Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:10, реферат
Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой
социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном
обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение,
копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась
чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или
заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта.
Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом
процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на
познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.
I. Введение.
II. Педагогический
процесс, как целостная
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического
образования в современном
IV. Заключение.
I. Введение
Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой
социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном
обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение,
копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась
чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или
заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта.
Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом
процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на
познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку,
определяющих спектр
задач и несколько
реализации. Назову более существенные из них:
- задачи умственного развития, предполагают усвоение
детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно
умственное развитие
и формирующих у них
мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;
- задачи эмоционального развития, включающего в себя
формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству
и действительности;
- задачи нравственного развития, ориентированного на
усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек
нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы
нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;
- задачи физического развития, направленного на
укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их
жизненности и духовного бытия.
- задачи индивидуально-личностного развития, требующего
выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью
дифференциации и
- задачи культурологического воспитания, основывающегося
на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего
разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры.
Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно
решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности –
генеральную цель целостного педагогического процесса.
Итак, рассмотрим подробнее все составляющие целостного педагогического процесса.
II Педагогический процесс, как целостная система
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей
и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее
намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств
воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором
социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности).
Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов
воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность,
общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.
Что же следует понимать под целостностью?
В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В
общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство
объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с
другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих
в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их
свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического
процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки,
так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее
значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
Итак, целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она
объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс
обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании,
такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения.
А для реальной педагогической практики – единство образовательной,
развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов
выполняет и сопутствующие
функции в целостном
воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и
образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему
воспитания и развития. Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и
методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения
преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов,
принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и
на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование
убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же
время формируются представления знания и умения. Таким образом, оба процесса
ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует
достижению этой цели присущими ему средствами. На практике этот принцип
реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью
учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.
В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность
процесса обучения, как комплексность его задач и средств их реализации,
находит выражение в
определении правильного
навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний,
умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его
изменения.
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные
части:
- общие основы;
- теория воспитания;
- дидактика – теория обучения;
- школоведение.
Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто
накладывается друг на друга.
Структура – это расположение элементов в системе. Структуру системы
составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты
системы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в
целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения
организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической
системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат
процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога,
применяемой технологии и ученика.
Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе
наиболее полно отражается
термином “педагогическое
включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие,
усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в
воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического
взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами
воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в
обмене информацией
между воспитателями и
деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и
самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во
многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи
управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и
другие виды связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать
и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные. Например,
выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом
процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его
совершенствования. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные
связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной
форме. Но при этом особо важно соблюдать требования о ведущей роли
качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность,
многофакторность этих процессов часто не поддаются корректному
математическому описанию.
Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов –
обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому,
пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально
отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные
теоретические проблемы воспитания и образования.
Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей:
Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный. Воспитание становится
эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он
стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель
известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.
Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен
учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных
факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний
и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий
корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов
воспитания.
В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его
педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные
ориентиры.
В-четвертых, воспитательный
процесс характеризуется
от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает
мгновенного эффекта. Его результаты не та ощутимы, не так явно обнаруживают
себя, как, например результаты процесса обучения.
В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность.
Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс
систематического
мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на
поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не
регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново
закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.
Обучение, как целостная система содержит в себе множество
взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической
коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления
педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения
учащихся.
Схематически процесс обучения, как целостную систему можно представить
следующим образом:
Модель структуры учебного процесса
|
Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель
обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение)
и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства
управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения,
материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и
др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности
учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными
смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и его конечного
результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые подчинены
общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке
подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе.
Основанием единства всех этих компонентов является предметная совместная
деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность и
разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему
обучения и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она, как
таковая вообще лишена смысла и способности функционировать.
Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в
Информация о работе Роль экономического образования в современном обществе