Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 22:01, аттестационная работа
Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в первом классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе…………………………………………………………………..6
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования…………………………………………………………………………6
1.2. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)……………………………………………………11
1.3.Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе……………………..……17
Выводы по первой главе…………………………………………………………...22
Глава 2. Роль физического воспитания в процессе адаптации детей к школе…………………………………………………………………………….…23
2.1. Взаимосвязь воспитания в процессе занятий физическими упражнениями29
2.2. Двигательные умения и навыки………………………………………..……..31
2.3. Этапы обучения детей физическим упражнениям………………….………33
2.4. Закономерности формирования двигательных навыков……………………34
2.5. Принципы обучения в процессе физического воспитания…………………35
2.6. Методы и приемы обучения физическим упражнениям…………………....38
Выводы по второй главе……………………………………………………...……40
Глава 3. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе……………………………………………………………………………….41
3.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе…………………………………………………………………………..........42
3.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе………………………………………………………………………………..51
Выводы по второй главе…………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………......56
Список использованной литературы……………………………………….….58
Радик С.
В тёмные тона окрасил кружки «класс», «тетрадь», «одноклассники». В целом обучение не вызывает сильных негативных отношений, за исключением некоторых понятий, которые вызывают небольшое напряжение.
Камила Р.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой) использовался с целью выявления отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки ставиться не будут».
Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.
Анализ и оценка рисунков.
1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще
46
всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации неучебного характера – школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными
Анализ результатов по методике проективного рисунка «Что мне нравится в школе»
47
Карина З.
Рисунок соответствует заданной теме, т.к. изображена типичная учебная ситуация – учитель с указкой у доски. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов.
Элина А.
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация неучебного характера – доска и стол учителя. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Сатаней А.
На рисунке изображён календарь природы. Поэтому рисунок соответствует заданной теме и имеет неучебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Ислам В.
Изобразила компьютер, который стоит в кабинете. Это игровая ситуация, рисунок соответствует теме. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Наир А.
Рисунок соответствует заданной теме и носит игровой характер – мальчик на турниках. Свидетельствует о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Мурат Ф.
На рисунке изображена доска – рисунок соответствует заданной теме и имеет неучебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Алан З.
Изображена типичная игровая ситуация – качели. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
48
Муртаз Т.
Изобразил себя на турниках – это игровая ситуация. Рисунок говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Радик С.
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация неучебного характера – доска, стол, дверь. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Камила Р.
Рисунок соответствует заданной теме, т.к. изображена типичная учебная ситуация – учитель с указкой у доски, сидящие за партами ученики. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации, учебной активности ребенка.
Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень адаптации первоклассников к школе (%)
по методике Н.Г. Лускановой
Уровни адаптации |
Количество учащихся |
% соотношение |
Высокий |
2 |
20 |
Средний |
4 |
40 |
Низкий |
4 |
40 |
Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представим гистограммой (Рисунок 1).
49
Рис. 1. Уровень адаптации первоклассников к школе
В результате проведенного исследования у детей данного класса были выявлены все три уровня адаптации.
20% детей
положительно относятся к
40% детей
так же положительно относятся
к школе, ее посещение не вызывает
отрицательных переживаний; понимают
учебный материал, если учитель
излагает его подробно и
40% детей
отрицательно относятся к
Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе. Результаты методик показывают, что 20% детей положительно относятся к школе, 40% - так же положительно относятся к
50
школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 40% детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 80% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.
51
3.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Цель: разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Задачи:
1) составить программу, направленную на адаптацию первоклассников;
2) представить описание программы с учетом педагогических условий.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих педагогических условий:
52
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!» представлена в приложении 3.
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
Организация режима школьной жизни первоклассников
1.Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.
2.Пятидневный режим обучения.
3.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.
4.Облегчённый день в середине учебной недели.
Создание предметнопространственной среды
Организация оздоровительно-
1.Медико-педагогическая
диагностика состояния
2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
53
3.Максимальное обеспечение
4.Организация рационального
питания первоклассников
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период
1.Особенности организации урока в 1-м классе
2.Контроль и оценка результатов обучения
Организация внеучебной жизни первоклассников
Информация о работе Роль физического воспитания в адаптации детей к обучению в школе