Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 03:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить методику формирования развития творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Гипотеза: Развитие творческого воображения школьников на занятиях будет проходить успешно, если:
внести изменения в творческие задания и упражнения;
использовать эффективные приемы и методы;
разработать критерии сформированности качеств личности творческого воображения;
разработать наглядные пособия для уроков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Современные проблемы развития воображения 7
1.2. Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Организация и проведение поисковой работы 18
2.2. Анализ педагогических программ 21
2.3. Условия проведения эксперимента 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РОЛЬ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
(Курсовая работа по теории и методике обучения изобразительному искусству)
Выполнила: студентка
3 курса, гр. 2906
ИЗО, ОДО
Носова Елена
Олеговна
Поверила: к.п.н.,
Доцент кафедры
Изобразительного
Искусства,
Бакиева Ольга
Афанасьевна
Оценка_______
Тюмень, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Современные проблемы развития воображения 7
1.2. Роль цвета
в развитии творческого
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Организация
и проведение поисковой работы
2.2. Анализ педагогических программ 21
2.3. Условия проведения эксперимента 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Приложение №1. Работы детей 34
Приложение №2. Эскизы наглядных пособий 35
Приложение №3. Фото уроков 37
В современном мире все чаще ставится вопрос о роли воображения в творческом развитии подрастающего поколения, так как оно является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности. В связи с этим, проблема развития творческого воображения школьников является актуальной у учащихся общеобразовательной школы.
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения.
Развитие творческого воображения является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает интеллектуальную инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Проблемой развития творческого воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с определением влияния изобразительного искусства на развитие творческого воображения у школьников, мало разработаны.
С.Л.Рубинштейн пишет: «Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий». Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.1
Одним из способов
развития воображения,
Чувство цвета
– выражение художественной
Одним и первых
исследователей воздействия
Развитие чувства цвета у школьников в процессе изобразительной деятельности представляется одной из актуальных сторон развития ребенка, так как цвет, оказывая физиологическое и психологическое воздействие на человека, способствует развитию органов чувств, является важным средством выразительности в детском художественном творчестве.
Таким образом, выбранная нами тема исследования является актуальной. Необходимо научить детей уже в школьном возрасте выражать при помощи цвета свои чувства и эмоции, сознательно воспринимать и эмоционально переживать цвет и закреплять эти переживания в практической деятельности.
Объектом исследования является образовательный процесс, направленный на развитие творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Предметом исследования является содержание образовательного процесса, приемы использования цвета и методы обучения направленные на развитие творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Цель исследования: изучить методику формирования развития творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Гипотеза: Развитие творческого воображения школьников на занятиях будет проходить успешно, если:
Задачи:
1.Изучить и проанализировать
научную и педагогическую
2.Изучить и проанализировать
школьные программы по
3.Выделить приемы и
методы обучения направленные
на развитие творческого
4.Разработать критерии
сформированности качеств
5.Разработать эскизы
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ
психолого-педагогической, искусствоведческой,
исторической и
- эмпирические методы: анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок;
- вспомогательные методы:
наблюдение, анализ продуктов деятельности,
методы математической
Теоретическая значимость работы: исследована научно-педагогическая литература, уточнено определение художественного воображения.
Практическая значимость работы: разработаны методы, направленные на развитие художественного воображения школьников посредством живописи, разработаны упражнения, наглядные пособия, цветовые схемы и таблицы по цветоведению.
Структура курсовой содержит две главы, введение, заключение, список литературы, приложения.
В современном образовании выдвигается проблема творчества и развития творческого воображения, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Проблема развития воображения учащихся актуальна тем, что оно является не только частью эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и усвоением творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Воображение - это процесс
преобразования представлений, отражающих
реальную действительность, и создание
на этой основе новых представлений.
Принято считать, что воображение
зародилось в процессе труда - специфически
человеческой деятельности, из-за существования
потребности в преобразовании предметов
реального мира. Процесс воображения
всегда протекает в неразрывной
связи с двумя другими
Воображение, считает так же С.Л.Рубинштейн, связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Деятельность воображения, как психический процесс, обеспечивает создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности. Основой воображения служат образы памяти.3
Говоря о воображении,
мы лишь подчеркиваем преобладающее
направление психической
Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.
В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.
Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.
Выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (фантазии во сне). Активное воображение включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое).
В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. А непроизвольное воображение – это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задач. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.
Воссоздающее воображение
- один из видов активного внимания.
Представление новых для
Информация о работе Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся