Роль игры в развитии личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать роль игры в развитии личности дошкольника.
Объект исследования: личность дошкольника.
Предмет исследования: формирование дошкольника в процессе игровой деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Определить сущность, виды и функции игровой деятельности;
2. Определить педагогические условия использования педагогических игр.
3. Раскрыть возможности дидактической игры в повышении умственной активности дошкольников;

Файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТА!!!!.docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы дидактическая  игра была эффективным средством  повышения умственной активности ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих  условий:

• Содержание игры должно служить повышению умственной активности;

• Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

• Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;

• Выразительность проведения дидактической игры;

• Необходимость включения педагога в игру;

• Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой;

• Вариативность применения комплекса дидактических, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников.

Руководя играми в старшей  группе, необходимо учитывать возросшие  возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему  новому, необычному: ему хочется  самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное  суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере  умственной деятельности. Поэтому при  отборе игр главное внимание должно обращаться на степень трудности  игровых правил и действий. Последние  должны быть такими, чтобы при их выполнении, дети проявляли умственные и волевые усилия [10, c.84].

Таким образом, мы видим, что  в основе любой игровой методики, проводимой на занятиях, должны лежать следующие принципы:

• Актуальность дидактического материала (наглядные пособия и др.) помогает дошкольникам воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

• Коллективность  позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую  - более сложные;

• Соревновательность создает у учащегося стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой [12, c.45].

На основе указанных принципов  можно сформулировать требования, к  проводимым на занятиях дидактическим  играм:

1. Первое требование состоит в том, чтобы игры повышали умственную активность детей дошкольного возраста;

2. Способность пробуждать непосредственный интерес у детей;

3. Обеспечение детям возможности проявить свои способности;

4. Вовлечение ребенка в соревнование;

5. Предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;

6. Доступность для дошкольника в игре источников новых знаний, умений и навыков;

7. Получение заслуженных поощрений за успехи.

Однако чтобы игры полностью  решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят:

• Объявление названия игры;

• Сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала;

• Объяснение хода игры (игровых заданий);

• Показ воспитателем выполнения отдельных действий;

• Подведение итогов игры и объявление победителя.

Заканчивая игру, воспитатель  должен напоминать ребятам название игры, отдельные игровые правила. При повторном проведении игры дошкольники  усваивают полный порядок, игровые  правила и способы действий.

Необходимость повторности  игры определяется и тем, что не все  ее участники одинаково успешно  овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность [15, c.71].

Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить  к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного материала на словесный и др.

При проведении дидактической  игры воспитатель обязан продумать  ее структуру, тщательно и всесторонне  разработать план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени.

Воспитатель должен довести  структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и  игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей  в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних  несколько сдержать, чтобы они  не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы [13, c.59].

Для правильного планирования дидактических игр педагогам, прежде всего, необходимо самим убедиться  в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей учебно-воспитательной работе с дошкольниками.

При подборе дидактических  игр необходимо учитывать, что на повышение умственной активности детей  в игре влияет ее организация. Перед  каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде [10, c.69].

Руководя дидактической  игрой, воспитатель должен помнить  о добровольности участия в ней  дошкольников. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению  с учебной деятельностью, возможности  для проявления инициативы, творческого  поиска, возникновения со стороны  детей вопросов, предложений по содержанию игры. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

В дидактической игре ребенок  должен самостоятельно решать разнообразные  мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам  и признакам, отгадывать предметы и  действия по описанию, придумывать  рассказы. Дети должны уметь найти  ответ, догадаться, сравнить, сделать  правильный вывод, используя имеющиеся  знания и опыт.  При этом проявляя сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

В процессе дидактических  игр дошкольники учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в  новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

Таким образом, руководство  дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация условий для игры, выполнение требований к проводимым дидактическим играм, а также четкое определение своей роли в игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом  развития ребёнка, когда возникают  основы личности, складывается воля и  произвольное поведение, активно развивается  воображение, память, мышление, творчество,  общая инициативность. В дошкольном возрасте закладываются основы познавательной деятельности ребенка, которые проявляются  в развитии способности к замыслу  и его реализации, в умении комбинировать  свои знания и представления, в искренней  передаче своих чувств.

Одним из методов, повышающих умственную активность детей старшего дошкольного возраста, является дидактическая  игра. Дидактическая игра – явление  сложное и многогранное, в которой  определяются виды, типы, структура, функции, т.е. основные элементы, характеризующие  игру как форму обучения и игровую  деятельность одновременно.

Дидактическая игра является ценным средством повышения умственной активности детей потому, что она  активизирует психические процессы и вызывает у учащихся живой интерес  к процессу познания. В ней ребенок  охотно преодолевает значительные трудности, тренирует свои силы, развивает способности  и умения. Дидактическая игра помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра как средство повышения умственной активности дошкольников содержит в себе большие потенциальные  возможности:

• Активизирует познавательные процессы;

• Воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

• Развивает познавательные способности;

• Учит дошкольников действовать по правилам, развивает любознательность;

• Закрепляет знания, умения.

Руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной  работы в процессе их подготовки и  проведения. Это обогащение детей  соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация  условий для игры, выполнение требований к проводимым дидактическим играм, а также четкое определение своей  роли в игре.

Занимательность условного  мира дидактической игры делает эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению  или усвоению информации, а эмоциональность  игрового действа активизирует все  психические процессы и функции  ребенка старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной дидактической  игры является то, что она способствует использованию знаний в новой  ситуации, таким образом, усваиваемый  дошкольниками материал проходит через  своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.

Формирующий эксперимент  подтвердил, что включение в учебно-воспитательный процесс дидактических игр способствует повышению умственной активности детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Адашкявичене Э.И.  «Спортивные игры и упражнения  в детском саду». М.: «Просвещение», 1992.

2.   Асмолов А. Г.  Психология личности., Принципы общепсихологического  анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.

3.   Богуславская З.  М., Смирнова Е. О. Развивающие  игры для детей младшего дошкольного  возраста. М. Просвещение 1991.

4.   Выготский, Л.С.  Воображение и творчество в  детском возрасте / Л.С. Выготский.  – С.-Пб.: Союз, 2002.

5.   Зик К. Ребенок  и его мир. М. Просвещение  1985

6.   Киричук О. В,  Романец В. А. Основы психологии. Киев, Лебедь 1997.

7.   Леонтьев, А. Н.  Психологические основы дошкольной  игры / А.Н. Леонтьев. – М.: Радуга, 2007.

8.   Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите  играя.  М. Просвещение, 1983

9.   Менджрицкая Д.  В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.

10. Михайлова, З.А. Игровые  занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 2004.

11. Никитин Б. П. Ступеньки  творчества или развивающие игры. М. Просвещение, 1991.

12. Поддъяков, Н.Н. Умственное  воспитание детей дошкольного  возраста / Н.Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 1999.

13. Тихомирова, Л. Ф. Развитие  познавательных способностей детей  / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2005.

14. Урунтаева, Г. А. Дошкольная  психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2007.

15. Ушинский, К.Д. Избранные  педагогические сочинения / К.Д.  Ушинский. – М.: Просвещение, 1995. – Т.10.

16. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. –  М.: "Новая школа", 1998.

17. Эльконин Д.Б. «Психология  игры». М.: «Владос» 1999

 


Информация о работе Роль игры в развитии личности дошкольника