Роль игры в развитии личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать роль игры в развитии личности дошкольника.
Объект исследования: личность дошкольника.
Предмет исследования: формирование дошкольника в процессе игровой деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Определить сущность, виды и функции игровой деятельности;
2. Определить педагогические условия использования педагогических игр.
3. Раскрыть возможности дидактической игры в повышении умственной активности дошкольников;

Файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТА!!!!.docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

«Игра есть потребность растущего  детского организма…» Н.К.Крупская

Игра - особый вид деятельности ребенка, в рамках которой ребенок, в безопасной и адекватной его  потребностям форме, познает окружающий мир, наращивает свой эмоциональный  и социальный опыт, получает знания и совершенствует навыки.

Именно в игре происходит наиболее интенсивное развитие всех важнейших психических функций  малыша, таких как восприятие, мышление, речь, воображение и т.д. В процессе взросления и развития ребенка, одни виды игры сменяют другие. При этом уже освоенные виды игровой активности не исчезают, а отступают на задний план, затем возвращаясь в интересы ребенка на новом уровне.

Можно с уверенностью судить об актуальности данной проблемы, и важности ее научного исследования. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества.

Игра становится для детей  формой организации жизни, если она  своим содержанием направляет детей  на действие увлекательное, доброе и  полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его  чувства, повышает жизнедеятельность  организма, способствует физическому  развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Цель исследования: проанализировать роль игры в развитии личности дошкольника.

Объект исследования: личность дошкольника.

Предмет исследования: формирование дошкольника в процессе игровой деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Определить сущность, виды и функции игровой деятельности;

2.     Определить педагогические условия использования педагогических игр.

3. Раскрыть возможности дидактической игры в повышении умственной активности дошкольников;

4. Провести формирующий эксперимент и разработать методические рекомендации по повышению умственной активности детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, формирующий эксперимент, статистическая обработка данных, анализ продуктов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА  В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Роль игровой деятельности в развитии дошкольника, как субъекта

Игровая деятельность –  одно из самых удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. В игре личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Сущность игры заключается  в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс  переживаний, связанных с игровыми действиями. Эта специфическая особенность  игровой деятельности несет в  себе большие воспитательные возможности, так как в игре дети отражают различные  стороны жизни, особенности взаимоотношений  взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Не случайно Л. С. Выготский  называет игру "девятым валом детского развития" [4, с.67].

   Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.

Другое трактование природы  игры - удовлетворение потребностей в отдыхе. Ребенок, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.

Й. Гейзинга, автор классического произведения "Гомо Людекс" ("Человек, который играет"), подчеркивает, что игра не имеет какой-либо материальной основы.

Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь  и вновь создает свой придуманный  мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром  природы. Узы, которые связывают  игру и красоту очень тесные и  многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.

Игра протекает ради нее  самой, ради удовлетворения, что возникает  в самом процессе исполнения игрового действия.

Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

Именно в мире впервые  формируется необходимость влияния  на окружение, изменить его, когда у  человека возникает желание, которое  невозможно сразу реализовать создаются  предпосылки игровой деятельности.

Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово  повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным. [6, с. 218].

В игре ребенок не обучается  жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень  верно подчеркнул известный исследователь  детской игры Д. Б. Элоконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции  взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная  ориентация в содержании человеческой деятельности.

В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет  способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.[2, c. 307]

Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев) Ребенок может овладеть широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности только в игре, в игровой форме. В этот процесс освоения прошедшего мира через игровые действия в этом мире, включены как игровое сознание, так и игровое неведомое.

Игра – творческая деятельность, и как каждое настоящее творчество не может осуществляться без интуиции.

Интуиция, в переводе с  латинского – созерцание, усмотрение, видение.  Основной показатель интуиции «свернутое» восприятие ситуации в целом,  непосредственно - эмоционально, образно. [5, с.3]

В игре формируются все  стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его  психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую  психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно  – ролевыми. В этих играх дошкольники  воспроизводят в ролях все  то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует  личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая  создается воображением ребенка, много  настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла  и мишка – только игрушки, но любит  их, как живых, понимает, что он не «пострадавший» летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется  в замысле игры и поиске средств  в его реализации. Сколько выдумки  требуется, чтобы решить, в какое  путешествие отправится, какой соорудить  корабль или самолет, какое подготовить  оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные  мечты и стремления, мысли и  чувства, которые владеют ими  в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.      [11, с. 13-15]

Игра – самостоятельная  деятельность, в которой дети впервые  вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время  не в какой другой деятельности нет  таких строгих правил, такой обусловленности  поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и  свои собственные. Задача воспитателя  состоит в том, чтобы сосредоточить  внимание играющих на таких целях, которые  вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между  детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. [8, с. 7-8]

Игра теснейшим образом  связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает  особое значение.

  В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

  Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых. [4, с.21].

  Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы.  Некоторые мотивы, которые в детстве включены в игру, продолжают у взрослого жить в искусстве. И способность человека отдаваться ему и переживать его во всей непосредственной действенной эмоциональности остается проявлением и доказательством его неувядающей молодости.

 

1.2. Игры, актуальные для развития личности дошкольника.

Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Для дошкольника игра – ведущий  вид деятельности, вызывающий в его  психике качественные изменения (о  которых было упомянуто выше). Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что  в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка  в мир взрослых людей. Таким образом, – человеческая игра это такая  деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. [17]

Известно такое многообразие игр дошкольников, что необходимо структурировать наши знания, –  в противном случае возникнет  путаница.

Наиболее актуальным для  дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

Начинаем наш обзор  с сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые  игры имеют следующие структурные  компоненты:

Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих  играх. Обычно они воспроизводят  сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому  дошкольному возрасту свойственно  воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения  сложных социальных отношений).

Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

На протяжении дошкольного  детства происходит усложнение, как  сюжета, так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых игр  дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых  игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения  и правила, которые воспроизводятся  детьми в процессе игровой деятельности.

Информация о работе Роль игры в развитии личности дошкольника