Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:10, реферат
Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой
социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном
обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение,
копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась
чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или
заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта.
Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом
процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на
познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.
2) качества
собственной учебно-
11. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и
результаты педагогического процесса зависят от:
1) потребностей общества и личности;
2) возможностей
(материально-технических,
3) условий протекания процесса (морально-психологические, эстетические и
другие).
Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и
таким образом обучение может строится на основе опыта. Однако построение
эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых
дидактических средств требует теоретического знания законов, по которым
протекает процесс обучения.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые
(описанные выше), характеризуют
зависимость от внешних
социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей
общества в определенном типе личности и уровня образования.
К внутренним закономерностям
относят связи между
процесса. Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе
говоря, - это зависимость между преподаванием, учением и изученным
материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно
много, большая часть из них действует только при создании обязательных
условий обучения. Назову некоторые из них, при этом продолжим нумерацию:
12. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием:
обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий
характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых
протекает педагогический процесс.
13. Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между
взаимодействием учителя
и ученика и результатом
положению обучение не может состоятся, если нет взаимообусловленной
деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным,
более конкретным проявлением этой закономерности является связь между
активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее
учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения.
Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и
учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения значительно
снижается.
14. Только взаимодействие всех компонентов обучения обеспечит
достижения результатов соответствующих поставленным целям.
В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие.
Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования,
организации педагогического процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к
их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и
действенные результаты.
Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах
педагогического процесса.
§ 2.5 Принципы.
В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически
из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для
выработки, постулирования принципов обучения и правил практической
педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности
настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов.
На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные,
философские, логические, психологические и иные закономерности. Они
обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды,
уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и,
конечно, самой практикой, опытом обучения.
1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения
направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса
отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического
устройства общества.
3. Принцип систематичности и последовательности в овладении
достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности,
теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.
4. Принцип сознательности, творческой активности и
самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного,
репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.
6. Принцип доступности обучения.
7. Принцип прочности результатов обучения и развития
познавательных сил учащихся.
8. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных
форм и способов учебной работы.
10. Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический
процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
11. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и
самостоятельности воспитанников.
12. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
13. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
14. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Конечно же все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены
ведущему принципу – принципу духовно-направленного на общечеловеческие
ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дадим их краткую
характеристику.
Принцип духовно-направленного, развивающего и воспитывающего характера
обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего
развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных
нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных
идеалов и социального поведения.
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с
объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное
состояние наук. Этот принцип
воплощается в учебных
отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам
научного поиска, способам научной организации учебного труда.
Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации учебной
деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные
наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа
результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации
для обоснования самостоятельно сделанных выводов, доказательства своей точки
зрения.
Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс
обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении
поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую
действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется
анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации
принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение
учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и
усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического
построения, как содержания, так и процесса обучения в целом, что выражается в
соблюдении ряда правил:
-
изучаемый материал
(темы), устанавливается порядок и методика работы с ними;
- в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить
главные понятия, идеи, структурировать материал урока;
-
при изучении курса
теориями, законами, фактами.
Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на
сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения,
при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего, как по
содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой
учениками учебно-познавательной деятельности.
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа
материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации
педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных,
физических перегрузок. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с
которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных заданий,
зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала и от
методического структурирования его, характера, структуры, организуемой учителем
деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.
Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике,
означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения
органов чувств в к восприятию и переработке учебного материала. В процессе
обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически
работать – через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно
быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений,
развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной
ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и
наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных
принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение
эффективно тогда, когда
ученики проявляют
субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели
учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям,
ставят проблемы и умеют искать их решения.
Активности и сознательности в учении можно добиться, если:
-
опираться на интересы
учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы,
профессиональные склонности;
- включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное
обучение, в процесс поиска решений научных и практических проблем;
-
использовать такие методы
-
стимулировать коллективные
Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию
знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.
Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти
учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.
Запоминание и воспроизведение материала зависят не только от материала, но и от
отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать
позитивное отношение и интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила
этого принципа, а именно:
- прочное усвоение происходит, если ученик проявляет
интеллектуальную, познавательную активность;
-
для прочного усвоения надо
правильно организовать количес
периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные
различия учеников;
-
прочность знаний
выделяется главное, обозначаются логические связи;
- прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над
результатами обучения, проверкой и оценкой.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов
учебной работы.. Это означает, что учитель может и должен использовать
самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а
также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе:
индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших
группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах
деятельности детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях
по интересам и других.
Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное
единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа
тесно связана с реализацией других: активность и систематичность – с
прочностью, доступность – с научностью и т.д. Все вместе они отражают
основные особенности процесса обучения, они дают учителю совокупность
указаний к организации учебного процесса от целеполагания до анализа
результатов.
Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего,
принципа воспитывающего и развивающего обучения.
При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, то есть
отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе
Информация о работе Роль экономического образования в современном обществе