Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:26, контрольная работа
Начинающего руководителя всегда волнуют вопросы: сможет ли он работать с детьми? Как организовать дело так, чтобы сотрудники стали сплоченным коллективом, чтобы между ними сложились доброжелательные отношения? Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач? Как четко спланировать работу учреждения и осуществлять квалифицированный контроль за работой педагогов? Эти и многие другие вопросы необходимо решать руководителю дошкольного образовательного учреждения [1, с. 36].
1. Роль и место заведующей в системе управление
дошкольным учреждением 3
2. Должностные обязанности и квалификационные требования
к заведующему дошкольным учреждением 7
3. Функции управления в деятельности заведующего 8
4. Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением 17
5. Стиль руководства дошкольным учреждением 18
Практико-ориентированные задания
1. Руководство заведующего выполнением управленческих
обязанностей 22
2. Показать на практических примерах степень зрелости
коллектива на стиль управления дошкольным учреждением 24
Список использованных источников 27
Выполнение организационной функции управления строится на основе Устава детского сада. Правил внутреннего трудового распорядка для работников детских садов, «Квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений», «Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений» и других инструктивных документов.
Правильно выполнять функции ответственного лица заведующий может только тогда, когда опирается на знания и опыт коллектива, поддерживает со своими сотрудниками отношения, способствующие развитию их творческой инициативы. Прежде всего это связано с расстановкой кадров, определением их обязанностей.
Правильная расстановка кадров позволяет максимально использовать возможности людей в решении общей задачи. Каждый работник должен иметь строго определенные, ясно очерченные задания за выполнение которых он несет полную ответственность; нельзя допускать расплывчатости и неясности в вопросе о том, что каждому отдельно поручено, так как это всегда приводит к безответственности [1, с. 19].
Заведующий распределяет работу соответственно обязанностям, опыту и индивидуальным качествам каждого члена коллектива. Перед началом учебного года, когда уже намечены задачи работы дошкольного учреждения, он своевременно распределяет обязанности между воспитателем-методистом, завхозом, врачом, наделяет их правами для самостоятельного решения вопросов, закрепляет воспитателей и нянь за определенными группами. Очень важно направить работу каждого сотрудника так, чтобы он был не только техническим исполнителем, но и сам проявлял инициативу. Четкое разделение обязанностей помогает избежать параллелизма в работе, устанавливает личную ответственность каждого сотрудника за конкретное дело, облегчает контроль и оценку работы.
Для повышения уровня организаторской деятельности заведующий руководствуется следующими принципами оптимальной организации труда:
3. Выделять время для повышения своей квалификации. Заботиться о постоянном повышении своего культурного уровня.
Соблюдение этих принципов будет способствовать повышению уровня организаторской деятельности заведующего.
Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов.
Особенностью контроля
как функции управления
Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей. Он позволяет также установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с принятым решением, выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. При отсутствии контроля за исполнением ранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны.
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:
цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса;
следует не просто проверять состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду;
контроль необходимо планировать;
в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;
контроль будет иметь действенный характер только в том случае, если он осуществляется вовремя и если мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются;
следует инструктировать по существу контролируемых вопросов тех, кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений;
итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.
Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным. При его осуществлении необходимо соблюдать определенную последовательность:
I) установление фактов, т.е. получение информации о ходе воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в целом и в каждой группе отдельно;
Чтобы охватить контролем все аспекты работы дошкольного учреждения, исключить противоречия в оценке работы одного и того же сотрудника, необходимо четко распределить обязанности между руководителями, выделить круг вопросов, которые контролирует только заведующий, и вопросы, контролируемые зам. завед., заведующим хозяйством. К первым следует отнести:
работу административно-
выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда;
проверку исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
качество знаний, умений, навыков у детей;
выполнение решений педагогического совета;
сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
ведение документации всеми
воспитателями и членами административно-
организацию и осуществление работы среди родителей;
финансово-хозяйственную деятельность;
выборочный контроль за работой воспитателей.
Зам. завед., контролирует состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах, выполнение программы «Пралеска», календарные планы и документацию педагогов, наличие и хранение детских работ и т. д.
Заведующий хозяйством осуществляет контроль за работой обслуживающего персонала (санитарок-нянь, уборщиц-нянь, шеф-повара, помощника повара, кладовщика, прачек й др.)
Контроль заведующего должен быть предметным и конкретным, его осуществление — соответствовать составленному плану графику на неделю или месяц. Выбор форм контроля во многом зависит от времени его проведения.
Формы контроля могут быть разнообразными: изучение документации и календарных планов, беседы с воспитателями и последующее посещение группы, проверка наличия и исправности оборудования. Каждый этап контроля заканчивается подведением итогов. Коллектив должен знать, какие выводы сделаны заведующим, изучавшим работу в течение определенного периода. Существует несколько видов контроля: предупредительный, тематический, фронтальный, сравнительный, обзорный.
Цель предупредительного, или предварительного, контроля заключается в том, чтобы предупредить возможные ошибки в работе воспитателя. Он применяется и основном по отношению к начинающим или вновь поступившим сотрудникам. Заведующий анализирует календарные планы, наблюдает за работой воспитателя в течение дня, проверяет его готовность к работе (наличие наглядных пособий, оборудование педагогического процесса). Основной документ по итогам проверки — запись замечаний и предложений в «Тетради наблюдения педагогического процесса».
В результате тематической проверки у руководителя должно быть полное представление о том, как проводится в группе работа по данному разделу программы. Такой контроль требует от проверяющего знания различных методик дошкольного воспитания, современных исследований, новинок методической литературы.
По итогам тематического контроля делается запись в «Тетради наблюдений педагогического процесса», которая должна отражать следующее: цель, время проверки, объем выполненной работы, итог ее, выводы и предложения. Запись должна быть четкой, конкретной, выводы — объективными, содержать примеры, цифровые данные.
Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю проверку работы воспитателя. Такой контроль предполагает посещение группы в течение нескольких дней. Лучше, когда фронтальной проверке подвергаются оба воспитателя, работающие в одной и той же возрастной группе. В этом случае можно установить преемственность методов педагогического воздействия, согласованность в работе педагогов между собой, с детьми, нянями и родителями, выявить сильные и слабые стороны в работе каждого, помочь им скоординировать работу. В процессе фронтального контроля изучаются календарные планы, документация группы, работа с родителями, работа по повышению идейно-политического уровня, педагогической квалификации участие в общественной жизни коллектива. После такой проверки тоже делается соответствующая запись в тетради с последующим обсуждением результатов проверки.
Сравнительный контроль необходим для сопоставления результатов работы воспитателей по выполнению различных разделов программы. Такой контроль позволяет выявить разницу в работе воспитателей параллельных групп. Сравнительный контроль используется и с целью сравнения работы двух воспитателей из одной группы.
Обзорный контроль следует рассматривать как разновидность тематического контроля. Он дает представление о работе педагогического коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент.
Регулирование направлено на постоянное поддержание необходимого уровня организованности в дошкольном учреждении. Регулирование проявляется при согласовании планов, сроков проведения различных мероприятий, назначении ответственных исполнителей, что помогает избежать дублирования.
В процессе выполнения принятых решений регулирование способствует поддержанию порядка в реализации намеченных мер.
Иногда во время реализации какого-либо решения обстановка в дошкольном учреждении изменяется: выбыл исполнитель, произведена перестановка сотрудников, отвечающих за определенную работу. В связи с этим возникает необходимость и в пересмотре форм и методов решения тех или иных вопросов.
Из-за недостатков в перспективном планировании и в организации очень часто при подготовке к работе обнаруживаются недочеты в текущей оперативной деятельности; необходимость их устранения отнимает у заведующего много времени и лишает его возможное и заниматься решением основных задач принципиального характера. В данном случае регулирование призвано вырабатывать оперативную программу для ликвидации причин нарушений и организации коллектива на ее выполнение. Этому способствует ежедневное оперативное планирование деятельности заведующего по устранению причин, мешающих нормальному осуществлению воспитательно-образовательной и хозяйственной работы в дошкольном учреждении; принятие решений на основе анализа текущей информации, контроль за их исполнением; оперативное изменение в случае необходимости годового, месячного планов, системы организационных отношений, направления контроля.
Регулирование, основанное на результатах контроля, помогает устранению отклонений от первоначальной цели. На этом этапе важно выявлять и закреплять положительные моменты деятельности и развивать их.
В процессе реализации перспективного плана повышения квалификации, годового плана, решений педагогического совета, тщательного анализа этой деятельности выявляются возможности воспитателей и других сотрудников дошкольного учреждения. Эти резервы должны быть учтены и хорошо продуманы заведующим, на основе этого может быть принято решение. Регулирование осуществляется на основе своевременной и достоверной информации, по объему достаточной для принятия решений. Информация, получаемая заведующим, по своей форме должна быть удобной для анализа сведений, содержащихся в ней, и служить материалом для анализа сложившейся обстановки в дошкольном учреждении. Наличие такой информации позволяет заведующему выступать как организатору текущей и предстоящей работы.
Регулирование требует от руководителя управленческих знаний, оперативности и большого искусства во взаимодействии с людьми. Регулирование нередко связано с перестановкой воспитателей и обслуживающего персонала, перераспределением поручений, что ведет к перестройке отношений с исполнителями. Исполнители не всегда быстро понимают необходимость этих действий, и заведующему следует проявлять большую выдержку и тактичность, чтобы их убедить. Регулирование осуществляется через беседы, оперативные совещания и в связи с принятием управленческих решений по частным вопросам [4.c.105].
4. Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением
Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением:
Информация о работе Роль и место заведующей в системе управление дошкольным учреждением