Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 03:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить методику формирования развития творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Гипотеза: Развитие творческого воображения школьников на занятиях будет проходить успешно, если:
внести изменения в творческие задания и упражнения;
использовать эффективные приемы и методы;
разработать критерии сформированности качеств личности творческого воображения;
разработать наглядные пособия для уроков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Современные проблемы развития воображения 7
1.2. Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Организация и проведение поисковой работы 18
2.2. Анализ педагогических программ 21
2.3. Условия проведения эксперимента 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa (1).docx

— 2.74 Мб (Скачать файл)

По первым исследованиям  были следующие показатели: по когнитивному критерию: высокий – 0 человек (0%), средний – 0 человек (0%), низкий – 15 человек (100%); по операционально-технологическому: высокий – 2 человека (13%), средний – 3 человека (20%), низкий – 10 человек (67%); по эмотивному: высокий – 2 человека (13%), средний – 4 человека (27%), низкий – 9 человек (60%).

Из этого мы видим, что  все показатели находятся на среднем уровне, а значит, отвечают требованиям. Однако можно повысить эмоциональную отзывчивость ребят и уровень когнитивного компонента. После проведенного замера были разработаны следующие поправки в структуре урока: больше внимания закреплению пройденного материала, построение беседы с опорой на диалог, работа ребят в группах, для того, чтобы повысить мотивацию учащихся.

Первый урок –  «Портрет в живописи».

Цель урока: формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, через портрет в живописи. Познакомить школьников с тем, как происходит анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения головы человека, объемной формы. Многообразием человеческих лиц и характеров.

Задачи урока:

  • Воспитательная: воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве через развитие воображения с помощью цвета.
  • Развивающая: развитие эстетического и художественного вкуса, художественного воображения, творческой и познавательной активности через изучение портрета человека в живописи.
  • Образовательная: познакомить учащихся с видами портрета и пропорциям лица. Формирование художественных умений: смешение цветов; художественных навыков: работа гуашью, работа широкой и тонкой кистью.

Второй урок –  «Портрет героя».

Цель урока: формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной и чувства патриотизма через портрет героя. Напомнить школьникам, как происходит анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения головы человека, объемной формы. Многообразием человеческих лиц и характеров.

Задачи урока:

  • Воспитательная: воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве через развитие воображения с помощью цвета.
  • Развивающая: развитие эстетического и художественного вкуса, художественного воображения, творческой и познавательной активности через изучение портрета человека в живописи.
  • Образовательная: познакомить учащихся с видами портрета и пропорциям лица. Формирование художественных умений: смешение цветов; художественных навыков: работа гуашью, работа широкой и тонкой кистью.

В ходе второго  замера были получены следующие показатели:

Список учащихся

Когнитивный

Операц.-техн.

Эмотивный

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Ср.

Низ.

1

Абзалдинов Руслан

   

+

   

+

   

+

2

Аввакумов Евгений

   

+

 

+

   

+

 

3

Буберджи Диана

   

+

 

+

   

+

 

4

Дацюк Елизавета

   

+

 

+

 

+

   

5

Деев Михаил

 

+

   

+

   

+

 

6

Ковылин Вадим

   

+

   

+

 

+

 

7

Мальцева Анастасия

   

+

+

   

+

   

8

Овчинникова Дарья

 

+

   

+

   

+

 

9

Ожирельев Николай

 

+

     

+

   

+

10

Севрюкова Мария

   

+

+

   

+

   

11

Смелков Александр

 

+

     

+

 

+

 

12

Тимербаева Диляра

 

+

   

+

     

+

13

Храмцов Сергей

   

+

   

+

   

+

14

Чертенко Екатерина

 

+

   

+

   

+

 

15

Яргер Вадим

 

+

   

+

     

+


По второму исследованию были следующие показатели: по когнитивному критерию: высокий – 0 человек (0%), средний – 7 человек (47%), низкий – 8 человек (53%); по операционально-технологическому: высокий – 2 человека (14%), средний – 8 человек (53%), низкий – 5 человек (33%); по эмотивному: высокий – 3 человека (20%), средний – 7 человек (47%), низкий – 5 человек (33%).

Итог. Качество образования.

 

I измерение

II измерение

 

Когн.

Опер.-техн.

Эмот.

Когн.

Опер.-техн.

Эмот.

Высокий

0

13

13

0

14

20

Средний

0

20

27

47

53

47

Низкий

100

67

60

53

33

33


Результат показывает, что  по когнитивному критерию уровень знаний у учащихся повысился на 47%, по операционально-технологическому – на 34%, по эмотивному – на 27%.

