Роль физического воспитания в адаптации детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 22:01, аттестационная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в первом классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе…………………………………………………………………..6
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования…………………………………………………………………………6
1.2. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)……………………………………………………11
1.3.Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе……………………..……17
Выводы по первой главе…………………………………………………………...22
Глава 2. Роль физического воспитания в процессе адаптации детей к школе…………………………………………………………………………….…23
2.1. Взаимосвязь воспитания в процессе занятий физическими упражнениями29

2.2. Двигательные умения и навыки………………………………………..……..31

2.3. Этапы обучения детей физическим упражнениям………………….………33
2.4. Закономерности формирования двигательных навыков……………………34
2.5. Принципы обучения в процессе физического воспитания…………………35
2.6. Методы и приемы обучения физическим упражнениям…………………....38
Выводы по второй главе……………………………………………………...……40
Глава 3. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе……………………………………………………………………………….41
3.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе…………………………………………………………………………..........42
3.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе………………………………………………………………………………..51
Выводы по второй главе…………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………......56
Список использованной литературы……………………………………….….58

Файлы: 1 файл

Оглавление рольdocx.docx

— 131.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

17

1.3. Факторы, влияющие на  адаптацию 

детей к школе

Существует ряд причин, затрудняющих адаптацию детей к школе. Одной из таких причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым в учебных занятиях и всем режимом школы, или, иначе говоря, недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, отсутствие так называемой школьной зрелости.

Под функциональной готовностью понимают такой уровень развития и функционального состояния отдельных систем, который способен обеспечить адекватный ответ организма на конкретное воздействие среды. Недостаточная функциональная готовность к обучению в школе чаще всего определяется не общим отставанием в развитии организма, а частичной незрелостью некоторых функций, непосредственно связанных с обучением.

В особом внимании нуждаются те дети, которые компенсируют свою неготовность к школе чрезвычайным умственным напряжением и поэтому не попадают в разряд неуспевающих. Как правило, учебные успехи у таких школьников достигаются ценой их здоровья. Чаще всего это приводит к нервному истощению, а иногда и неврозу.

Из-за имеющихся осложнений у детей формируется негативное отношение к школе. Развитие отрицательных личностных свойств позволяет отнести их к группе риска возникновения нервно-психической патологии.

По данным В.С. Мухина, у половины "незрелых" детей с хорошей успеваемостью и работоспособностью в первом классе ухудшался неврологический статус. Особенно отчетливо неблагоприятное влияние учебной нагрузки на функциональное состояние и здоровье таких школьников проявлялось во 2-м учебном году [18].

 

18

Степень готовности к школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Это хорошо демонстрируется несовпадением уровня школьной зрелости у детей одного паспортного возраста, но находящихся на разных ступенях биологического развития. Так, по данным Г.А. Цукермана и К.Н. Поливановой, процесс адаптации к школе протекает в более короткий срок и с меньшим напряжением физиологических функций у детей, биологический возраст которых соответствует паспортному или опережает его, по сравнению с детьми, имеющими низкий уровень биологического развития [23].

Совершенно естественно, что число детей, обнаруживающих функциональную неготовность к школе, выше у 6-летних по сравнению с 7-летними.

Этим объясняется и большая длительность адаптации к учебной деятельности у 6-летних детей по сравнению с 7-летними. У младших наблюдается более высокое напряжение систем вегетативного обеспечения. Следовательно, необходимо облегчить детям 6-летнего возраста адаптацию к школе. Одним из средств для этого явилось бы несколько более позднее поступление в школу.

Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для психического развития, так как "именно в этот год быстро формируются многие важнейшие психологические новообразования: интенсивно развивается произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования; закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий [7]. Все это служит благоприятными предпосылками для успешного перехода к учебной деятельности, поэтому поступление в школу в возрасте 6-7 лет значительно облегчило бы адаптацию к школе.

Но и без этого далеко не все возможности облегчения детям адаптации к школе исчерпаны. Так, известно, что существенное условие, облегчающее

 

                                                                                            

19

растущему организму адаптацию к новым воздействиям, - это ступенчатость, постепенное увеличение интенсивности этих воздействий.

Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, следует в полной мере учитывать возрастные возможности детей. Практика экспериментального обучения показала, что при сохранении той же учебной программы, что и для 7-летних школьников, учение оказывалось достаточно утомительным для детей 6 лет, несмотря даже на облегченный режим учебных занятий.

В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. М.Н Ильина указывает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий [11].

Наилучший эффект достигается, по-видимому, взаимопроникновением смежных ступеней социального существования детей. Переход из детского сада в школу должен быть облегчен как за счет создания элементов школы в последней группе детского сада, так и за счет сохранения элементов детского сада в 1-м классе школы [7].

Если ровное, доброжелательное поведение - это необходимое требование профессиональной этики во всех классах школы, то в 1-м классе оно приобретает ни с чем несравнимое значение, так как психика первоклассников особенно ранима. Его роль во много раз возрастает по отношению к детям из неблагоприятных микросоциальных условий (низкий образовательный уровень родителей, злоупотребление алкоголем, конфликты в семье), приводящих к социально-педагогической запущенности детей, задержке интеллектуального

20

развития, формированию нежелательных личностных качеств и затрудняющих приспособление к школе.

В тех классах, где учитель по своим педагогическим установкам ближе всего к воспитателю детского сада, обычно самая высокая групповая сплоченность и самая благоприятная картина межличностных отношений среди учеников.

Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к обучению в школе, следует отметить состояние здоровья.

У детей с хронической интоксикацией уровень работоспособности значительно ниже по сравнению со здоровыми, а функциональные сдвиги со стороны центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, а также мышечной работоспособности более существенны.

Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья. Она включает детей:

  1. с отставанием в биологическом развитии;
  2. с функциональными отклонениями (невротические реакции, логоневрозы, гипертрофия миндалин), часто болеющих, длительно болеющих;
  3. с хроническими заболеваниями.

Углубленный медицинский осмотр позволяет не только своевременно выявить таких детей, но и провести соответствующее лечение и оздоровительные мероприятия. Таким образом, удается улучшить состояние здоровья детей, поступающих в школу и, следовательно, облегчить им приспособление к ней.

К показателям, наиболее полно характеризующим поведение первоклассников на общеобразовательных уроках, относится: уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомления, реакция на

 

21

низкие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах, при необходимости быстро выполнить задание), уровень концентрации внимания, агрессивность, уровень подготовленности к занятиям (наличие учебников, тетрадей, карандашей).

На первом месте показатель быстроты нарастания - утомление. Невысока способность первоклассников поддерживать на уроке высокую концентрацию внимания длительное время. Тревожность в стрессовых ситуациях - очень распространенное явление. Если с ним не бороться, то в дальнейшем оно может привести к негативным явлениям, вплоть до полного отказа от усвоения нового материала. Несколько реже проявляется качество беспокойности (неусидчивости). Не так часто, но все же встречаются первоклассники с повышенной агрессией. Все замечания (как учителя, так и товарищей) они встречают "в штыки". Обычно это дети с повышенной возбудимостью, нередко с отклонениями в состоянии здоровья. Им необходим специальный комплекс профилактических мероприятий. Незначительный процент первоклассников страдает отсутствием правильно подготовиться к занятиям. Это связано, прежде всего, с отсутствием умения концентрировать внимание на своей деятельности. Отрицательная реакция на низкие оценки у первоклассников - явление не типичное, хотя бы потому, что оценки им не выставляются и значимость оценки для них на этом этапе школьной жизни невелика. Для них характерны несколько иные ценности - общение, познание нового, игра и развлечение.

Таким образом, можно выделить основные факторы, оказывающие влияние на адаптацию первоклассников к школе: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания, предварительное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.

