Режиссерский замысел и постановочный план по пьесе Валентина Красногорова «Жестокий урок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Начать свое рассуждение хотелось бы с цитаты из книги братьев Стругацких «Трудно быть богом»: «Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди и таков наш мир».

Содержание работы

Режиссерский анализ
1.1. Обоснование выбора…………………………………………………
1.2. Сюжет…………………………………………………………………
1.3. Автор, драматург, время……………………………………………..
1.4. Идейно–тематический анализ…………………………………………
1.5. Жанр произведения…………………………………………………….
2. Режиссерский замысел и постановочный план
2.1. Сверхзадача……………………………………………………………..
2.2. Сквозное действие……………………………………………………
2.3. Событийный ряд………………………………………………………
2.4. Идейно – смысловые акценты событий……………………………….
Художественно–образное решение
2.5. «Зерно» постановки…………………………………………………….
2.6. Жанр……………………………………………………………………..
2.7. Художественный образ…………………………………………………
Система образов и сценическое решение характеров
2.8. Краткая характеристика героев произведения……………………….
2.9. Сценическое решение характеров……………………………………..
2.10. Система образов……………………………………………………….
3. Постановочный план. Выразительные средства
режиссера
3.1. Мизансцены……………………………………………………………
3.2. Атмосфера и темпо – ритм…………………………………………….
3.3. Особенности композиционного строя
Художественные компоненты спектакля
3.4. Музыкально – шумовое оформление………………………………….
3.5. Световая партитура…………………………………………………….
3.6. Выписка на бутафорию и реквизит…………………………………..
3.7. График работы над спектаклем………………………………………..
3.8. Приложения………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по режиссуре.docx

— 55.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановочный план. Выразительные средства режиссера

Мизансцены

 

При постановке пьесы «Жестокий  урок» будут доминировать типовые  и характерные мизансцены, а именно: круговые, угловые, по точкам, линейные, диагональные, ломанные и некоторые  другие.

Диагональные мизансцены будут пересекаться, подчеркивая  конфликтные ситуации, вызванные  разногласиями между героями.

Вертикальные мизансцены будут связаны с наличием монологов  и споров у героев.

Особенно часто будут  преобладать треугольные мизансцены, это объясняется тем, что в  середине сцены будет располагаться  стул, на котором будет сидеть Алиса, соответственно герои будут по бокам  от стула.

Финал характеризуется «немой»  сценой, где все герои находятся  на первом плане.

Атмосфера

Общая атмосфера  спектакля - черная сцена, прорезанная  белыми нитями электрических проводов, предельная скупость декораций, прямые линии и острые углы плюс резкость контрастов – все это создает  атмосферу напряженности и психологического давления, необходимых для реализации моей постановки в узких рамках сценической  условности.

Так как жанр пьесы  – психологическая драма, то уже  с начала первого действия атмосфера  несет в себе характер напряженности  и ожидания, т.е. до момента появления  на сцене Кольцова и Алисы. С появлением Кольцова атмосфера становится еще  более напряженной, это чувствуется  в поведении героев. Начало эксперимента – еще более напряженное, психологически давящее, с вкраплениями жестокости.  После провала Киры в эксперименте напряженность и давление несколько  спадают, наступает затишье… затишье перед бурей. Потому что в сцене участия Михаила в эксперименте атмосфера напряженности, психологического давления и жестокости достигает своего апогея. Жестокость открывшейся истины невыносима, но как иначе привлечь зрителей к осознанию важнейших откровений в человеческих отношениях? Постепенно разливающуюся на сцене жестокость  подчеркивает и цветовое решение этой постановки - черное, белое и всплески красного цвета, доминирующего в финале.

Темпо –  ритм

Событие

Темп

Ритм

  1. Приход Киры и Михаила в лабораторию Кольцова.

Умеренный

Учащенный

  1. Приход Кольцова и Алисы.

Быстрый

Учащенный

  1. Рассказ Кольцова о цели эксперимента

Быстрый

Учащенный

  1. Начало эксперимента, где в качестве «учителя» выступает Кира

Быстрый

Учащенный

  1. «Провал»  эксперимента с Кирой

Умеренный

Скачкообразный

  1. Продолжение эксперимента, где уже в роли учителя выступает Михаил

Быстрый

Пульсирующий

  1. Физические страдания Алисы, вызванные «вхождением во вкус» Михаила – учителя

Быстрый

Скачкообразный

  1. Неожиданное появление Киры, пытающейся остановить «жестокий» эксперимент

Очень быстрый 

Скачкообразный

  1. «Убийство» Михаилом  Алисы

Очень быстрый

Взрывной

  1. Раскрытие истинной цели эксперимента

Умеренный

Пульсирующий

  1. Уход Алисы и Михаила

Умеренный

Учащенный

  1. Объяснение в любви между Кольцовым и Кирой

Умеренный

Учащенный

  1. Возвращение Михаила, и его последующая переоценка жизни

Умеренный

Скачкообразный 


 

Композиция

 

Экспозиция – приход Михаила и Киры

 

Завязка – разъяснение Кольцовым цели эксперимента

 

Развитие действия:

  - подготовка к эксперименту

-   начало эксперимента, где в качестве учителя выступает  Кира

- провал эксперимента  с Кирой

- продолжение эксперимента, где в качестве учителя выступает  уже Михаил

- неожиданное появление  Киры, пытающейся остановить «жестокий  урок»

 

Кульминация -  «Убийство» Михаилом  Алисы

Развязка – окончание эксперимента, раскрытие истинной цели эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественные  компоненты спектакля

Музыкально-шумовое  оформление

Музыкальная партитура

Номер трека

Включение

Выключение 

Примечания 

1

После слов Киры: «Прекрати! Прекрати сейчас же!»

