Роль и место заведующей в системе управление дошкольным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Начинающего руководителя всегда волнуют вопросы: сможет ли он работать с детьми? Как организовать дело так, чтобы сотрудники стали сплоченным коллективом, чтобы между ними сложились доброжелательные отношения? Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач? Как четко спланировать работу учреждения и осуществлять квалифицированный контроль за работой педагогов? Эти и многие другие вопросы необходимо решать руководителю дошкольного образовательного учреждения [1, с. 36].

Содержание работы

1. Роль и место заведующей в системе управление
дошкольным учреждением 3
2. Должностные обязанности и квалификационные требования
к заведующему дошкольным учреждением 7
3. Функции управления в деятельности заведующего 8
4. Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением 17
5. Стиль руководства дошкольным учреждением 18
Практико-ориентированные задания
1. Руководство заведующего выполнением управленческих
обязанностей 22
2. Показать на практических примерах степень зрелости
коллектива на стиль управления дошкольным учреждением 24
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Заведующая в систеье дошкольного образования УДО контрольная работа.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Очень важно уметь реализовывать эти знания на практике. С учетом специфики дошкольного учреждения, контингента детей, качества подготовки воспитателей заведующий конкретизирует задачи воспитательно-образовательной работы, регулирует ход воспитательного процесса, контролирует его состояние, обобщает и анализирует результаты педагогической работы, выбирает и использует наиболее действенные меры организационно-воспитательного воздействия в коллективе [3, с. 14].

Исходя из этого положения, отделы образования выдвигают на должность заведующего детским садом педагогов, имеющих высшее образование и стаж работы не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж не менее 5 лет. Для заведующих  дет. садом, кроме того, необходимо окончание курсов по воспитанию детей раннего возраста. В постановлении Министерства образования «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта» выдвигается требование обеспечить совершенствование подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Компетентность и деловитость в руководстве дошкольным учреждением должны проявляться в ежедневном практическом осуществлении воспитания детей, в умении заботиться не только о текущих делах, но и о перспективном развитии и совершенствовании педагогического процесса на основе достижений науки и передового опыта. Высокий уровень руководства дошкольным учреждением предполагает глубокое знание состояния воспитательно-образовательной работы в каждой возрастной группе.

Учитывая высокую квалификацию современного педагога, руководителю нельзя ограничиваться лишь неглубоким анализом его работы распоряжениями по поводу проведения занятий и других режимных моментов. Его задача — вникнуть в содержание труда воспитателя, выявить его сильные и слабые стороны, помочь исправить недостатки, правильно осмыслить содержание программы, нацелить на совершенствование методики воспитательно-образовательного процесса. Здесь особое значение приобретает индивидуальный подход, умение понять каждого человеке. Умение работать с людьми в зависимость от личных качеств руководителя, его опыта, чувства ответственности. Особо выделял он такие качества, как беззаветная преданность  долгу, умение разбираться в людях, практическая трезвость, толковость и распорядительность, общительность, практический опыт, способность привлекать к себе людей.

   Для того чтобы  управлять дошкольным учреждением, заведующему необходимо обладать  организаторскими способностями, развивая  их в практической деятельности, под влиянием опыта работы, знать основы теории управления, организации педагогического труда; изучать систему планирования педагогической работы, формы и методы контроля [5.c.78].

Руководитель разрабатывает годовые и календарные планы; распределяет обязанности между членами коллектива; использует наиболее действенные меры для стимулирования труда сотрудников; контролирует и анализирует работу воспитателей, правильно и своевременно оформляет документацию.

Это требует наличия у заведующего качеств, связанных с производственной активностью. Наилучших результатов в работе добиваются инициативные, энергичные, целеустремленные руководители, увлеченные работой. Заведующему необходимо воспитывать в себе вежливость, тактичность, чуткость и внимательность к людям. Все эти качества укрепляют его положение среди сотрудников, делают уважаемым и. влиятельным человеком. В Уставе детского сада определена роль заведующего как руководителя-единоначальника, несущего персональную ответственность перед государством за организацию и качество всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

 

3. Функции управления  в деятельности заведующего

 

Одной из важных категорий управления являются функции. К основным из них можно отнести: выработку и принятие решений, включая планирование; организацию; учет и контроль; регулирование.  Все эти функции характерны для системы управления дошкольным учреждением, но каждая из них имеет свои особенности, вытекающие из специфики содержания работы этого учреждения. Управление воспитательно-образовательным процессом в дошкольном учреждении в связи с повышением требований к организации педпроцесса, увеличением контингента детей значительно усложнилось. Успех в этой работе во многом зависит от уровня руководства дошкольным учреждением со стороны заведующего, умения правильно реализовывать функции управления [3, с. 17].

Выработка и принятие решений является одной из основных функций управления; процесс управления часто определяют как процесс принятия и реализации решений. Решение представляет собой формулировку цели воздействия, как бы идеальный образ результатов, которые намечается получить; оно предопределяет направленность остальных функций.

Процесс принятия решения проходит 4 этапа. Прежде всего это тщательная подготовка решения, которая включает всестороннее обдумывание и изучение условий, в которых оно дается. Далее следует выработка и принятие самого решения, организация исполнения.  Заключительным этапом  в данном процессе является проверка исполнения, педагогическая оценка результатов.

Прежде чем приступить к выработке решения, заведующий должен правильно и точно сформулировать цель работы, выявить степень ее необходимости, затем определить силы, средства, возможности для выполнения принимаемых решений. После постановки цели необходимо подготовить возможные варианты решения, проанализировать их, выяснить недостатки и достоинства каждого и выбрать оптимальный вариант.

По своему характеру и содержанию решения делятся на несколько видов:

1. Оперативно-распорядительные  решения принимаются в тех случаях, когда в ходе воспитательно-образовательного процесса обнаруживаются те или иные отклонения от нормы. Примером подобных решений служат приказы заведующего дошкольным учреждением, касающиеся содержания работы воспитателей или других сотрудников.

2. Нормативно-организационные  решения связаны с регламентацией  всего распорядка дошкольного  учреждения. Они носят постоянный  характер, действуют длительное  время и меняются в связи  с изменением условий работы  учреждения. К ним относятся правила внутреннего трудового распорядка, режим дня, графики работы сотрудников и т. д.

3. Хозяйственно-руководящие  решения касаются финансово-хозяйственных  вопросов. Как и оперативно-распорядительные, они носят разовый характер. Это  акты списания, приказы по итогам ревизии, касающиеся содержания здания дошкольного учреждения, его участка [4, c.69] .

4. Решения перспективного характера определяют деятельность педагогического коллектива на данный период. К ним относятся годовые планы работы детского сада, решения педсовета, производственных совещаний. Этому виду решений принадлежит главная роль, так как на их основе принимаются решения, касающиеся остальных аспектов работы учреждения.

Решения могут носить единоличный и коллективный характер. В современных условиях к управленческому решению предъявляется ряд требований: научная обоснованность, целенаправленность, своевременность, компетентность, четкость и конкретность, правомерность, последовательность. Независимо от формы, в которой оно принимается, решение должно отражать в формулировке сущность вопроси

По степени категоричности передачи или оформления решения выделяют приказ, распоряжение, постановление, рекомендацию, указание и совет. Приказ — наиболее частый вид решения в дошкольном учреждении. В нем четко определяются задачи и способы их реализации   Приказ обычно что-то требует или запрещает, касаясь важных сторон деятельности коллектива, и обязывает к точному исполнению предписания. Этот вид решения должен быть точным, конкретным, четко и ясно сформулированным. При его составлении следует учитывать силы и средства тех, кому он адресован. Сроки исполнения приказа должны соответствовать объему установленного задания; также необходимо указать, на кого возложен контроль за его исполнением.

В распоряжениях проявляется меньшая степень регламентации. Чаще они используются при необходимости побудить сотрудников выполнить задание, имеющее важное значение для деятельности всего коллектива. Исполнителям предоставляется свобода в выборе сроков и способов решения вопросов. За отказ выполнить распоряжение сотрудник должен наказываться.

Распоряжение, отданное в вежливой форме, приводит к лучшему результату, ибо человек всегда внутренне протестует против резкости. Даже в случае некорректного отношения со стороны сотрудника руководителю нужно быть терпеливым и доброжелательным.

Решение может быть доведено до сведения работников дошкольного учреждения также в форме постановления, указания-инструкции, рекомендации.

Рекомендация является одним из способов принятия и доведения решения до сведения исполнителей. Она используется; когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием с целью дать нужное направление в работе, в выполнении задания.

Указание и  инструкция содержат данные о том, что   сделать, кому  и  когда.  Адресуясь к  сознанию  исполнителя,  они не ограничивают его в выборе средств и  методов в выполнении поставленной задачи. Исполнителям предоставляется большая самостоятельность и возможность проявить творчество.

Наименее регламентированным является совет, так как при использовании этой формы окончательное решение остается за исполнителем.

Планирование является важным этапом в управлении дошкольным учреждением. Это один из видов управленческого решения. Оно позволяет осуществить совокупность мер по реализации задач, стоящих перед коллективом.

Планирование начинается со всестороннего и глубокого анализа состояния работы в детском саду с целью выявления сильных  и слабых ее сторон и постановки актуальных задач на предстоящий период

 В   плане  определяются   главные,  наиболее  важные  задачи  работы дошкольного учреждения, на решение которых будет направлена деятельность коллектива, и определяются основные пути и способы их решения: целесообразная расстановка людей и распределение обязанностей,  координация действий  членов  коллектива, меры их стимулирования (через организацию инструктажа, контроля, соревнования), создание благоприятного психологического климата   в  коллективе,  укрепление   материальной  базы   учреждения. Действенность плана заключается в ясности и четкости целей, задач, в конкретности и перспективности, в учете объективных особенностей планируемого [7, с. 36].

План составляется в виде координированной системы решений, рассчитанной на обеспечение эффективной деятельности учреждения в течение недели, месяца, года или более длительного срока.

Годовой план составляется на учебный год (с 1 сентября по 31 августа).

Постараемся четко представить себе структуру годового плана.

Первая его часть — определение основных задач. Причем эти задачи являются главными для данного детского сада, так как они продиктованы конкретными условиями учреждения, его спецификой. Рекомендуется намечать две-три задачи на год, ибо практическое осуществление каждой требует от заведующего большой организационной и методической работы.

Формы и средства осуществления намеченных задач составляет содержание второй части плана. Здесь находят отражение современные аспекты работы дошкольного учреждения:

повышение деловой квалификации сотрудников;

наблюдение работы воспитателей, осуществление контроля;

методическая работа  (все ее формы);

пропаганда педагогических знаний среди родителей; административно- хозяйственная работа;

организация работы по преемственности между детским садом и школой.

Проект годового плана рассматривается на педсовете в августе, накануне нового учебного года. Идет деловое обсуждение намеченных задач, назначаются сроки выполнения мероприятий и ответственные за их проведение. Завершается планирование производственно-профсоюзным собранием с повесткой дня «Задачи коллектива дошкольного учреждения по выполнению годового плана работы» или «Основные направления работы коллектива в новом учебном году».

Для более четкой реализации годового плана составляется график, в котором определяется вид и содержание контроля, время (месяц) его проведения, темы, указывается, кто его осуществляет, где подводятся итоги с последующим их обсуждением. Этот план-график помогает воспитателям заранее подготовиться к предстоящей проверке по определенному разделу программы, а руководителям достичь большей последовательности и систематичности в организации контроля.

Кроме перечисленных видов планирования, каждый заведующий дошкольным  учреждением должен  иметь план своей собственной работы по руководству коллективом. Планированию труда заведующего предшествует разделение функций между воспитателем-методистом, завхозом, кладовщиком, врачом и медицинской сестрой, определение персональной ответственности каждого за свой участок работы.

Необходимо четко определить цели работы на планируемой период, предвидеть предполагаемые результаты, создать условие, способствующие выполнению плана.

Организация — это деятельность по реализации плана работы дошкольного учреждения и других управленческих решений, которая обеспечивается правильным подбором и расстановкой кадров, четким определением обязанностей каждого члена коллектива, строгой дисциплиной.

Информация о работе Роль и место заведующей в системе управление дошкольным учреждением