Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 03:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить методику формирования развития творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Гипотеза: Развитие творческого воображения школьников на занятиях будет проходить успешно, если:
внести изменения в творческие задания и упражнения;
использовать эффективные приемы и методы;
разработать критерии сформированности качеств личности творческого воображения;
разработать наглядные пособия для уроков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Современные проблемы развития воображения 7
1.2. Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Организация и проведение поисковой работы 18
2.2. Анализ педагогических программ 21
2.3. Условия проведения эксперимента 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa (1).docx

— 2.74 Мб (Скачать файл)

Творческое воображение - это такой вид воображения, в  ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для других людей или  общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты деятельности. Оно нуждается в особой заботе в плане развития, так как воображение развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Таким образом, в процессе деятельности воображение выполняет  многообразные функции: оно является необходимым для получения нового знания; создавая предмет деятельности, служит основой содержательного  многообразия видов творчества.

 

1.2. Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся

 

Наше воображение обладает огромнейшей силой, способной влиять на нашу жизнь. Соответственно, могущественное соединение цвета и творческой визуализации способно удвоить, утроить результат. Это «волшебное» соединение воображения и цвета может сыграть большую роль в развитии творческих способностей учащихся.

Цвет – это художественное выражение человеком его способности  к восприятию действительности во всем богатстве красок. Цвет выступает  в связи с такими элементами художественной формы, как композиция, пространство, фактура, колорит, пронизывая всю сферу материального воплощения произведений искусства. Цвет может характеризовать степень отдаленности объекта в картинном пространстве, его связь с другими объектами и окружающей средой, материальные свойства отдельного объекта или его частей, общий эмоциональный строй художественного образа. Цвет может образовывать условные системы, имеющие символическое значение.

Цвет является одним из объективных свойств окружающей нас действительности. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.

Цвет становится эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов  или явлений. Восприятие цвета на плоскости наиболее привычно и доступно глазу взрослого и ребенка. На плоскости можно свободно составлять и наблюдать сочетания двух, трех и более цветов, варьируя и преобразуя различные цветовые гаммы. Сочетание  же цветов в объеме и пространстве (в окружающей среде) требует более  высокой степени обобщения и  развитости глаза, является наиболее сложным, многогранным для восприятия.4

Говоря о цвете, его  сочетаниях, следует подчеркнуть  силу эмоционального, эстетического  воздействия, раскрывающего человеку законы красоты окружающего мира. Советский психолог и живописец Н. Н. Волков в своей книге «Цвет в живописи» неоднократно подчеркивает эмоциональную роль цвета в воспитании чувств.5

Многообразие цветовых гармоний, наблюдаемых в природе, всегда предполагает не один цвет, а комплекс цветовых сочетаний. Это относится и к области  искусства. Цветовая гамма произведения искусства (например, изобразительного) усиливает эмоциональное восприятие его содержания, участвует в раскрытии  его образов.

Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические – это белый, черный и вся гамма оттенков серого.

К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, а так же коричневый (его нет на цветовом круге).

Используя эти цвета в различных комбинация мы получим всю Бесконечность цвета. Так же цвета делятся на тёплые и холодные.

Цветовой круг, состоящий из семи основных цветов, можно разделить  условно на две части. В одну часть  войдут красный, оранжевый, желтый и  желто-зеленые цвета, в другую —  голубовато-зеленые, голубые, синие  и фиолетовые. Цвета, которые входят в красно-желтую часть спектра, называют теплыми, а цвета, лежащие в сине-фиолетовой части спектра, получили название холодных. Понятие о теплоте цвета в известной мере относительно. Цвета, лежащие на границе перехода от одной половины цвета к другой, могут быть отнесены к теплым. Теплые насыщенные хроматические цвета воспринимаются нашим глазом как выступающие вперед, приближающиеся. Холодные цвета (синие) и ахроматические (серые) и малонасыщенные создают впечатление несколько отступающих, удаляющихся.

Характеристиками цвета также  являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность или интенсивность, чистота  цвета.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету, относительная яркость цвета по отношению к образцу. Черно-серо-белая (т.е., ахроматические цвета) краска имеет только светлоту, а цветные - и светлоту, и цвет.

Любой хроматический цвет можно  сравнить по светлоте с ахроматическим цветом. Цветные краски можно сравнивать по светлоте друг с другом. Уровень  светлоты окрашенных объектов определяется при сравнении их с ахроматическими (серыми) объектами и при выявлении  степени их приближения к белому цвету.

Цветовой тон - совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

Насыщенность - это интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный — приглушённым, приближённым к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого.

Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие, нежели физическое: "не чистый" оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.

Яркость - Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному.

 История цвета имеет за собой века и века человеческого опыта, попыток понять, что такое цвет и как с ним жить, как использовать. История цвета полна порой драматизма и жестокости. История цвета включает в себя людской опыт, пройденный от боязливого и благоговейного поклонения Цвету до современного уверенного использования его, как полезного инструмента.

В истории существует три  этапа представления людей о  цвете:

1. Этап до научных представлений  о цвете.

2. Общенаучный и общефилософский  этап изучения цвета.

3. Этап развития прикладного  знания о цвете.

Первый, донаучный этап, длился с первобытного времени до середины XVII века. Тогда к цвету относились бережно. Цвет постепенно становился эстетической категорией. За этот период выделились определённые классификации и гармонии цвета. А с ростом церковного влияния и могущества возник разговор о цвете с опорой на религиозные каноны, и, в связи с этим, важное значение приобрела символика цвета в истории.

В Древнем Египте чрезвычайно  важными были сочетания трех цветов: синий + зелёный + золотой. Это были цвета фараонов и богов.

Синий цвет – цвет воды Нила. Зелёный цвет – цвет травы, листвы, зеленых посадок будущих урожаев. Это цвета здоровья и жизни: воды Нила наполняли землю Египта водой, и земля не скупилась на урожай. Золотой цвет – цвет солнца, главного божества древних египтян.

В Древней Греции – символика  цвета была связана с Олимпом. Греция оказалась первой страной, где начали определять, какие цвета сочетаются.

В имперском древнем Риме существовало кастовое отношение к  цвету. Пурпур (красно-фиолетовый) был цветом императора и полководцев-победителей; красным был цвет шарфа римских легионеров.

Самое вольное отношение  к цвету было во времена готики (раннее средневековье). Эпоха рыцарей. А около рыцарей всегда были дамы. Дамы диктовали моду на цвета. Существовал  так называемый костюм гербового  поля – костюм, который кавалер  делал разноцветным, раскрашивая  его в цвета платьев своей  дамы.

Эпоха Возрождения – это первый ретро-стиль, основной идеей эпохи являлось то, что человек – это гармоничное создание природы. В эпоху Возрождения появляются первые дизайнеры. Это художники, которые были и дизайнерами, по эскизам костюмов которых изготавливали одежду. Провозглашалась гармония во всём. Во всех произведениях Ренессанса присутствовала очень сложная сочетающаяся цветовая гамма. 

Во время Инквизиции в  Европе наблюдается «отсутствие» цвета, он исчезает. Используют: черный, серый, который расшивали золотом. Жёсткое ограничение использования цвета было необходимо для того, чтобы общество подавить, держать в узде и легче манипулировать. Это классический прием – изымание цвета из обихода. Называется маньеризм.

Второй этап по развитию представлений о цвете назывался  «Общенаучный и общефилософский  этап изучения цвета». Этот этап связан с именем Исаака Ньютона и охватывает период с 60-х годов XVII века до 30-х годов XX века.

Именно Ньютон считается  основоположником теории физического  представления о цвете. Изучение цвета он определяет как науку  и выделяет две составляющие этой науки: 1- объективная, наука о цвете  – физика; 2 — субъективная, связанная  с чувственным восприятием цвета. Ньютон систематизировал цвета и  создал шестичастный цветовой круг.

Иоганн Гёте рассматривал все явления цвета с точки зрения психофизики, как воздействует цвет на организм. Различал физиологическое и психологическое воздействие цвета на организм. Главным считал эмоциональное воздействие цвета. В 1810 году Гёте расширяет цветовой круг до 12-ти частного.6

Современник Гёте — Рунге, физик, изучал красочные смеси и  разнообразие оттенков. Он расположил цвета в виде глобуса.

Геймгольц – находит способ измерить цвета путём числового выражения его 3-х составляющих:

• Цветовой тон (принадлежность к определённому цвету)

• Насыщенность (яркость, сочность)

• Светлота (насколько много  белого)

Это очень важный момент, т.к. 19 век – это время развития промышленного производства. Для  промышленности важно было, чтобы  составы цветов были одинаковы для  окраски тканей на разных фабриках (не случайно сейчас все цвета имеют  свой код).

Планк и Эйнштейн — основоположник теории света (квантовая теория). На этом великом открытии начала ХХ века подводится черта второго этапа.

И наконец, третий этап – это этап прикладной науки. Он начался в 30-е годы XX века и длится по сегодняшний день. Разрабатывается область прикладного цветоведения. Создаются цветовые атласы, цветовые шкалы. Возникает и серьёзно изучается психофизика и психология цвета.

 Итак, цвет в развитии  творческого воображения учащихся  играет очень большую роль. Он  может влиять на наше настроение  и мысли. С его помощью можно  представлять действительность  в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая задачи. Поэтому развитие творческого воображения необходимо каждому человеку, с его помощью мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Изучив и проанализировав  литературу, мы пришли к следующим выводам:

1. Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для других людей или общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты деятельности.

2. Цвет – это художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всем богатстве красок.

3. Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические, а характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон, насыщенность или интенсивность, чистота цвета.

4. В истории существует три этапа представления людей о цвете: этап до научных представлений о цвете; общенаучный и общефилософский этап изучения цвета; этап развития прикладного знания о цвете.

Таким образом, цвет в развитии творческого воображения учащихся играет очень большую роль. Он может  влиять на наше настроение и мысли. С его помощью можно представлять действительность в образах и  иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Поэтому развитие творческого воображения необходимо каждому человеку, с его помощью  мы можем управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность.

Информация о работе Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся