Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:30, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать роль игры в развитии личности дошкольника.
Объект исследования: личность дошкольника.
Предмет исследования: формирование дошкольника в процессе игровой деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Определить сущность, виды и функции игровой деятельности;
2. Определить педагогические условия использования педагогических игр.
3. Раскрыть возможности дидактической игры в повышении умственной активности дошкольников;
Для определения уровней умственного развития детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методы: наблюдение, эксперимент, статистическую обработку данных, анализ продуктов деятельности.
В ходе организации и проведения эксперимента решались следующие задачи:
• Разработать критерии и подобрать методики для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
• Определить уровень развития познавательной активности дошкольников;
• На основе полученных результатов разработать и апробировать комплекс дидактических игр, направленный на повышение умственной активности детей старшего дошкольного возраста;
• Выявить эффективность проведенной работы.
Наше исследование включало в себя 3 этапа:
I. Констатирующий срез, который был направлен на определение уровней познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
II. Формирующий эксперимент – разработка и апробация комплекса дидактических игр, с целью повышения умственной активности дошкольников;
III. Контрольный срез, направленный на выявление эффективности проведенной работы.
В ходе первого этапа мы
выявили уровни познавательной активности
у детей старшего дошкольного
возраста. Для реализации этой цели
были разработаны критерии и осуществлен
подбор методик диагностики
В качестве критериев оценки уровней умственной активности выступили:
• Объем знаний детьми считалок, скороговорок, сказок и др.;
• Желание играть в дидактическую игру и вносить предложения в этот процесс;
• Быстрота (или, соответственно, замедленность) усвоения предлагаемого материала;
• Инициативность, активность ребенка;
• Гибкость мыслительного процесса (лёгкость или, соответственно, трудность перестройки работы, приспособления к изменяющимся условиям задач);
• Умение дошкольника делать выводы, анализировать, сравнивать, обобщать.
Выбранные нами критерии не могут быть универсальными, т.к. процесс повышения умственной активности детей глубоко индивидуален.
Исследование строилось на основе методик диагностики, разработанных Е.Э. Кригер, А.Н. Леонтьевым, Р.С. Немовым, Л.Ф. Тихомировой.
Методика 1. Проявление умственной активности (Е.Э. Кригер)
Цель: наблюдение за проявлением умственной активности.
В качестве единиц проявления умственной активности детей выделены следующие их реакции на деятельность педагога:
• Двусторонняя активность – ребенок сам стремится ответить на поставленные вопросы, и это стремление выражается поднятием руки (3 балла);
• Односторонняя активность – ребенок сам не проявляет инициативы, не поднимает руку, но малыша вызывает педагог и просит от него решения учебной задачи (2 балла);
• Активность на уровне микрогруппы - ребенок может не проявлять активности на уровне, однако может вести активную работу внутри группы (1балл);
• Отклонения от процесса обучения - отвлечение дошкольника от занятия посторонними делами, разговор с товарищем не по теме обсуждения вопроса, сонливость на занятиях (0 баллов).
Методика 2. Тест «Лишний предмет» (Л.Ф. Тихомирова)
Цель: оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и синтеза.
Ход: Детям предлагается 5 карточек, на которых изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Мы попросили детей определить лишний предмет на карточках и объяснить свой выбор. После этого предложили каждому дошкольнику подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом [14, с. 12].
Критерии оценки:
3 балла – ребенок правильно нашел все лишние предметы и назвал их обобщенным словом;
2 балла - дошкольник из
пяти заданий справился с
1 балл – более трех неправильных ответов.
Методика 3. Богатство фантазии и воображения (Р.С. Немов)
Цель: оценка богатства фантазии и скорости процессов воображения ребенка.
Ход: дошкольнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку и др.) о каком-либо живом существе (человеке, животном) и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы и сюжета рассказа (истории, сказки) отводится 1 минута, после чего ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа творчество дошкольника оценивается по следующим признакам:
• Скорость процессов воображения (малыш самостоятельно придумал рассказ в течение 1 минуты);
• Необычность, оригинальность образов;
• Богатство фантазии;
• Глубина и детализированность образов (дошкольник описал более 10 предметов);
• Впечатлительность, эмоциональность рассказа (сказки, истории и др.)
[16, c.98].
По каждому из этих признаков ребенок получает от 1 до 3 баллов:
3 балла – соответствующие признаки выражены достаточно сильно;
2 балла – признаки имеются, но выражены слабо;
1 балл – данные признаки в рассказе отсутствуют.
