Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 03:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить методику формирования развития творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Гипотеза: Развитие творческого воображения школьников на занятиях будет проходить успешно, если:
внести изменения в творческие задания и упражнения;
использовать эффективные приемы и методы;
разработать критерии сформированности качеств личности творческого воображения;
разработать наглядные пособия для уроков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Современные проблемы развития воображения 7
1.2. Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Организация и проведение поисковой работы 18
2.2. Анализ педагогических программ 21
2.3. Условия проведения эксперимента 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa (1).docx

— 2.74 Мб (Скачать файл)

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ

2.1. Организация и проведение поисковой работы

 

Педагогическая практика проходила на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №66» г. Тюмени. Эта школа является финалистом Всероссийского конкурса «Лучшие школы России – 2004» в номинации «Школа социального партнерства». Директор школы – Мелехина Татьяна Анатольевна. Научно-методическое обеспечение в рамках 66 школы осуществляется по следующим направлениям:

  • Программа «Школа – центр воспитательной и досуговой работы в микрорайоне»;
  • Программа воспитательной работы МОУ СОШ №66 «Страна Возможностей»;
  • Программа «Здоровье учащихся и педагогов МОУ СОШ №66»;
  • Социальный проект «Дом в котором я живу»;
  • Программа «Патриотическое воспитание в МОУ СОШ №66»;
  • Программа «Твоя идея» (лидеры ученического самоуправления);
  • Положение об инновационной деятельности;
  • Положение о Координационном Совете.
  • Программа пришкольного лагеря «Международная летняя деревня»;
  • Программа работы «Школьного военно-исторического музея».

Кабинет изобразительного искусства в школе очень хорошо оборудован и освещен. У учителя-предметника – Ларисы Петровны Новоселовой собран огромный материал наглядных пособий. В кабинете имеется мультимедийная установка, что в современных условиях преподавания является огромным плюсом, так как дает возможность наглядно демонстрировать пособие по теме урока.

Уроки были даны в  6 «Г»  классе.  Эти ребята учатся во 2 смену, урок изобразительного искусства у  них по расписанию проходит первым уроком (14.00 -14.40).

В 6 «Г» классе всего 26 учащихся, из них 16 мальчиков и 10 девочек. Все  дети с 1 класса обучались вместе, в  одном коллективе.

Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) учащихся – средний. Общий уровень знаний удовлетворительный. Есть ученики, которые учатся по настроению, не стремятся учиться лучше, хотя есть способности. Это Аввакумов Евгений, Храмцов Сергей, Буберджи Диана, Новицкий Дмитрий, Дацюк Елизавета. Есть одаренные дети – Кузина Анастасия, Хромин Леонид. Они отлично успевают по всем предметам, очень активные, эрудированные, всесторонне развитые, занимаются проектной деятельностью. Активно участвуют в районных и республиканских конкурсах и добиваются хороших результатов.

Класс очень подвижный, энергичный. Особенно мальчики не могут усидеть  на одном месте. Девочки также  активные, артистичные. Учащиеся занятия  без уважительных причин не пропускают. Кроме учебных занятий ребята участвуют в предметных кружках, индивидуально занимаются с учителями. Активное участие принимают в  общешкольных мероприятиях, занимают призовые места. Умеют радоваться успехам  друг друга. Все стараются принимать  участие в делах класса, интересуются жизнью класса.

Список класса

  1. Абзалдинов Руслан
  2. Аввакумов Евгений
  3. Агапова Раида
  4. Арутюнян Сергей
  5. Буберджи Диана
  6. Дацюк Елизавета
  7. Деев Михаил
  8. Ибрагимов Рустам
  9. Ковылин Вадим
  10. Кузина Анастасия
  11. Лодыгина Елизавета
  12. Мальцева Анастасия
  13. Новицкий Дмитрий
  14. Нуржеисов Гослеан
  15. Овчинникова Дарья
  16. Ожирельев Николай
  17. Пучек Константин
  18. Севрюкова Мария
  19. Смелков Александр
  20. Степанян Тигран
  21. Тимербаева Диляра
  22. Храмцов Сергей
  23. Хромин Леонид
  24. Чернявская Валерия
  25. Чертенко Екатерина
  26. Яргер Вадим

 

 

2.2. Анализ педагогических программ

 

С целью выявления вопроса  по изучению развития воображения с  помощью цвета на уроках изобразительного искусства были проанализированы рабочие программы Т.Я. Шпикаловой и Б.М. Неменского.

Согласно этим программам, изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на развитие воображение. Программы построены так, что бы дать школьникам ясные представления  о  системе  взаимодействия  искусства  с  жизнью. В  них предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров и окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.

Анализ программы Т.Я  Шпикаловой.

Цель:

Освоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в образах изобразительного искусства; развитие эстетических представлений о месте народного искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в разных видах художественно-творческой деятельности.

