Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 03:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить методику формирования развития творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Гипотеза: Развитие творческого воображения школьников на занятиях будет проходить успешно, если:
внести изменения в творческие задания и упражнения;
использовать эффективные приемы и методы;
разработать критерии сформированности качеств личности творческого воображения;
разработать наглядные пособия для уроков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Современные проблемы развития воображения 7
1.2. Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Организация и проведение поисковой работы 18
2.2. Анализ педагогических программ 21
2.3. Условия проведения эксперимента 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa (1).docx

— 2.74 Мб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И  ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ ЦВЕТА  В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ

(Курсовая работа по теории и методике обучения изобразительному искусству)

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

3 курса, гр. 2906

ИЗО, ОДО

Носова Елена

Олеговна

 

Поверила: к.п.н.,

Доцент кафедры

Изобразительного

Искусства,

Бакиева Ольга

Афанасьевна

 

 

Оценка_______

 

 

 

Тюмень, 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7

1.1. Современные проблемы развития воображения 7

1.2. Роль цвета  в развитии творческого воображения  учащихся 11

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 18

2.1. Организация  и проведение поисковой работы 18

2.2. Анализ  педагогических программ 21

2.3. Условия  проведения эксперимента 24

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Приложение  №1. Работы детей 34

Приложение  №2. Эскизы наглядных пособий 35

Приложение  №3. Фото уроков 37

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

   В современном мире все чаще ставится вопрос о роли воображения в творческом развитии подрастающего поколения, так как оно является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности. В связи с этим, проблема развития творческого воображения школьников является актуальной у учащихся общеобразовательной школы.

   Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения.

   Развитие творческого воображения является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает интеллектуальную инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний. 

   Проблемой развития творческого воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с определением влияния изобразительного искусства на развитие творческого воображения у школьников, мало разработаны.

   С.Л.Рубинштейн пишет: «Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий». Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.1

   Одним из способов  развития воображения, является  развитие чувства цвета.  С  его помощью можно вылепить  форму предмета, изобразить красоту  окружающего мира, выразить чувства,  настроение, определенное эмоциональное  состояние. Цвет влияет на развитие ребенка не напрямую, а через его сознание и культурного к нему отношения.

   Чувство цвета  – выражение художественной культуры  народа. Однако восприятие цвета  у людей индивидуально. Оно  зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих  других причин.

   Одним и первых  исследователей воздействия цвета  был И.Гёте. Он считал, что цвет «независимо от строения и формы материала оказывает известное воздействие на душевное настроение. Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. Отдельные красочные впечатления должны действовать специфически и вызывать специфические состояния. И далее, отдельные цвета вызывают особые душевные состояния».2 Согласно этим положениям, Гёте ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гёте иллюстрирует описанием тех изменений в душевном состоянии, которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека.

   Развитие чувства цвета у школьников в процессе изобразительной деятельности представляется одной из актуальных сторон развития ребенка, так как цвет, оказывая  физиологическое и психологическое воздействие на человека, способствует развитию органов чувств, является важным средством выразительности в детском художественном творчестве.

  Таким образом, выбранная нами тема исследования является актуальной. Необходимо научить детей уже в школьном возрасте выражать при помощи цвета свои чувства и эмоции, сознательно воспринимать и эмоционально переживать цвет и закреплять эти переживания в практической деятельности.

   Объектом исследования является образовательный процесс, направленный на развитие творческого воображения учащихся с помощью цвета.

   Предметом исследования является содержание образовательного процесса, приемы использования цвета и методы обучения направленные на развитие творческого воображения учащихся с помощью цвета.

   Цель исследования: изучить методику формирования развития творческого воображения учащихся с помощью цвета.

   Гипотеза: Развитие творческого воображения школьников на занятиях будет проходить успешно, если:

  • внести изменения в творческие задания и упражнения;
  • использовать эффективные приемы и методы;
  • разработать критерии сформированности качеств личности творческого воображения;
  • разработать наглядные пособия для уроков.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать  научную и педагогическую литературу  по теме исследования;

2.Изучить и проанализировать  школьные программы по изобразительному  искусству;

3.Выделить приемы и  методы обучения направленные  на развитие творческого воображения;

4.Разработать критерии  сформированности качеств личности  творческого воображения;

5.Разработать эскизы наглядных  пособий к занятиям изобразительного  искусства.

Методы исследования:

- теоретические методы: анализ  психолого-педагогической, искусствоведческой, исторической и этнографической  литературы по теме исследования;

- эмпирические методы: анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок;

- вспомогательные методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности, методы математической статистики.

Теоретическая значимость работы: исследована научно-педагогическая литература, уточнено определение художественного воображения.

Практическая  значимость работы: разработаны методы, направленные на развитие художественного воображения школьников посредством живописи, разработаны упражнения, наглядные пособия, цветовые схемы и таблицы по цветоведению.

Структура курсовой содержит две главы, введение, заключение, список литературы, приложения.

 

  ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

    1. Современные проблемы развития воображения

 

В современном образовании  выдвигается проблема творчества и  развития творческого воображения, способствующего формированию творческого  потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Проблема развития воображения учащихся актуальна тем, что оно является не только частью эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и усвоением творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

Воображение - это процесс  преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение  зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования  потребности в преобразовании предметов  реального мира. Процесс воображения  всегда протекает в неразрывной  связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением.

Воображение, считает так  же С.Л.Рубинштейн, связано с нашей  способностью и необходимостью творить  новое. Деятельность воображения, как психический процесс, обеспечивает создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности. Основой воображения служат образы памяти.3

Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее  направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей  и событий, бывших ранее в его  опыте, мы говорим о процессах  памяти. Но если те, же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

          Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

         В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и  с реализацией наших волевых  действий. Важнейшее назначение воображения  как психического процесса заключается  в том, что воображение ориентирует  человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного  или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному  воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (фантазии во сне). Активное воображение включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое).

В образах пассивного воображения  удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности  личности. Образы и представления  пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. А непроизвольное воображение – это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение.

Активное воображение  всегда направлено на решение творческой или личностной задач. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.

Воссоздающее воображение  - один из видов активного внимания. Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности. В учении  играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в  словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить  себе то, о чем идет речь. Но чтобы  правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается  только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.

Информация о работе Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся