Роль экономического образования в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой
социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном
обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение,
копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась
чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или
заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта.
Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом
процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на
познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Содержание работы

I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

I.   Введение.

II.  Педагогический  процесс, как целостная система.

§ 2.1     Принцип  целостности – основа педагогического  процесса

§ 2.2     Структура  целостного педагогического процесса

§ 2.3     Движущие силы

§ 2.4      Закономерности педагогического процесса

§ 2.5      Принципы.

III. Роль экономического  образования в современном обществе.

IV. Заключение.

     I.   Введение

Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой

социальный опыт  новым  поколениям.

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном

обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение,

копирование поведения  взрослых. В средние века такая  передача осуществлялась

чаще всего через  зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или

заучивание – не самые  лучшие способы для передачи социального  опыта.

Наибольший эффект достигается  при активном участии самого человека в этом

процессе, при включении  в его творческую деятельность, направленную на

познание, освоение и  преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь выдвинула  целый комплекс требований к человеку,

определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их

реализации. Назову более  существенные из них:

-         задачи умственного развития, предполагают усвоение

детьми общих для  всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно

умственное развитие и формирующих у них способность  активного самостоятельного

мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;

-         задачи эмоционального развития, включающего в себя

формирование у детей  идейно-эмоционального, эстетического  отношения к искусству

и действительности;

-         задачи нравственного развития, ориентированного на

усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек

нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы

нравственного выбора и  ответственного поведения в жизненных  отношениях;

-         задачи физического развития, направленного на

укрепление и  развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их

жизненности и духовного  бытия.

-         задачи индивидуально-личностного развития, требующего

выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью

дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;

-         задачи культурологического воспитания, основывающегося

на высших ценностях  мировой художественной культуры, противостоящего

разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры.

Активное осуществление  этих тактических целей позволит реально и эффективно

решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности –

генеральную цель целостного педагогического процесса.

Итак, рассмотрим подробнее  все составляющие целостного педагогического процесса.

     II  Педагогический процесс, как целостная система

     Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей

и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее

намеченному  изменению состояния, преобразованию свойств и качеств

воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором

социальный опыт трансформируется в качества  формируемого человека (личности).

Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов

воспитания, обучения и  развития, а новое качественное образование. Целостность,

общность и единство, – главные характеристики педагогического  процесса.

Что же следует понимать под целостностью?

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В

общефилософском понимании  целостность трактуется как внутреннее единство

объекта, его относительная  автономность, независимость от окружающей среды; с

другой стороны под  целостностью понимают единство всех составляющих, входящих

в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их

свойство. Целостность  может возникнуть на одном этапе  педагогического

процесса и исчезнуть  на другом. Это свойственно как  для педагогической науки,

так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее

значимым и комплексным  является учебный процесс, строится целенаправленно.

§ 2.1  Принцип целостности  – основа педагогического процесса

Итак, целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она

объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс

обучения. Например, для  процесса обучения, взятого в абстрактном  понимании,

такими характеристиками целостности являются единство преподавания и  учения.

А для реальной педагогической практики – единство образовательной,

развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов

выполняет и сопутствующие  функции в целостном образовательном  процессе:

воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и

образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему

воспитания и развития. Эти связи налагают отпечаток  на цели, задачи, формы и

методы формирования учебного процесса. Так, например, в  процессе обучения

преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов,

принципов, теорий, оказывающих  впоследствии большое влияние и  на развитие, и

на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает  формирование

убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же

время формируются представления  знания и умения. Таким образом, оба  процесса

ведут к главной цели –  формированию личности, но каждый из них способствует

достижению этой цели присущими ему средствами. На практике этот принцип

реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью

учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств  обучения.

В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность

процесса обучения, как  комплексность его задач и средств их реализации,

находит выражение в  определении правильного соотношения  знаний, умений и

навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в  объединении знаний,

умений и навыков  в единую систему представлений  о мире и способах его

изменения.

§ 2.2     Структура  целостного педагогического процесса

Педагогический процесс  считают системой наук и выделяют следующие основные

части:

-         общие основы;

-         теория воспитания;

-         дидактика – теория обучения;

-         школоведение.

Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто

накладывается друг на друга.

Структура – это расположение элементов в системе. Структуру  системы

составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты

системы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в

целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения

организации, управления и качества данного процесса. Связи  в педагогической

системе не похожи на связи  в других динамических системах. Результат

процесса находится  в прямой зависимости от взаимодействия педагога,

применяемой технологии и ученика.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе

наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое

включает в себя в  единстве педагогическое влияние, его  активное восприятие,

усвоение объектом, собственную  активность воспитуемого, проявляющуюся  в

воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического

взаимодействия проявляются  разнообразные связи между субъектами и объектами

воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся  в

обмене информацией  между воспитателями и воспитуемыми, организационно-

деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи  управления и

самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во

многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи

управления опираются  на информационные, организационно-деятельностные и

другие виды связей. При  анализе педагогического взаимодействия надо учитывать

и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо  важные. Например,

выявление особо важных причин недостатков и успехов  в педагогическом

процессе, позволяет затем  более удачно проектировать новые  этапы его

совершенствования. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные

связи между педагогическими  явлениями, описывая их в математически  корректной

форме. Но при этом особо  важно соблюдать требования о  ведущей роли

качественного анализа  педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность,

многофакторность этих процессов часто не поддаются  корректному

математическому описанию.

Развитие человека требует  организации двух взаимосвязанных  процессов –

обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные  задачи и потому,

пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально

отличаются друг от друга  методами и формами организации. Рассмотрим основные

теоретические проблемы воспитания и образования.

     Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей:

Во-первых, воспитание –  процесс целенаправленный. Воспитание становится

эффективным, когда педагог  специально выделяет цель воспитания, к которой он

стремится. Наибольшая эффективность  достигается в том случае, когда эта цель

известна и понятна  воспитаннику, и он согласен принять  ее.

Во-вторых, это процесс  многофакторный. При его осуществлении  учитель должен

учитывать и использовать огромное количество объективных и  субъективных

факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний

и накапливает не только положительный, но и отрицательный  опыт, требующий

корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности  результатов

воспитания.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его

педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные

ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью  результатов

от момента непосредственного  воспитательного воздействия. Воспитание не дает

мгновенного эффекта. Его  результаты не та ощутимы, не так явно обнаруживают

себя, как, например результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью педагогического  процесса выступает его непрерывность.

Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс

систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно

мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на

поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс  воспитания не

регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново

закреплять то, что  уже осваивалось учеником, а затем  забылось.

     Обучение, как целостная система содержит в себе множество

взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической

коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления

педагогического руководства  учебой и другими видами деятельности и поведения

учащихся.

Схематически процесс  обучения, как целостную систему  можно представить

следующим образом:

                Модель структуры учебного процесса               

    

 
 


 

    

Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают  цель

обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение)

и результат. Переменными составляющими  этого процесса выступают средства

управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения,

материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и

др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности

учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными

смыслообразующими компонентами зависит  от цели обучения и его конечного

результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые  подчинены

общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке

подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе.

Основанием единства всех этих компонентов  является предметная совместная

деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность  и

разнотипность разнокачественных  элементов и связей образуют целостную систему

обучения и придают ей упорядоченность  и организованность, без чего она, как

таковая вообще лишена смысла и способности  функционировать.

Процесс обучения рассматривается  в дидактике, как деятельность, и  потому в

Информация о работе Роль экономического образования в современном обществе