После того, как Алиса перестает  кричать и, обмякнув, повисает на ремнях кресла.

Музыка убирается резко

2

После слов Кольцова: «Так что наберитесь терпения. Прошу вас».

После слов Кольцова: «Психологи обязаны попытаться понять, что происходит».

Музыка плавно вводится, и также плавно убирается

3

После слов Киры: «Ну, а во-вторых?»

После слов Кольцова: «Потому что я считаю для себя невозможным испытывать девушку, в душевных качествах которой я не сомневаюсь и которую я... которую я...»

Музыка плавно вводится, убирается резко

4

После слов Кольцова: «Михаил, возьмите себя в руки».

До конца спектакля

Вводится плавно, после  монолога Михаила громкость увеличивается  и заканчивается на форте


 

Что касается шумов, то в  постановке будет использоваться характерный  звук для нажатия кнопки.

Световая партитура

Точка отсчета

Программа

Точка отсчета  на перемену

Программа

Дополнительное к программе

После того, как зал полон

Общий приглушенный свет

Начало эксперимента

Высвечивается стул, остальное - затемнено

 

Провал эксперимента

Тот же свет, что и в  начале действия

Продолжение эксперимента

Высвечивается стул, остальное - затемнено

В кульминационном моменте  должны быть всплески красного света


 

Выписка на бутафорию  и реквизит

Персонаж 

На сцене 

За сценой

На руках

Кольцов

Несколько учебников по психологии, в том числе и томик Шекспира

……………………….

Шариковая ручка и блокнот

Алиса

…………………….

…………………………

Дамская сумочка


 

Декорации – стол со стулом, «электрический» стул, диван – софа, 2 шкафа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График работы над спектаклем

Содержание работы

Дата проведения

Место проведения

Персонажи и ответственные

Встреча с потенциальными участниками спектакля. Обсуждение идеи и темы спектакля. Знакомство с текстом пьесы.

2.04.2012

Малый зал

Режиссер и актеры

Чтение пьесы. Разбор основных событий пьесы. Раздача ролей

3.04.2012

Малый зал

Режиссер и актеры

Чтение пьесы по ролям. Обсуждение характеров персонажей. Выявление конфликтов между персонажами в каждой сцене.

4.04.2012

Малый зал

Режиссер и актеры

Репетиция  сцен, Работа над логикой действий персонажей и их конфликтами друг с другом.

5.04.2012

Малый зал

Режиссер и актеры

Репетиции сцен. Работа с реквизитом.

6.04.2012

Малый зал

Режиссер и актеры

Репетиции сцен. Выстраивание мизансцен.

9.04.2012

Малый зал

Режиссер и актеры

Репетиции сцен. Выстраивание мизансцен. Актеры работают с выученными словами.

10.04.2012

Малый зал

Режиссер и актеры

Прогон драматической  части спектакля. Выстраивание событийного  ряда. Обсуждение светового решения  спектакля.

11.04.2012

Малый зал

Режиссер, актеры, светооператор

Репетиция 1-го и 2-го действия. Расстановка музыкальных акцентов. Монтировка декораций.

12.04.2012

Малый зал

Режиссер, актеры, звукорежиссер, помощник режиссера

Прогон драматической  части спектакля с музыкой  и светом. Монтировка декораций.

13.04.2012

Малый зал

Режиссер, помощник режиссера, актеры, звукорежиссер, светооператор

Полный прогон спектакля.

16.04.2012

Малый зал

Режиссер, актеры

Технический прогон.

17.04.2012

Малый зал

Режиссер, помощник режиссера, актеры, звукорежиссер, светооператор

Полный прогон спектакля  в костюмах.

18.04.2012

Малый зал

Режиссер, помощник режиссера, актеры, звукорежиссер, светооператор, костюмер

Корректировка не совсем удачных  фрагментов спектакля.

19.04.2012

Малый зал

Режиссер, актеры

Полный прогон

20.04.2012

Малый зал

Режиссер, помощник режиссера, актеры

Полный прогон

23.04.2012

Малый зал

Режиссер, помощник режиссера, актеры

Полный прогон

24.04.2012

Малый зал

Режиссер, помощник режиссера, актеры

Полный прогон

25.04.2012

Малый зал

Режиссер, помощник режиссера, актеры

Генеральная репетиция

26.04.2012

Малый зал

Режиссер, помощник режиссера, актеры, звукорежиссер, светооператор

Сдача

27.04.2012

Малый зал

Режиссер, помощник режиссера, актеры, звукорежиссер, светооператор

Премьера

30.04.2012

Малый зал

Режиссер, помощник режиссера, актеры, звукорежиссер, светооператор


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Режиссерский замысел и постановочный план по пьесе Валентина Красногорова «Жестокий урок»