Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 03:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить методику формирования развития творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Гипотеза: Развитие творческого воображения школьников на занятиях будет проходить успешно, если:
внести изменения в творческие задания и упражнения;
использовать эффективные приемы и методы;
разработать критерии сформированности качеств личности творческого воображения;
разработать наглядные пособия для уроков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Современные проблемы развития воображения 7
1.2. Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Организация и проведение поисковой работы 18
2.2. Анализ педагогических программ 21
2.3. Условия проведения эксперимента 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
По первым исследованиям
были следующие показатели: по когнитивному
критерию: высокий – 0 человек (0%), средний
– 0 человек (0%), низкий – 15 человек (100%);
по операционально-
Из этого мы видим, что все показатели находятся на среднем уровне, а значит, отвечают требованиям. Однако можно повысить эмоциональную отзывчивость ребят и уровень когнитивного компонента. После проведенного замера были разработаны следующие поправки в структуре урока: больше внимания закреплению пройденного материала, построение беседы с опорой на диалог, работа ребят в группах, для того, чтобы повысить мотивацию учащихся.
Первый урок – «Портрет в живописи».
Цель урока: формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, через портрет в живописи. Познакомить школьников с тем, как происходит анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения головы человека, объемной формы. Многообразием человеческих лиц и характеров.
Задачи урока:
Второй урок – «Портрет героя».
Цель урока: формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной и чувства патриотизма через портрет героя. Напомнить школьникам, как происходит анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения головы человека, объемной формы. Многообразием человеческих лиц и характеров.
Задачи урока:
В ходе второго замера были получены следующие показатели:
№ |
Список учащихся |
Когнитивный |
Операц.-техн. |
Эмотивный | ||||||
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Выс. |
Ср. |
Низ. | ||
1 |
Абзалдинов Руслан |
+ |
+ |
+ | ||||||
2 |
Аввакумов Евгений |
+ |
+ |
+ |
||||||
3 |
Буберджи Диана |
+ |
+ |
+ |
||||||
4 |
Дацюк Елизавета |
+ |
+ |
+ |
||||||
5 |
Деев Михаил |
+ |
+ |
+ |
||||||
6 |
Ковылин Вадим |
+ |
+ |
+ |
||||||
7 |
Мальцева Анастасия |
+ |
+ |
+ |
||||||
8 |
Овчинникова Дарья |
+ |
+ |
+ |
||||||
9 |
Ожирельев Николай |
+ |
+ |
+ | ||||||
10 |
Севрюкова Мария |
+ |
+ |
+ |
||||||
11 |
Смелков Александр |
+ |
+ |
+ |
||||||
12 |
Тимербаева Диляра |
+ |
+ |
+ | ||||||
13 |
Храмцов Сергей |
+ |
+ |
+ | ||||||
14 |
Чертенко Екатерина |
+ |
+ |
+ |
||||||
15 |
Яргер Вадим |
+ |
+ |
+ |
По второму исследованию
были следующие показатели: по когнитивному
критерию: высокий – 0 человек (0%), средний
– 7 человек (47%), низкий – 8 человек (53%);
по операционально-
Итог. Качество образования.
I измерение |
II измерение | |||||
Когн. |
Опер.-техн. |
Эмот. |
Когн. |
Опер.-техн. |
Эмот. | |
Высокий |
0 |
13 |
13 |
0 |
14 |
20 |
Средний |
0 |
20 |
27 |
47 |
53 |
47 |
Низкий |
100 |
67 |
60 |
53 |
33 |
33 |
Результат показывает, что
по когнитивному критерию уровень знаний
у учащихся повысился на 47%, по операционально-
Таким образом, учащиеся стали больше знать о видах портрета и художниках-портретистах, освоили техники и материалы. У многих детей возрос критерий знаний, что объясняет желанием детей работать. Так же повысился уровень сложности в рисунках, и, значит, наша гипотеза подтвердилась.
Нами была проведена поисковая работа, и был разработан и проведен блок уроков с целью развития воображения с помощью цвета в живописи.
В ходе изучения педагогических программ следует отметить, что программа Шпикаловой больше ориентирована на ДПИ и не отвечает нашим требованиям. Поэтому за основу была взята государственная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского, при этом акцент делался именно на развитие воображения школьников.
В 6 классе 3 четверти по тематическому планированию на основе программы Неменского изучается портрет в живописи. А именно в этой теме можно проследить развитие с помощью цвета и совершенствовать свои живописные навыки.
Нами были откорректированы планы учебного процесса, разработаны задания и наглядные пособия, а так же критерии, по которым происходила оценка проведенных нами замеров. На основе проведенных замеров мы выявили следующие результаты: когнитивный компонент качественно вырос на 47%, операционально-технологический вырос на 34%, эмотивный компонент вырос на 27%.
В результате обучения учащиеся стали лучше разбираться в видах портрета и художниках-портретистах, улучшились навыки работы с материалами. У многих детей возрос критерий знаний, что объясняет желанием детей работать. Так же повысился уровень сложности в рисунках. Поэтому можно сделать вывод, что развитие воображения возможно при изучении живописного портрета. Эти данные подтверждают нашу гипотезу.
Рассмотрев литературу по проблеме исследования воображения, мы выяснили, что значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, зданий, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности.
И самым эффективным способом развития творческого воображения является развитие чувства цвета. Цвет в развитии творческого воображения учащихся играет очень большую роль. С его помощью можно представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.
В ходе проведения поисковой работы нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме «Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся» Так же мы дали сущностную характеристику основным понятиям исследования: «воображение», «цвет», выявили роль цвета в развитии творческого воображения и изобразительной деятельности в психической деятельности человека и в развитии ребенка, определили пути и способы развития воображения школьников. Так же мы рассмотрели методику развития творческого воображения школьников, опираясь на методику, предложенную Б.М. Неменским и подобрали ряд занятий по данной методике для учащихся 6 классов, направленных на развитие творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Для определения успешности проведения нашей поисковой работы и развития творческого воображения с помощью цвета нами были разработаны критерии, включающие 3 компонента: когнитивный, операционально-технологический и эмотивный.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы и успешно решенных поставленных задач, мы пришли к выводу, что наша цель была достигнута и поставленная гипотеза подтвердилась.
Информация о работе Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся