Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 22:01, аттестационная работа
Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в первом классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе…………………………………………………………………..6
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования…………………………………………………………………………6
1.2. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)……………………………………………………11
1.3.Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе……………………..……17
Выводы по первой главе…………………………………………………………...22
Глава 2. Роль физического воспитания в процессе адаптации детей к школе…………………………………………………………………………….…23
2.1. Взаимосвязь воспитания в процессе занятий физическими упражнениями29
2.2. Двигательные умения и навыки………………………………………..……..31
2.3. Этапы обучения детей физическим упражнениям………………….………33
2.4. Закономерности формирования двигательных навыков……………………34
2.5. Принципы обучения в процессе физического воспитания…………………35
2.6. Методы и приемы обучения физическим упражнениям…………………....38
Выводы по второй главе……………………………………………………...……40
Глава 3. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе……………………………………………………………………………….41
3.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе…………………………………………………………………………..........42
3.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе………………………………………………………………………………..51
Выводы по второй главе…………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………......56
Список использованной литературы……………………………………….….58
Внеучебная деятельность в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:
54
Взаимодействие с родителями первоклассников
Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешной адаптации первоклассников к школе и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.
55
Выводы по третьей главе
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.
Анализируя реагирование детей на школьную нагрузку естественно пользоваться таким арсеналом методов: анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях.
56
Заключение
В последнее время в литературе уделяется много внимания вопросу о детях, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе.
Адаптация в 1 классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя, школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок. Ребенок не готовый к обучению в том, или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован. Ребенок, поступая в школу должен быть зрелым и в физическом, и в социальном отношении.
Первый год в школе – это испытательный срок для родителей, когда четко проявляются родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты: часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Так как не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения.
Для преодоления периода адаптации может быть использована программа «Здравствуй школа!» Эта программа может быть реализована во всех видах деятельности ребенка. Такие занятия будут содействовать успешному
57
обучению первоклассников. В младшем школьном возрасте центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми.
Целью исследования было – выявить уровень адаптации первоклассников к школе и разработать педагогические условия успешной адаптации.
Выдвинутая цель исследования достигнута, поставленные задачи успешно решены.
58
Список использованной литературы
Философские проблемы эволюционной теории [Текст] / А.Б. Георгиевский - М., 1971. – С. 27-37.
59
60
Приложение
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые ______________________________
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”. Ваши откровенные полные ответы на вопросы помогут нам в организации родительского собрания и работе с детьми.
Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету (до … дата).
1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:
а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?
2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:
а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?
3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?
______________________________
4. Чем болел Ваш ребёнок?
______________________________
5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:
а) да;
б) нет?
6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?
______________________________
7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?
______________________________
8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?
______________________________
9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?
______________________________
10. Что Вас больше всего
______________________________
Задайте вопросы учителю, психологу, завучу, другим родителям.
______________________________
______________________________
Приложение 2
Анкета для родителей.
[Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.]
Родители должны ответить на вопросы, касающиеся поведения ребенка в школе. Варианты ответов – да, не совсем, нет.
Вопросы:
Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
Вполне ли он приспособлен к новому распорядку дня, принимает ли его как должное?
Можно ли сказать, что переживания вашего ребенка по поводу успехов и неудач в учебе чрезмерны или, наоборот, полностью отсутствуют?
Делится ли ребенок с вами школьными впечатлениями?
Положительны ли школьные впечатления вашего ребенка?
Можно ли сказать, что ребенок спокойно справляется с трудностями при выполнении домашнего задания?
Отношения с товарищами по классу уже сложились и они вполне дружелюбны?
Жалуется ли ребенок достаточно часто на беспричинные боли, головокружения, тошноту?
Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна ребенка?
Обработка результатов:
За каждый утвердительный ответ на все вопросы, кроме 3,9,10,11 присваивается 2 балла, промежуточный - 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Ответ «Да» на вопросы 3,9,10,11 оценивается как 0 баллов, «Нет» - как 2 балла. Подсчитывается общая сумма показателей.
0 – 10 баллов – выраженная дезадаптация
11 – 15 баллов – средняя степень адаптации
16 – 22 балла – высокий уровень школьной адаптации
Приложение 3
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!»
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.
Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года.
1.Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.
2.Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объёму учебной нагрузки.
3.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35
минут каждый, со второй четверти - 4 урока по 35 минут, с третьей четверти по 40 минут.
4.Облегчённый день в середине учебной недели.
Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.
Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-
Информация о работе Роль физического воспитания в адаптации детей к обучению в школе