Задачи:

  • формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;
  • расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобразительного искусства;
  • давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композиционный поиск тематической композиции;
  • развивать умения и навыки работы с различными изобразительными материалами;
  • активизировать художественно-творческую деятельность учащихся в коллективных формах работы;

В целом, программа Шпикаловой ориентирована на ДПИ, однако, учитель может выбирать конкретные темы, то есть присутствуют вариативность и импровизация, что позволяет использовать средства живописи для развития художественного мышления.

Анализ программы Б.М. Неменского.

В основу тематического деления  учебного года положен жанровый принцип. Программа  является целостным интегративным  курсом, который системно соединяет  в себе  изучение основ всех видов  и жанров изобразительного искусства. Рабочая программа  направлена  на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком изображения. Тематическая цельность и последовательность даёт возможность ученику от урока  к уроку постигать изобразительное  искусство как необходимой и  естественной составляющее его повседневной жизни. Рабочая программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета. Программа  позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие проекты, возможности и интересы учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета;
  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета;
  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников, мастеров портрета.

 

Учащиеся  должны уметь:

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций
  • знать общие правила построения головы человека
  • иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти  и по воображению
  • уметь пользоваться красками (гуашь и акварель)

Проанализировав программы, следует отметить, что программа Шпикаловой больше ориентирована на ДПИ и не отвечает нашим требованиям. Поэтому для работы была выбрана программа Неменского. На основе этой программы и с учётом регионального компонента мною были внесены изменения в соответствии с темой исследования.

  • Портрет в живописи.
  • Вместо темы «Роль цвета в портрете» мною был проведен урок по теме «Портрет героя»
  • Вместо темы «Великие портретисты» мною был проведен урок по теме «Автопортрет»

 

 

2.3. Условия  проведения эксперимента

 

Нами был разработан блок уроков на основе государственной программы  «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского, при этом акцент делался именно на развитие воображения школьников. За основу была взята тема «Портрет в живописи». В образовательную программу были добавлены следующие уроки: портрет героя, автопортрет.

Для проведения поисковой  работы, в качестве основы, был использован  метод наглядности. Также применялись  следующие методы: репродуктивный метод, стимулирования и мотивации, метод беседы, контроля и самоконтроля, метод мастер-класса.

Для того чтобы узнать уровень воображения у учащихся нами было проведено два тестирования. В ходе проведения педагогического эксперимента были сформулированы следующие критерии:

  1. Когнитивный компонент предполагает знания о портрете; знание таких понятий, как портрет и автопортрет, знания о видах портрета.

Высокий уровень: ученик безошибочно называет цвета, отвечает на вопросы связанные с портретом; знает виды портрета.

Средний уровень: ученик знает основные цвета, отвечает на поставленные вопросы учителем, но не знает виды портрета;

Низкий уровень: ребенок имеет представление о портрете, но не может назвать виды портрета.

  1. Операционально-технологический компонент предполагает наличие у детей навыков работы гуашью, умения смешивать цвета, а так же использовать различные мазки кисти (тонкие и широкие).

Высокий уровень: ученик умеет смешивать цвета, находить оттенки, использует различные мазки кисти.

Средний уровень: ученик может смешивать цвета, не всегда находит нужные оттенки, использует различные мазки кисти.

Низкий уровень: ребенок работает открытыми цветами, не владеет гармонией цвета, самостоятельно не может находить оттенки.

  1. Эмотивный компонент предполагает наличие высокого эмоционально-отзывчивого начала у ребенка, самостоятельности и творческой активности.

Высокий уровень: ученик любит заниматься живописью, проявляет глубокий интерес к получению знаний, активен на уроках, интересуется живописью.

Средний уровень: ученик любит заниматься живописью, но не уделяет особого внимания смешиванию цветов.

Низкий уровень: ученик не проявляет интереса к рисованию.

В эксперименте приняло участие 15 человек, и было проведено тестирование, которое призвано узнать уровень воображения у учащихся.

В ходе первого замера были получены следующие показатели:

Список учащихся

Когнитивный

Операц.-техн.

Эмотивный

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Ср.

Низ.

1

Абзалдинов Руслан

   

+

   

+

   

+

2

Аввакумов Евгений

   

+

 

+

   

+

 

3

Буберджи Диана

   

+

   

+

 

+

 

4

Дацюк Елизавета

   

+

+

     

+

 

5

Деев Михаил

   

+

   

+

   

+

6

Ковылин Вадим

   

+

   

+

   

+

7

Мальцева Анастасия

   

+

 

+

 

+

   

8

Овчинникова Дарья

   

+

 

+

   

+

 

9

Ожирельев Николай

   

+

   

+

   

+

10

Севрюкова Мария

   

+

+

   

+

   

11

Смелков Александр

   

+

   

+

   

+

12

Тимербаева Диляра

   

+

   

+

   

+

13

Храмцов Сергей

   

+

   

+

   

+

14

Чертенко Екатерина

   

+

   

+

   

+

15

Яргер Вадим

   

+

   

+

   

+

Информация о работе Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся