Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:26, контрольная работа
Начинающего руководителя всегда волнуют вопросы: сможет ли он работать с детьми? Как организовать дело так, чтобы сотрудники стали сплоченным коллективом, чтобы между ними сложились доброжелательные отношения? Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач? Как четко спланировать работу учреждения и осуществлять квалифицированный контроль за работой педагогов? Эти и многие другие вопросы необходимо решать руководителю дошкольного образовательного учреждения [1, с. 36].
1. Роль и место заведующей в системе управление
дошкольным учреждением 3
2. Должностные обязанности и квалификационные требования
к заведующему дошкольным учреждением 7
3. Функции управления в деятельности заведующего 8
4. Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением 17
5. Стиль руководства дошкольным учреждением 18
Практико-ориентированные задания
1. Руководство заведующего выполнением управленческих
обязанностей 22
2. Показать на практических примерах степень зрелости
коллектива на стиль управления дошкольным учреждением 24
Список использованных источников 27
План
1. Роль и место заведующей в системе управление
дошкольным учреждением 3
2. Должностные обязанности и квалификационные требования
к заведующему дошкольным учреждением 7
3. Функции управления
в деятельности заведующего
4. Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением 17
5. Стиль руководства дошкольным учреждением 18
Практико-ориентированные задания
1. Руководство заведующего выполнением управленческих
обязанностей 22
2. Показать на практических примерах степень зрелости
коллектива на стиль
управления дошкольным
Список использованных источников 27
Приложение 28
1. Роль и место заведующей в системе управление дошкольным учреждением
В последние годы предприняты серьезные попытки реформирования дошкольного воспитания, определены его концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права руководителей, воспитателей, родителей.
Стало очевидным, что проблемы обучения и воспитания, развития детей на демократической основе могут быть решены успешно только при условии хорошей организации педагогического процесса, внедрения элементов научной организации труда на основе новых принципов управления и высокого профессионализма руководителей дошкольных учреждений.
Начинающего руководителя всегда волнуют вопросы: сможет ли он работать с детьми? Как организовать дело так, чтобы сотрудники стали сплоченным коллективом, чтобы между ними сложились доброжелательные отношения? Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач? Как четко спланировать работу учреждения и осуществлять квалифицированный контроль за работой педагогов? Эти и многие другие вопросы необходимо решать руководителю дошкольного образовательного учреждения [1, с. 36].
Демократизация и гуманизация жизни дошкольного учреждения, ее поворот в сторону ребенка, возможны на основе новых принципов управления и высоком уровне профессионализма его руководителей.
Настало время, когда основу управления дошкольным учреждением должны составлять не только отдельные удачные решения, опыт лучших руководителей. Руководителю необходимы глубокие знания основных положений науки управления; социально-психологических аспектов руководства коллективом, научной организацией труда.
Дошкольное учреждение является ступенью системы непрерывного образования. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов.
Задачей дошкольного учреждения является всемерное удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, их гармоническому развитии и воспитании [8, с. 24].
Под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей дошкольного возраста на уровне современных требований.
Управление дошкольным учреждением — это научно обоснованное воздействие на коллектив воспитателей, обслуживающего персонала , детей, родителей и оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В дошкольных учреждениях взаимодействие в этой системе управления осуществляется между коллективами — "взрослые — взрослые", "взрослые — дети". Конечной целью такого взаимодействия является развитие личности ребенка, которое и определяет специфику управления, особенности реализации управленческих функций и методов.
Цель управления дошкольным учреждением заключается в обеспечении оптимального функционирования этих систем в достижении высокой эффективности воспитательной работы с детьми при наименьших затратах времени и сил.
Управление современным дошкольным учреждением — сложный процесс, складывающийся из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня воспитательной работы, системы рационального планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми; осуществления органического единства обучения и воспитания детей на занятиях и в повседневной жизни; эффективного контроля и проверки исполнения [8, с. 25].
Важное место в решении этих задач занимает глубокая демократизация управления дошкольным учреждением.
Демократизация управления дошкольным учреждением предполагает:
педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду;
компетентность всех участников в вопросах управления;
новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитателя и ребенка;
педагогическое сотрудничество с родителями и школой;
создание коллектива единомышленников (воспитателей, родителей, учителей);
заинтересованность родителей и общественности в совместной деятельности по воспитанию детей и ее результатах;
обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы); перераспределение ответственности в коллективе.
Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющие системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического — медицинского — обслуживающего — детского.
Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им Функциями. Она может быть представлена в виде двух основных подструктур— административного и общественная
В организационной структуре административного управления дошкольным учреждением можно выделить несколько уровней линейного управления. Высший уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в "Типовом положении о дошкольном учреждении".
Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица — руководителя.
Непосредственное руководство дошкольным учреждением осуществляет заведующий, который назначается учредителем в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Заведующий несет ответственность перед государством, учредителем, родителями или иными законными представителями детей за деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и уставом дошкольного учреждения.
Заведующий утверждает структуру и штаты в соответствии с действующими типовыми штатами и штатными нормативами работников учреждений образования (яслей, детских садов, яслей-садов, дошкольных центров развития ребенка) в пределах средств, выделенных на оплату труда.
Детский сад, являясь воспитательным учреждением, представляет собой сложный организм. Процесс управления им предполагает учет педагогических, организационных и социальных моментов, тесно связанных между собой.
Руководитель дошкольного учреждения обеспечивает не только ход воспитательно-образовательной работы на основе нормативных документов и требований, но и выполняет определенную социальную роль. Это означает, что под руководством заведующего осуществляется воспитание детей дошкольного возраста, будущих граждан государства. Успешному решению данной задачи способствует единство педагогического коллектива, согласованность и слаженность в работе всех его членов.
Большую роль в создании спаянного, работоспособного коллектива, благоприятного психологического климата в нем, в повышении эффективности управления дошкольным учреждением играет стиль руководства заведующего, т. е. устойчивая система средств, методов и приемов общения руководителя с членами коллектива, направленная на выполнение поставленных задач.
Заведующий руководит всей деятельностью дошкольного учреждения, несет персональную ответственность за подбор, расстановку и воспитание кадров, за результаты организационно-педагогической, финансово-хозяйственной и другой деятельности дошкольного учреждения. При этом он обязан подчиняться вышестоящим органам образования и должен опираться на демократические формы управления. Так, заведующий не может игнорировать участие коллектива и роль общественных организаций в делах управления. Заведующий наделен полномочиями принимать решения. Обладая реальной властью, заведующий воздействует на трудовой коллектив, а через него — на характер и результаты работы дошкольного учреждения [3, с. 10].
В роли администратора заведующий использует свои полномочия для обеспечения функционирования дошкольного учреждения в соответствии с действующими нормативными актами. Совместно с сотрудниками разрабатывает и реализует кадровую политику — комплектует штаты, осуществляет подбор, обучение, расстановку и перемещение кадров, их аттестацию, разрабатывает Устав.
Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных.
В соответствии с положением о дошкольных учреждениях заведующий выполняет широкий круг обязанностей:
-устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и квалификационными характеристиками круг обязанностей работников дошкольного учреждения;
-обеспечивает выполнение законодательства о труде, Устава, родительского договора, правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, инструкций по организации охраны жизни и здоровья детей, охраны труда к техники безопасности, а также исправность санитарно - технического, теплотехнической, газовой и энергетической систем;
-обеспечивает обучение и инструктаж по технике безопасности;
-организует пропаганду педагогических и гигиенических знаний среди родителей, направляет работу родительского комитета, осуществляет связь со школой;
-отчитывается о работе учреждения перед органами образования; обеспечивает создание необходимых условий, для укрепления здоровья, эффективной работы по воспитанию, всестороннему развитию детей, несет ответственность за охрану их воспитательной работы, укомплектованность учреждения детьми, финансово-хозяйственную деятельность и санитарно-гигиеническое состояние учреждения; организует дополнительные услуги, направленные на улучшение ухода, присмотра, оздоровления, воспитания и обучения; осуществляет контроль за качеством учебно-воспитательной работы.
Он не только обеспечивает хорошую организацию воспитательно-образовательной работы с детьми, но и сплачивает педагогический коллектив, укрепляет в нем дисциплину труда, благоприятный морально-психологический климат.
Выполняя должностные обязанности заведующий выступает не только как организатор, но и как представитель и выразитель интересов коллектива сотрудников дошкольного учреждения.
В пределах своей компетенции заведующий издает приказы и дает указания, обязательные к исполнению всеми работниками данного учреждения.
Заведующий наделен правами требовать от каждого сотрудника полноценной, добросовестной работы.
Подбор, рациональная расстановка педагогических и обслуживающих кадров, организация их деятельности, инструктирование, координация и контроль, создание условий для повышения их профессионального мастерства, сплочение педагогического коллектива, утверждение в нем духа товарищества и взаимопомощи, благоприятного морально-психологического климата должны постоянно находиться в центре внимания заведующего.
Административная деятельность заведующего обеспечивает материальные, организационные, правовые и социально-психологические условия для реализации функций управления педагогическим процессом.
К административной деятельности заведующего тесно примыкают финансово-хозяйственные вопросы. Заведующий обеспечивает создание надлежащих условий для укрепления здоровья детей, их воспитания и обучения; учет, хранение оборудования, соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при его эксплуатации; организует питание детей, летнее оздоровительные мероприятия; отвечает за финансово-хозяйственную деятельность дошкольного учреждения, укомплектование детского сада детьми. Он является распорядителем кредитов. Детское дошкольное учреждение имеет годовую смету расходов. Заведующий обеспечивает рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств. О правильном расходовании средств он отчитывается перед коллективом и отделом народного образования.
2. Должностные обязанности и квалификационные требования к заведующему дошкольным учреждением
Содержание деятельности по управлению педагогическим процессом в дошкольном учреждении предъявляет определенные требования к профессионально-деловым качествам заведующего.
Как высококвалифицированный педагог, руководитель углубленно изучает инструктивные документы Министерства образования и других вышестоящих органов народного образования, основы теории педагогики, программу «Пралеса», психологию и физиологию детей дошкольного возраста, знакомится с историей и современным состоянием дошкольного воспитания.
Информация о работе Роль и место заведующей в системе управление дошкольным учреждением