Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:30, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать роль игры в развитии личности дошкольника.
Объект исследования: личность дошкольника.
Предмет исследования: формирование дошкольника в процессе игровой деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Определить сущность, виды и функции игровой деятельности;
2. Определить педагогические условия использования педагогических игр.
3. Раскрыть возможности дидактической игры в повышении умственной активности дошкольников;
Для того чтобы дидактическая игра была эффективным средством повышения умственной активности ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:
• Содержание игры должно служить повышению умственной активности;
• Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.
• Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
• Выразительность проведения дидактической игры;
• Необходимость включения педагога в игру;
• Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой;
• Вариативность применения комплекса дидактических, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников.
Руководя играми в старшей
группе, необходимо учитывать возросшие
возможности детей. В этом возрасте
ребенку свойственны
Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики, проводимой на занятиях, должны лежать следующие принципы:
• Актуальность дидактического материала (наглядные пособия и др.) помогает дошкольникам воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
• Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные;
• Соревновательность создает у учащегося стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой [12, c.45].
На основе указанных принципов можно сформулировать требования, к проводимым на занятиях дидактическим играм:
1. Первое требование состоит в том, чтобы игры повышали умственную активность детей дошкольного возраста;
2. Способность пробуждать непосредственный интерес у детей;
3. Обеспечение детям возможности проявить свои способности;
4. Вовлечение ребенка в соревнование;
5. Предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;
6. Доступность для дошкольника в игре источников новых знаний, умений и навыков;
7. Получение заслуженных поощрений за успехи.
Однако чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят:
• Объявление названия игры;
• Сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала;
• Объяснение хода игры (игровых заданий);
• Показ воспитателем выполнения отдельных действий;
• Подведение итогов игры и объявление победителя.
Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать ребятам название игры, отдельные игровые правила. При повторном проведении игры дошкольники усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.
Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность [15, c.71].
Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного материала на словесный и др.
При проведении дидактической игры воспитатель обязан продумать ее структуру, тщательно и всесторонне разработать план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени.
Воспитатель должен довести
структуру дидактической игры до
сознания каждого ребенка, мобилизовать
силы детей на выполнение правил и
игрового действия. Для этого необходимо
тщательно подготовиться к
Для правильного планирования дидактических игр педагогам, прежде всего, необходимо самим убедиться в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей учебно-воспитательной работе с дошкольниками.
При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на повышение умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде [10, c.69].
Руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней дошкольников. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляя сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
В процессе дидактических игр дошкольники учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.
Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация условий для игры, выполнение требований к проводимым дидактическим играм, а также четкое определение своей роли в игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя выше сказанное,
можно сделать следующие
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, память, мышление, творчество, общая инициативность. В дошкольном возрасте закладываются основы познавательной деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Одним из методов, повышающих умственную активность детей старшего дошкольного возраста, является дидактическая игра. Дидактическая игра – явление сложное и многогранное, в которой определяются виды, типы, структура, функции, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Дидактическая игра является
ценным средством повышения умственной
активности детей потому, что она
активизирует психические процессы
и вызывает у учащихся живой интерес
к процессу познания. В ней ребенок
охотно преодолевает значительные трудности,
тренирует свои силы, развивает способности
и умения. Дидактическая игра помогает
сделать любой материал увлекательным,
вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение,
создает радостное рабочее
Дидактическая игра как средство повышения умственной активности дошкольников содержит в себе большие потенциальные возможности:
• Активизирует познавательные процессы;
• Воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;
• Развивает познавательные способности;
• Учит дошкольников действовать по правилам, развивает любознательность;
• Закрепляет знания, умения.
Руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация условий для игры, выполнение требований к проводимым дидактическим играм, а также четкое определение своей роли в игре.
Занимательность условного мира дидактической игры делает эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.
Формирующий эксперимент
подтвердил, что включение в учебно-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М.: «Просвещение», 1992.
2. Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.
3. Богуславская З.
М., Смирнова Е. О. Развивающие
игры для детей младшего
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – С.-Пб.: Союз, 2002.
5. Зик К. Ребенок и его мир. М. Просвещение 1985
6. Киричук О. В,
Романец В. А. Основы
7. Леонтьев, А. Н.
Психологические основы
8. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 1983
9. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.
10. Михайлова, З.А. Игровые
занимательные задачи для
11. Никитин Б. П. Ступеньки
творчества или развивающие
12. Поддъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 1999.
13. Тихомирова, Л. Ф. Развитие
познавательных способностей
14. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2007.
15. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1995. – Т.10.
16. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: "Новая школа", 1998.
17. Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.: «Владос» 1999
Информация о работе Роль игры в развитии личности дошкольника