Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:53, курсовая работа
Начать свое рассуждение хотелось бы с цитаты из книги братьев Стругацких «Трудно быть богом»: «Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди и таков наш мир».
Режиссерский анализ
1.1. Обоснование выбора…………………………………………………
1.2. Сюжет…………………………………………………………………
1.3. Автор, драматург, время……………………………………………..
1.4. Идейно–тематический анализ…………………………………………
1.5. Жанр произведения…………………………………………………….
2. Режиссерский замысел и постановочный план
2.1. Сверхзадача……………………………………………………………..
2.2. Сквозное действие……………………………………………………
2.3. Событийный ряд………………………………………………………
2.4. Идейно – смысловые акценты событий……………………………….
Художественно–образное решение
2.5. «Зерно» постановки…………………………………………………….
2.6. Жанр……………………………………………………………………..
2.7. Художественный образ…………………………………………………
Система образов и сценическое решение характеров
2.8. Краткая характеристика героев произведения……………………….
2.9. Сценическое решение характеров……………………………………..
2.10. Система образов……………………………………………………….
3. Постановочный план. Выразительные средства
режиссера
3.1. Мизансцены……………………………………………………………
3.2. Атмосфера и темпо – ритм…………………………………………….
3.3. Особенности композиционного строя
Художественные компоненты спектакля
3.4. Музыкально – шумовое оформление………………………………….
3.5. Световая партитура…………………………………………………….
3.6. Выписка на бутафорию и реквизит…………………………………..
3.7. График работы над спектаклем………………………………………..
3.8. Приложения………………………………………………………
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Факультет режиссуры, актерского искусства и хореографии
Кафедра актерского искусства
Курсовая работа по режиссуре на тему:
«Режиссерский замысел и постановочный план по пьесе Валентина Красногорова «Жестокий урок»
Выполнила: студентка 41 РТК группы
Таланова Н.А.
Проверил: асс. кафедры актерского искусства
Михайлов К.Г.
Белгород, 2012
Содержание
Система образов
и сценическое решение
2.8. Краткая характеристика
героев произведения……………………….
2.9. Сценическое решение характеров……………………………………..
2.10. Система образов……………………………………………………….
3. Постановочный план.
Выразительные средства
режиссера
3.1. Мизансцены……………………………………………………
3.2. Атмосфера и темпо – ритм…………………………………………….
3.3. Особенности композиционного строя
Художественные компоненты
спектакля
3.4. Музыкально – шумовое оформление………………………………….
3.5. Световая партитура…………………………………………………….
3.6. Выписка на бутафорию и реквизит…………………………………..
3.7. График работы над спектаклем………………………………………..
3.8. Приложения……………………………………………………
Обоснование выбора
Варварство и жестокость существовали всегда, но только в наше время они приняли массовый характер. Бессмысленные войны, терроризм, казни заложников, религиозные распри, межнациональная вражда, геноцид, пытки, насилие, убийства - все это каждый из нас видит и ощущает на себе ежедневно. Мир слишком разогрелся.
(«Жестокий урок»)
Начать свое рассуждение хотелось бы с цитаты из книги братьев Стругацких «Трудно быть богом»: «Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди и таков наш мир».
Печально осознавать это, но наш мир действительно таков. И многие в этом безумном мире говорят о жестокости. О том, что это плохо, о том, что с ней надо бороться. Но весь юмор в том, что основой современного мира и есть жестокость. Он пропитан ею, как помойная тряпка пропитана грязью. На жестокости держаться власть, закон и общество. С проявлением жестокости мы сталкиваемся повсюду: в учреждениях, на работе, в школе, на улице, жестокость лезет даже с экранов телевидения и интернета. : 1) войны, в том числе гражданские, а также более мелкие вооруженные схватки и конфликты регулярных, профессионально обученных войск;
Без жестокости мы не сможем добиться ничего в этой жизни, ибо те, кто ею овладели в совершенстве, нас попросту затопчут. Именно эта черта эволюционировавшего общества позволяет нам двигаться по карьерной лестнице, ставать политиками и убийцами. Некоторые даже считают, что она сделала с обезьяны человека, а с человека – то, чем мы сейчас являемся. И мы не сможем ее побороть, даже если б представить себе абсолютно абсурдную ситуацию, что этого хотим. Крохотное создание, вылезшее в этот жестокий мир, встречает ее, даже еще ничего не понимая. Она входит в естественный порядок вещей. И потом навыки жестокого поведения в обществе развиваются в садике, в школе на улице. И те, кто не усвоил уроки, становятся изгоями общества.
Жестокость стала началом
«ЖЕСТОКИЙ УРОК» – это драма о социальных и психологических корнях жестокости, о тонкой грани, отделяющей нравственные поступки от аморальных. В основу пьесы положен реальный психологический эксперимент, получивший широкий международный резонанс. Двое студентов под руководством профессора в научных целях истязают женщину. Участие в эксперименте серьезно отражается на личных отношениях персонажей.
Наука - действительно жертвенный
процесс, но только в данном конкретном
случае речь идет не о научных истинах,
а в большей степени об истинах
общечеловеческих. Как человек превращается
в раба, безмолвного и бесстрастного
исполнителя чужих приказов? Когда
в нем сдают тормоза совести
и развивающаяся вследствие этого
атрофия сердечной мысли
Диалектика жестокости, почти мгновенно перерождающейся в сладострастное палачество, во всепоглощающую страсть, открытие человеком в самом себе черной бездны зла – главные проблемы пьесы «Жестокий урок». Пьеса живо поглощает главным, насущным человечеству в любые времена – раскрытием природы человеческого зла. Ответственностью свободы. Стремлением прятаться за близкий авторитет в оправдании того в себе, чему оправдания нет. Поэтому в наши дни, когда насилие и терроризм становятся частью обыденной жизни, эта пьеса приобретает особую актуальность.
Сюжет
Профессор психологии Кольцов приглашает двух студентов психологии (Киру и Михаила) для участия в его эксперименте, целью которого является установить, способствует ли страх наказания обучению или нет.
Задача Киры и Михаила - играть роль “учителей”, а Алисе (ассистентке Кольцова) - роль “ученика”, который будет сидеть на «электрическом» стуле и за каждую ошибку получать удар электрического тока. Кира и Михаил должны сделать так, чтобы “ученик” как можно быстрее и лучше выучил урок (отрывок из Шекспира длиной в двадцать строк). Самое главное - за каждую ошибку «учителя» должны наказывать ученика ударом электрического тока нарастающей силы. Причем, при каждом последующем нажатии кнопки напряжение автоматически повышается на двадцать Вольт, предел напряжения – триста Вольт.
Первой к эксперименту приступает Кира. Видя страдания Алисы, Кира отказывается довести эксперимент до конца, остановившись на отметке в 80 Вольт. Следующим эстафету подхватывает Михаил. Он настолько входит во вкус роли «учителя», что начинает проявлять зверскую жестокость в отношении «обучения» Алисы. В этом эксперименте Михаил доходит до критической отметки – 300 Вольт. Издерганная и замученная ударами тока Алиса обвисает на ремнях кресла без чувств. Наблюдающая весь происходящий эксперимент и пытающаяся остановить Михаила, Кира, думая что Михаил убил Алису, пытается вызвать скорую. И вот здесь открывается самое интересное и неожиданное. Оказывается, что никакого тока и не было. И целью эксперимента не было исследование методов обучения. Все это было подстроено для того, чтобы выяснить, до каких пределов доходит человек, причиняя боль невинной жертве по указанию руководителя, и, если он откажется, то на какой стадии. Таким образом, выяснилось, что Кира – отличается большой человечностью, чего нельзя сказать о Михаиле.
Автор, драматург, время
Красногоров, Валентин Самойлович (настоящая фамилия Файнберг) (20.12.1934, Л-д) – драматург, химик-технолог, прозаик, теоретик драмы.
Отец — инженер-электрик, мать – учительница. Учился в школе в Эстонии и закончил Таллиннский политехнический институт (1956). Специальность по диплому: «химическая технология топлива». В этой же области работал с 1961 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте, где защитил кандидатскую диссертацию и преподавал (сначала в должности доцента, затем профессора). Занимаясь технологией переработки нефти и горючих сланцев, охраной окружающей среды, Красногоров защитил в 1974 г. докторскую диссертацию, опубликовал 4 книги, ок. 100 статей. Естественным переходом от научно-технической деятельности к художественной — стали произведения о химии и химиках: «Подражающие молниям» (об истории взрывчатых веществ), биографии: «Юстус Либих», «Альфред Нобель».