 

22

Выводы по первой главе

Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет.

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.

 

23

Глава 2.   Роль физического воспитания в адаптации детей

к обучению в школе.

Физическое воспитание должно содействовать не только развитию двигательных качеств и навыков, но и состоянию здоровья в широком понимании этого слова.

Здоровье– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Вот почему решающее значение среди всего комплекса условий, определяющих здоровье школьника, в наши дни приобрела физическая культура.

Важно, чтобы школьники овладели знанием факторов, укрепляющих здоровье, обладали привычкой к систематическим занятиям физическими упражнениями, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью.

Нарушение режима дня, учебно-трудовой деятельности, гигиены питания приводит к нарушениям роста, развития и состояния здоровья детей и подростков.

Физическое воспитание ослабленных детей требует совместных усилий педагогов и врачей. Доказано, что для них важно не только простое увеличение объема двигательной активности, но и соблюдение определенного содержания физических упражнений.

Для участия в учебных и внеучебных занятиях физической культурой ослабленные дети определяются в подготовительную группу. Для них исключаются упражнения, требующие максимальных усилий, большой выносливости, и те, которые противопоказаны с учетом последствий перенесенного заболевания. При положительных сдвигах в состоянии здоровья и физической подготовленности эти дети переводятся в основную группу. Требуют внимания и так называемые практически здоровые дети. У них признаки заболевания отсутствуют и имеется лишь ослабленная реакция на

24

физическую нагрузку. Такое состояние здоровья можно, например, наблюдать после перенесенных острых заболеваний, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Педагогов должны насторожить данные, выявленные при анализе состояния здоровьясовременных школьников: с возрастом из класса в класс увеличивается число детей с хроническими заболеваниями нервной системы, органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовой системы. Распространены нарушения осанки, ожирение, плоскостопие. В школьном возрасте формируются такие заболевания, как близорукость, хронический тонзиллит, гипертоническая болезнь, неврозы и нервно-психические расстройства.

Следует помнить, что при хронических заболеваниях регулярными занятиями физическими упражнениями можно достичь высоких показателей по физической подготовленности и улучшению функционального состояния без вреда для здоровья. Однако перевод в основную группу в большей части случаев недопустим, спортивные занятия противопоказаны.

Для детей с отклонениями от нормального состояния здоровья организуются отдельные занятия в форме урока 2 раза в неделю по 45 мин по специальной программе.

Основным содержанием этих и других форм занятий являются физические упражнения оздоровительного и общеразвивающего характера. К ним относятся:

– общеоздоровительные, которые оказывают общий неспецифический оздоровительный эффекти применяются при любом заболевании.

– специально оздоровительные (лечебные), направленные на конкретное звено болезненного процесса в организме.

– общеразвивающие или общестимулирующие упражнения, направленные на развитие всех функций организма, улучшение физического развития.

 

25

– специально развивающие, способствующие развитию отдельных физических качеств.

Особое значение необходимо придавать подготовительному периоду адаптации к физическим нагрузкам. В этом периоде необходимо выработать у учащихся положительное отношение к занятиям физической культурой, провести углубленное медицинское обследование. Продолжительность этого периода – 1–1,5 месяца (в первые месяцы учебного года).

Большое оздоровительное значение имеет физическая тренировка. Она оказывает положительное влияние на все системы организма и тем самым способствует укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний.

Установлено, что систематическая тренировка благоприятствует росту и биологическому созреванию организма. Все основные показатели физического развития: длина и масса тела, окружность грудной клетки, динамометрия и спирометрия у юных спортсменов выше. Физические упражнения могут продлевать функцию зон роста длинных трубчатых костей, задерживать срастание костей и, таким образом, содействовать увеличению длины тела. Однако следует помнить, что интенсивные силовые нагрузки способны ускорять процессы окостенения зон роста костей и замедлять их рост в длину.

Информация о работе Роль физического воспитания в адаптации детей к обучению в школе