Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 03:14, курсовая работа
Цель исследования: изучить методику формирования развития творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Гипотеза: Развитие творческого воображения школьников на занятиях будет проходить успешно, если:
внести изменения в творческие задания и упражнения;
использовать эффективные приемы и методы;
разработать критерии сформированности качеств личности творческого воображения;
разработать наглядные пособия для уроков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Современные проблемы развития воображения 7
1.2. Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Организация и проведение поисковой работы 18
2.2. Анализ педагогических программ 21
2.3. Условия проведения эксперимента 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для других людей или общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты деятельности. Оно нуждается в особой заботе в плане развития, так как воображение развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Таким образом, в процессе
деятельности воображение выполняет
многообразные функции: оно является
необходимым для получения
Наше воображение обладает огромнейшей силой, способной влиять на нашу жизнь. Соответственно, могущественное соединение цвета и творческой визуализации способно удвоить, утроить результат. Это «волшебное» соединение воображения и цвета может сыграть большую роль в развитии творческих способностей учащихся.
Цвет – это художественное
выражение человеком его
Цвет является одним из объективных свойств окружающей нас действительности. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.
Цвет становится эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов или явлений. Восприятие цвета на плоскости наиболее привычно и доступно глазу взрослого и ребенка. На плоскости можно свободно составлять и наблюдать сочетания двух, трех и более цветов, варьируя и преобразуя различные цветовые гаммы. Сочетание же цветов в объеме и пространстве (в окружающей среде) требует более высокой степени обобщения и развитости глаза, является наиболее сложным, многогранным для восприятия.4
Говоря о цвете, его
сочетаниях, следует подчеркнуть
силу эмоционального, эстетического
воздействия, раскрывающего человеку
законы красоты окружающего мира.
Многообразие цветовых гармоний,
наблюдаемых в природе, всегда предполагает
не один цвет, а комплекс цветовых сочетаний.
Это относится и к области
искусства. Цветовая гамма произведения
искусства (например, изобразительного)
усиливает эмоциональное
Основная классификация цветов
делит все цвета на хроматические
и ахроматические. Ахроматические
К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, а так же коричневый (его нет на цветовом круге).
Используя эти цвета в различных комбинация мы получим всю Бесконечность цвета. Так же цвета делятся на тёплые и холодные.
Цветовой круг, состоящий из семи основных цветов, можно разделить условно на две части. В одну часть войдут красный, оранжевый, желтый и желто-зеленые цвета, в другую — голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые. Цвета, которые входят в красно-желтую часть спектра, называют теплыми, а цвета, лежащие в сине-фиолетовой части спектра, получили название холодных. Понятие о теплоте цвета в известной мере относительно. Цвета, лежащие на границе перехода от одной половины цвета к другой, могут быть отнесены к теплым. Теплые насыщенные хроматические цвета воспринимаются нашим глазом как выступающие вперед, приближающиеся. Холодные цвета (синие) и ахроматические (серые) и малонасыщенные создают впечатление несколько отступающих, удаляющихся.
Характеристиками цвета также являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность или интенсивность, чистота цвета.
Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету, относительная яркость цвета по отношению к образцу. Черно-серо-белая (т.е., ахроматические цвета) краска имеет только светлоту, а цветные - и светлоту, и цвет.
Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом. Цветные краски можно сравнивать по светлоте друг с другом. Уровень светлоты окрашенных объектов определяется при сравнении их с ахроматическими (серыми) объектами и при выявлении степени их приближения к белому цвету.
Цветовой тон - совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.
Насыщенность - это интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный — приглушённым, приближённым к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого.
Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие, нежели физическое: "не чистый" оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.
Яркость - Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному.
История цвета имеет за собой века и века человеческого опыта, попыток понять, что такое цвет и как с ним жить, как использовать. История цвета полна порой драматизма и жестокости. История цвета включает в себя людской опыт, пройденный от боязливого и благоговейного поклонения Цвету до современного уверенного использования его, как полезного инструмента.
В истории существует три этапа представления людей о цвете:
1. Этап до научных представлений о цвете.
2. Общенаучный и общефилософский этап изучения цвета.
