Роль и место заведующей в системе управление дошкольным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Начинающего руководителя всегда волнуют вопросы: сможет ли он работать с детьми? Как организовать дело так, чтобы сотрудники стали сплоченным коллективом, чтобы между ними сложились доброжелательные отношения? Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач? Как четко спланировать работу учреждения и осуществлять квалифицированный контроль за работой педагогов? Эти и многие другие вопросы необходимо решать руководителю дошкольного образовательного учреждения [1, с. 36].

Содержание работы

1. Роль и место заведующей в системе управление
дошкольным учреждением 3
2. Должностные обязанности и квалификационные требования
к заведующему дошкольным учреждением 7
3. Функции управления в деятельности заведующего 8
4. Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением 17
5. Стиль руководства дошкольным учреждением 18
Практико-ориентированные задания
1. Руководство заведующего выполнением управленческих
обязанностей 22
2. Показать на практических примерах степень зрелости
коллектива на стиль управления дошкольным учреждением 24
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Заведующая в систеье дошкольного образования УДО контрольная работа.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Выполнение организационной функции управления строится на основе Устава детского сада. Правил внутреннего трудового распорядка для работников детских садов, «Квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений», «Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений» и других инструктивных документов.

Правильно выполнять функции ответственного лица заведующий может только тогда, когда опирается на знания и опыт коллектива, поддерживает со своими сотрудниками отношения, способствующие развитию их творческой инициативы. Прежде всего это связано с расстановкой кадров, определением их обязанностей.

Правильная расстановка кадров позволяет максимально использовать возможности людей в решении общей задачи. Каждый работник должен иметь строго определенные, ясно очерченные задания за выполнение которых он несет полную ответственность; нельзя допускать расплывчатости и неясности в вопросе о том, что каждому отдельно поручено, так как это всегда приводит к безответственности [1, с. 19].

Заведующий распределяет работу соответственно обязанностям, опыту и индивидуальным качествам каждого члена коллектива. Перед началом учебного года, когда уже намечены задачи работы дошкольного учреждения, он своевременно распределяет обязанности между воспитателем-методистом, завхозом, врачом, наделяет их правами для самостоятельного решения вопросов, закрепляет воспитателей и нянь за определенными группами. Очень важно направить работу каждого сотрудника так, чтобы он был не только техническим исполнителем, но и сам проявлял инициативу. Четкое разделение обязанностей помогает избежать параллелизма в работе, устанавливает личную ответственность каждого сотрудника за конкретное дело, облегчает контроль и оценку работы.

Для повышения уровня организаторской деятельности заведующий руководствуется следующими принципами оптимальной организации труда:

  1. Планировать свою работу и выполнять намеченное;
  2. Проблемы организации воспитательно-образовательного процесса считать   важнейшими   и   уделять   им   постоянное   внимание.

3. Выделять время для повышения своей квалификации. Заботиться о постоянном повышении своего культурного уровня.

Соблюдение этих принципов будет способствовать повышению уровня организаторской деятельности заведующего.

Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов.

 Особенностью контроля  как функции управления является  то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что есть в наличии.

Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей. Он позволяет также установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с принятым решением, выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. При отсутствии контроля за исполнением ранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса;

следует не просто проверять состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду;

контроль необходимо планировать;

в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;

контроль будет иметь действенный характер только в том случае, если он осуществляется вовремя и если мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются;

следует инструктировать по существу контролируемых вопросов тех, кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений;

итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.

Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным. При его осуществлении необходимо соблюдать определенную последовательность:

I) установление фактов, т.е. получение информации о ходе воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в целом и в каждой группе отдельно;

  1. критическая оценка, анализ собранного материала;
  2. выработка мероприятий, направленных на улучшение существующих положений в дошкольном учреждении в целом или в определенной возрастной группе.

Чтобы  охватить  контролем   все  аспекты  работы  дошкольного учреждения, исключить противоречия в оценке работы одного и того же сотрудника, необходимо четко распределить обязанности между руководителями, выделить круг вопросов, которые контролирует только заведующий, и вопросы, контролируемые зам. завед., заведующим хозяйством. К первым следует отнести:


работу административно-управленческого аппарата (зам. завед., завхоза, медицинского персонала);

выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда;

проверку исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;

качество знаний, умений, навыков у детей;

выполнение решений педагогического совета;

сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;

ведение документации всеми воспитателями и членами административно-управленческого аппарата;

организацию и осуществление работы среди родителей;

финансово-хозяйственную деятельность;

выборочный контроль за работой воспитателей.

Зам. завед., контролирует   состояние   воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах, выполнение программы «Пралеска»,  календарные планы и документацию педагогов, наличие и хранение детских работ и т. д.

Заведующий хозяйством осуществляет контроль за работой обслуживающего персонала (санитарок-нянь, уборщиц-нянь, шеф-повара, помощника   повара, кладовщика, прачек й др.)

Контроль заведующего должен быть предметным и конкретным, его осуществление — соответствовать составленному плану графику на неделю или месяц. Выбор форм контроля во многом зависит от времени его проведения.

Формы контроля могут быть разнообразными: изучение документации и календарных планов, беседы с воспитателями и последующее посещение группы, проверка наличия и исправности оборудования. Каждый этап контроля заканчивается подведением итогов. Коллектив должен знать, какие выводы сделаны заведующим, изучавшим работу в течение определенного периода. Существует несколько видов контроля: предупредительный, тематический, фронтальный, сравнительный, обзорный.

Цель предупредительного, или предварительного, контроля заключается в том, чтобы предупредить возможные ошибки в работе воспитателя. Он применяется и основном по отношению к начинающим или вновь поступившим сотрудникам. Заведующий анализирует календарные планы, наблюдает за работой воспитателя в течение дня, проверяет его готовность к работе (наличие наглядных пособий, оборудование педагогического процесса). Основной документ по итогам проверки — запись замечаний и предложений в «Тетради наблюдения педагогического процесса».

В результате тематической проверки у руководителя должно быть полное представление о том, как проводится в группе работа по данному разделу программы. Такой контроль требует от проверяющего знания различных методик дошкольного воспитания, современных исследований, новинок методической литературы.

По итогам тематического контроля делается запись в «Тетради наблюдений педагогического процесса», которая должна отражать следующее: цель, время проверки, объем выполненной работы, итог ее, выводы и предложения. Запись должна быть четкой, конкретной, выводы — объективными,  содержать  примеры,  цифровые  данные.

Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю проверку работы воспитателя. Такой контроль предполагает посещение группы в течение нескольких дней. Лучше, когда фронтальной проверке подвергаются оба воспитателя, работающие в одной и той же возрастной группе. В этом случае можно установить преемственность методов педагогического воздействия, согласованность в работе педагогов между собой, с детьми, нянями и родителями, выявить сильные и слабые стороны в работе каждого, помочь им скоординировать работу. В процессе фронтального контроля изучаются календарные планы, документация группы, работа с родителями, работа по повышению идейно-политического  уровня,  педагогической  квалификации участие в общественной жизни коллектива. После такой проверки тоже делается соответствующая запись в тетради с последующим обсуждением результатов проверки.


Сравнительный контроль необходим для сопоставления результатов работы воспитателей по выполнению различных разделов программы. Такой контроль позволяет выявить разницу в работе воспитателей параллельных групп. Сравнительный контроль используется и с целью сравнения работы двух воспитателей из одной группы.

Обзорный контроль следует рассматривать как разновидность тематического контроля. Он дает представление о работе педагогического коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент.

Регулирование направлено на постоянное поддержание необходимого уровня организованности в дошкольном учреждении. Регулирование проявляется при согласовании планов, сроков проведения различных мероприятий, назначении ответственных исполнителей, что помогает избежать дублирования.

В процессе выполнения принятых решений регулирование способствует  поддержанию  порядка   в  реализации   намеченных  мер.

Иногда во время реализации какого-либо решения обстановка в дошкольном учреждении изменяется: выбыл исполнитель, произведена перестановка сотрудников, отвечающих за определенную работу. В связи с этим возникает необходимость и в пересмотре форм и методов решения тех или иных вопросов.

Из-за недостатков в перспективном планировании и в организации очень часто при подготовке к работе обнаруживаются недочеты в текущей оперативной деятельности; необходимость их устранения отнимает у заведующего много времени и лишает его возможное и заниматься решением основных задач принципиального характера. В данном случае регулирование призвано вырабатывать оперативную программу для ликвидации причин нарушений и организации коллектива на ее выполнение. Этому способствует ежедневное оперативное планирование деятельности заведующего по устранению причин, мешающих нормальному осуществлению воспитательно-образовательной и хозяйственной работы в дошкольном учреждении; принятие решений на основе анализа текущей информации, контроль за их исполнением; оперативное изменение в случае необходимости годового, месячного планов, системы организационных отношений, направления контроля.

Регулирование, основанное на результатах контроля, помогает устранению отклонений от первоначальной цели. На этом этапе важно выявлять и закреплять положительные моменты деятельности и развивать их.

В процессе реализации перспективного плана повышения квалификации, годового плана, решений педагогического совета, тщательного анализа этой деятельности выявляются возможности воспитателей и других сотрудников дошкольного учреждения. Эти резервы должны быть учтены и хорошо продуманы заведующим, на основе этого может быть принято решение. Регулирование осуществляется на основе своевременной и достоверной информации, по объему достаточной для принятия решений. Информация, получаемая заведующим, по своей форме должна быть удобной для анализа сведений, содержащихся в ней, и служить материалом для анализа сложившейся обстановки в дошкольном учреждении. Наличие такой информации позволяет заведующему выступать как организатору текущей и предстоящей работы.

Регулирование требует от руководителя управленческих знаний, оперативности и большого искусства во взаимодействии с людьми. Регулирование нередко связано с перестановкой воспитателей и обслуживающего персонала, перераспределением поручений, что ведет к перестройке отношений с исполнителями. Исполнители не всегда быстро понимают необходимость этих действий, и заведующему следует проявлять большую выдержку и тактичность, чтобы их убедить. Регулирование осуществляется через беседы, оперативные совещания и в связи с принятием управленческих решений по частным вопросам [4.c.105].

 

4. Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением

 

Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением:

  • Обеспечение системной образовательно-воспитательной и административно-хозяйственной работы учреждения,
  • Планирование, координация и контроль работы коллектива.
  • Осуществление приёма на работу, подбора и расстановки кадров.
  • Комплектование дошкольного учреждения детьми.
  • Определение штатного расписания, должностных обязанностей работников.
  • Координация и организация методической работы.
  • Организация работы и создание условий по охране жизни и здоровья детей.
  • Организация в дошкольном учреждении режима экономии и бережливости, рационального использования материальных ресурсов.
  • Обеспечение учёта, сохранности и развития материально-технической базы, соблюдения санитарных, гигиенических правил содержания учреждения, охраны труда, учёта и хранения документации.
  • Организация и координация деятельности совета дошкольного учреждения и попечительского совета.
  • Обеспечение эффективного взаимодействия с семьёй, социально-психологической службой.
  • Обеспечение преемственности в работе со школой.
  • Обеспечение рационального использования бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
  • Самообразование, повышение профессионального уровня и педагогического мастерства.

Информация о работе Роль и место заведующей в системе управление дошкольным учреждением