Методика 4. Изучение оперативной слуховой памяти (А.Н. Леонтьев)
Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.
Оборудование: набор из 10 слов (дом, солнце, ворона, часы, карандаш, молоко, стол, снег, окно, книжка).
Ход: экспериментатор зачитывает слова. Дошкольник должен постараться их запомнить и повторить. Слова предъявляются в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду). Затем слова сразу воспроизводятся ребенком. Порядок воспроизведения значения не имеет. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, карандаш карандаши) [7, c.77].
Обработка результатов:
3 балла – 8-10 правильных ответов;
2 балла – 5-7 правильных ответов;
1 балл – 2-4 правильных ответов;
Оценка результатов, полученных при помощи вышеперечисленных методик, позволила нам выделить три уровня суммарных показателей:
9-12 баллов - высокий уровень
развития познавательной
5-8 баллов - средний уровень
развития познавательной
4 балла и ниже - низкий
уровень развития
На основе результатов проведенной диагностики были получены такие данные:
1. Высокий уровень умственной активности – 15% детей (3 дошкольника). Дети обладают большим объёмом информации, имеют широкие и глубокие познавательные интересы к окружающему миру, способны делать выводы. Ребята умеют рассуждать, анализировать, сравнивать и обобщать;
2. Средний уровень умственной активности – 60% (7 дошкольни-ков). Дети проявляют интерес и активность лишь в определенных случаях и не стараются искать нестандартные решения. Они способны делать выводы, но отсутствует стремление к самостоятельному добыванию информации;
3. Низкий уровень умственной активности – 25% детей (4 дошкольника). Ребята пассивны, слабо реагируют на требования педагога, не проявляют заинтересованности. У детей наблюдается слабая память, плохое запоминание материала, они включаются в деятельность только под давлением воспитателя.
На основе результатов
проведенной диагностики был
организован и проведен второй этап
работы – формирующий эксперимент,
который был направлен, на то, чтобы
помочь детям преодолеть трудности,
которые у них возникают при
развитии познавательных процессов. В
этой группе один раз в неделю в
течение месяца проводились занятия,
на которых использовался
В подготовку к разработке комплекса дидактических игр входило:
• Отбор игр в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубления и обобщения знаний, развития познавательных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и воображение);
• Установление соответствия отобранной дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста;
• Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
• Выбор места для игры, где дошкольники могут спокойно играть, не мешая другим (игровая площадка);
• Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
• Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разнообразные предметы, картинки, природный материал);
• Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение нами комплекса дидактических игр включало:
• Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления ребят о них);
• Объяснение хода и правил игры. При этом мы обращали внимание на поведение дошкольников в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
• Показ игровых действий, в процессе которого мы учили ребят правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из детей подсматривает, когда нужно закрыть глаза);
• Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дошкольники добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Реализация нами комплекса
дидактических игр
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• Предоставление дошкольникам самостоятельности в решении предоставляемых задач, развитие инициативы;
• Постепенное усложнение материала и включение в занятие новых видов интеллектуальной активности;
• Использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у ребят какие-либо затруднения.
Третьим этапом нашей работы
являлся контрольный срез, цель которого
– выявление эффективности
Анализ повторной диагностики позволил нам сделать следующие выводы о развитии умственной активности группы детей дошкольного возраста после проведения комплекса дидактических игр:
• Высокий уровень умственной активности - 20% детей (4 дошкольника);
• Средний уровень умственной активности - 70% детей (8 ребят);
• Низкий уровень умственной активности - 10% детей (2 ребенка).
Формирующий эксперимент
подтвердил, что включение в учебно-
2.2. Рекомендации
по повышению умственной
Важнейшее условие успешного руководства дидактическими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает желания детей, их переживания.
Руководство детскими дидактическими играми должно иметь целью:
1) Установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка;
2) Развитие в игре психических качеств (внимания, памяти, сосредоточенности, воображения и др.), необходимых для будущего деятеля и работника;
3) Повышение умственной активности дошкольников [7, c.32].
Руководство дидактической
игрой требует большого педагогического
мастерства. Отбирая игры, воспитатель
должен исходить из того, какие программные
задачи он будет решать с их помощью,
как дидактическая игра будет
способствовать повышению умственной
активности детей, воспитанию нравственных
сторон личности, тренировке сенсорного
опыта. Воспитатель обязан детально
продумывать, как, выполняя программную
задачу, сохранить игровое действие,
высокий темп игры и обеспечить возможность
каждому ребенку активно
Информация о работе Роль игры в развитии личности дошкольника