3. Этап развития прикладного знания о цвете.
Первый, донаучный этап, длился с первобытного времени до середины XVII века. Тогда к цвету относились бережно. Цвет постепенно становился эстетической категорией. За этот период выделились определённые классификации и гармонии цвета. А с ростом церковного влияния и могущества возник разговор о цвете с опорой на религиозные каноны, и, в связи с этим, важное значение приобрела символика цвета в истории.
В Древнем Египте чрезвычайно важными были сочетания трех цветов: синий + зелёный + золотой. Это были цвета фараонов и богов.
Синий цвет – цвет воды Нила.
Зелёный цвет – цвет травы, листвы,
зеленых посадок будущих
В Древней Греции – символика цвета была связана с Олимпом. Греция оказалась первой страной, где начали определять, какие цвета сочетаются.
В имперском древнем Риме существовало кастовое отношение к цвету. Пурпур (красно-фиолетовый) был цветом императора и полководцев-победителей; красным был цвет шарфа римских легионеров.
Самое вольное отношение к цвету было во времена готики (раннее средневековье). Эпоха рыцарей. А около рыцарей всегда были дамы. Дамы диктовали моду на цвета. Существовал так называемый костюм гербового поля – костюм, который кавалер делал разноцветным, раскрашивая его в цвета платьев своей дамы.
Эпоха Возрождения – это первый ретро-стиль, основной идеей эпохи являлось то, что человек – это гармоничное создание природы. В эпоху Возрождения появляются первые дизайнеры. Это художники, которые были и дизайнерами, по эскизам костюмов которых изготавливали одежду. Провозглашалась гармония во всём. Во всех произведениях Ренессанса присутствовала очень сложная сочетающаяся цветовая гамма.
Во время Инквизиции в Европе наблюдается «отсутствие» цвета, он исчезает. Используют: черный, серый, который расшивали золотом. Жёсткое ограничение использования цвета было необходимо для того, чтобы общество подавить, держать в узде и легче манипулировать. Это классический прием – изымание цвета из обихода. Называется маньеризм.
Второй этап по развитию
представлений о цвете
Именно Ньютон считается
основоположником теории физического
представления о цвете. Изучение
цвета он определяет как науку
и выделяет две составляющие этой
науки: 1- объективная, наука о цвете
– физика; 2 — субъективная, связанная
с чувственным восприятием
Иоганн Гёте рассматривал все явления цвета с точки зрения психофизики, как воздействует цвет на организм. Различал физиологическое и психологическое воздействие цвета на организм. Главным считал эмоциональное воздействие цвета. В 1810 году Гёте расширяет цветовой круг до 12-ти частного.6
Современник Гёте — Рунге, физик, изучал красочные смеси и разнообразие оттенков. Он расположил цвета в виде глобуса.
Геймгольц – находит способ измерить цвета путём числового выражения его 3-х составляющих:
• Цветовой тон (принадлежность к определённому цвету)
• Насыщенность (яркость, сочность)
• Светлота (насколько много белого)
Это очень важный момент, т.к. 19 век – это время развития промышленного производства. Для промышленности важно было, чтобы составы цветов были одинаковы для окраски тканей на разных фабриках (не случайно сейчас все цвета имеют свой код).
Планк и Эйнштейн — основоположник теории света (квантовая теория). На этом великом открытии начала ХХ века подводится черта второго этапа.
И наконец, третий этап – это этап прикладной науки. Он начался в 30-е годы XX века и длится по сегодняшний день. Разрабатывается область прикладного цветоведения. Создаются цветовые атласы, цветовые шкалы. Возникает и серьёзно изучается психофизика и психология цвета.
Итак, цвет в развитии
творческого воображения
Изучив и проанализировав литературу, мы пришли к следующим выводам:
1. Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для других людей или общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты деятельности.
2. Цвет – это художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всем богатстве красок.
3. Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические, а характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон, насыщенность или интенсивность, чистота цвета.
4. В истории существует три этапа представления людей о цвете: этап до научных представлений о цвете; общенаучный и общефилософский этап изучения цвета; этап развития прикладного знания о цвете.
Таким образом, цвет в развитии
творческого воображения
Информация о работе Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся