каплан, Б.С. Методы обучения математике. – Минск: Народная асвета, 1981.
  17. Клименченко, Д.В. Задачи по математике для любознательных. - М.: Просвещение, 1992.
  18. Колмогоров, А.Н. Математика - наука и профессия. – М.: Наука, 1988.
  19. Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. - М.: Наука, 1965.
  20. Кордемский, Б.А. Очерки о математических задачах на логику. - М.: Просвещение,1987.
  21. Левитас, Г.Г. Задачи для 5-6 классов. - М.: Просвещение, 2002.
  22. Лихтарников, Л.М. Логические задачи: Элементы математической логики. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976.
  23. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. / Сост. В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
  24. Никольская, И.Л. Привитие логической грамотности при обучении математике. Автореф. Канд. Дис. - М., 1973.
  25. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического    образования. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995.
  26. Пчелинцев, Ф.А., Чулков, П.В. Математика. 5-6 класс. Уроки математического мышления. – М.: 1998.
  27. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе. - М.: Просвещение,2002.
  28. Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. - М.: МПСИ «Флинта», 1998.
  29. Шеврин, Л.Н. и др. Математика: учебник - собеседник для 5 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1994.
  30. Шейнина, О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.
  31. Эрдниев, П.М. Математика: учебник для 5-6 классов средней школы. - М., 1993.     

 

 

 

 


Информация о работе Решение логических задач во внеурочное время