Герои ранних его сатирических комедий («Настоящий мужчина», «Кто-то должен уйти») — также научные сотрудники, работники КБ, быт которых Красногоров хорошо знает. Научный, системный подход сказывается и в композиции его пьес — им свойственна подчеркнутая жесткость, известная геометричность. С первых же шагов Красногоров как писатель столкнулся с советской цензурой. «Настоящий мужчина», написанный в 1968 г., увидел свет рампы только в 1976 (Театр на Литейном). К. отозвался на это явление книгой по истории русской и советской цензуры «У мысли стоя на часах» (1978, самиздат, в 1990 – сокр. ред. в «Неве»). Цензура беспокоилась не напрасно. «Кто-то должен уйти» (1976) — одна из самых острых сатирических комедий за последние несколько десятилетий. Несмотря на внешнюю камерность, в ней показана абсурдность общественной системы, построенной на уничтожении всего полезного, талантливого и генерировании безделья, бессмыслицы. Система запрограммирована на самоуничтожение. Хотя значение пьесы не было осознано критикой, она стала одной из самых успешных в творчестве драматурга, играется во всем мире вплоть до настоящего времени.
Владея четким построением сюжета пьес, отточенным диалогом, К., тем не менее, вступил в драматургическую мастерскую И.Дворецкого (вместе с Л.Разумовской, С.Злотниковым, А.Галиным, А.Соколовой и др.). Пробовал себя в разных жанрах, обращался к разным эпохам. Библейские тексты послужили материалом для его пьесы «Песнь песней». «Рыцарские страсти» переносят зрителя в эпоху испанского «золотого века», «Этот слабый нежный пол» — во Францию XVII в. К. сочиняет публицистические драмы («Дело Бейлиса»), детективы («Ноги женщины № 2», «Приглашение к убийству»). К. использует элементы гиньоля, гротескную образность, однако со временем все чаще обращается к сфере интимной, где в отношениях между мужчиной и женщиной проявляется давящая неподвижность бытия. В «Шествии гномов» (1978), «Прелестях измены» (1979) над героями довлеет постоянный страх, диалог возвращается к одной и той же мысли. Этот лирико-психологический абсурдизм станет и в дальнейшем приметой драматургического стиля писателя.
В 1991 К. уехал в Израиль. Здесь он попытался уже не пером, а в конкретной общественно-политической деятельности сделать мир разумнее. Помимо научной работы (в 1997-2001 он – вице-президент Союза ученых Израиля), выступлений в русскоязычной прессе (свыше 100 публикаций на различные общественные и политические темы), К. занял пост заместителя мэра Хайфы (1998-2003), избирался депутатом городского совета Хайфы. Как заместитель мэра он реально помогал жизнеустройству иммигрантов из России.
Для литератора К. годы, проведенные в Израиле, стали временем подведения итогов. Он выпустил сборник своих пьес под названием «Прелести измены» и теоретическую книгу «Четыре стены и одна страсть, или Драма – что же это такое?». В ней стремился определить, в чем состоит специфика драмы по отношению к другим видам литературы. В своем исследовании К. рассматривал вопросы действия, композиции, драматического диалога. Текст книги послужил материалом для курса теории драмы, который К. читал в 2009-2011 в Санкт-Петербургском университете культуры и искусства. В 1997 К. перевел с иврита пьесу Х.Левина «Торговцы резиной». Постановка комедии (под названием «Потерянные в звездах») на сцене Театра на Литейном награждена «Золотой маской».
В 2005 К. вернулся в С.Петербург и еще ранее, с 2002 после 14-летнего перерыва вернулся к активной драматургической деятельности. С 2002 по 2012 он написал 19 пьес и 3 сценария. Помимо традиционных для К. гротескных приемов, парадоксальности, неожиданных финалов, в его творчестве появилась склонность к драматизации лирической комедии («Лебединая песня», «Комната невесты», «Его донжуанский список»). Он написал психологическую драму («Лунный свет между тенями елей»), пьесу-притчу («Райские врата»), использовал приемы клоунады («Балаган»), пародию на «новую драму» и детскую кукольную сказку «Страшный разбойник». Его увлекает раскручивание головоломного сюжета (например, в «Любви до потери памяти»), мышление как драматурга парадоксально. Он сочиняет камерные пьесы (для двух-трех персонажей) и многофигурные композиции, в которых проблема рассматривается в нескольких ракурсах. В «Комнате невесты» 16 женщин постепенно втягиваются в действие, до предела заостряют ситуацию, пока она не завершается мнимым хеппи-эндом. В известном смысле, он — современный классицист. Многим его произведениям присуще единство места, времени и действия, что вовсе не приводит к одноплановости. Скажем, занимательная сюжетная и словесная игра в «Театральной комедии» подчеркивает относительность реального и художественного. По тематике, жанру произведения К. разнообразны и ориентированы на разную аудиторию.
Особое
место среди пьес 2000-х гг. занимает
социальная драма «Жестокий урок»,
главным образом, адресованная молодежи.
По форме, она представляет собой
театрализованный психологический
эксперимент. По сути, попытку разобраться
в пружинах, которые управляют
обществом. Одной из таких пружин
является легкая внушаемость