Таким образом, учащиеся стали больше знать о видах портрета и художниках-портретистах, освоили техники и материалы. У многих детей возрос критерий знаний, что объясняет желанием детей работать. Так же повысился уровень сложности в рисунках, и, значит, наша гипотеза подтвердилась.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

Нами была проведена поисковая работа, и был разработан и проведен блок уроков с целью развития воображения с помощью цвета в живописи.

В ходе изучения педагогических программ следует отметить, что программа Шпикаловой больше ориентирована на ДПИ и не отвечает нашим требованиям. Поэтому за основу была взята государственная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского, при этом акцент делался именно на развитие воображения школьников.

В 6 классе 3 четверти по тематическому  планированию на основе программы Неменского изучается портрет в живописи. А именно в этой теме можно проследить развитие с помощью цвета и совершенствовать свои живописные навыки.

Нами были откорректированы планы учебного процесса, разработаны задания и наглядные пособия, а так же критерии, по которым происходила оценка проведенных нами замеров. На основе проведенных замеров мы выявили следующие результаты: когнитивный компонент качественно вырос на 47%, операционально-технологический вырос на 34%, эмотивный компонент вырос на 27%.

В результате обучения учащиеся стали лучше разбираться в видах портрета и художниках-портретистах, улучшились навыки работы с материалами. У многих детей возрос критерий знаний, что объясняет желанием детей работать. Так же повысился уровень сложности в рисунках. Поэтому можно сделать вывод, что развитие воображения возможно при изучении живописного портрета. Эти данные подтверждают нашу гипотезу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев литературу по проблеме исследования воображения, мы выяснили, что значение воображения  в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось  воображение в процессе труда, и  основное его значение состоит в  том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного  и промежуточных результатов. Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, зданий, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности.

И самым эффективным способом развития творческого воображения  является развитие чувства цвета. Цвет в развитии творческого воображения учащихся играет очень большую роль. С его помощью можно представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.

В ходе проведения поисковой  работы нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме «Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся» Так же мы дали сущностную характеристику основным понятиям исследования: «воображение», «цвет», выявили роль цвета в развитии творческого воображения и изобразительной деятельности в психической деятельности человека и в развитии ребенка, определили пути и способы развития воображения школьников. Так же мы рассмотрели методику развития творческого воображения школьников, опираясь на методику, предложенную Б.М. Неменским и подобрали ряд занятий по данной методике для учащихся 6 классов, направленных на развитие творческого воображения учащихся с помощью цвета.

Для определения успешности проведения нашей поисковой работы и развития творческого воображения с помощью цвета нами были разработаны критерии, включающие 3 компонента: когнитивный, операционально-технологический и эмотивный.

Исходя из результатов  проведенной экспериментальной  работы и успешно решенных поставленных задач, мы пришли к выводу, что наша цель была достигнута и поставленная гипотеза подтвердилась.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне М.: "Мир", 1982. - 184с.
  2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1984 г.
  3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., «Искусство», 1965 г.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М., 1991г.
  5. Гете И.В. Трактат о цвете. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.
  6. Иванова Н.И. Воображение и творчество детей. Дошкольное воспитание. – 1997. - №10.
  7. Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского /авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 71с.
  8. Иттен И. Искусства цвета. Пер. с немецкого. — М.: Изд. Д.Аронов, 2000. — 96 с
  9. Миннарт М. Свет и цвет в природе.- М., процессов.- М.: Наука, 1974 г.
  10. Неменский Б.М. Рабочая программа по ИЗО 6 класс
  11. Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство — детям. 
    Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. М., «Просвещение», 1976 г.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989, т.1. – 486с.
  13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007 г.
  14. Субботина Л. Ю. Развитие воображения  детей.  Популярное  пособие  для  родителей  и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль:  «Академия  развития», 1997 г.
  15. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: 6 класс: методическое пособие- Москва, «Просвещение», 2008 год. Учебник: Изобразительное искусство. 6 класс: учеб. Для общеобр. учреждений/ под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение, 2009.
  16. http://www.prorektor.ru/planv.php?id=V22545
  17. http://www.vashaibolit.ru/6901-vliyanie-cvetov-na-razvitie-rebenka.html
  18. http://stud24.ru/psychology/metodika-razvitiya-tvorcheskogo-voobrazheniya-mladshih/11869-29217-page2.html
  19. http://domremstroy.ru/dizain/int05.html
  20. http://www.school2100.ru/upload/iblock/f33/f338f3931f0d11eefdbeb27a520e722c.pdf
  21. http://www.detskiysad.ru/izo/dekor29.html
  22. http://www.magicworldofcolour.ru/istoria-cveta/
  23. http://kiev-mama.com.ua/

Информация о работе Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся