Роль экономического образования в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой
социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном
обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение,
копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась
чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или
заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта.
Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом
процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на
познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Содержание работы

I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

2)      качества  собственной учебно-воспитательной  деятельности воспитуемых.

11.  Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и

результаты педагогического  процесса зависят от:

1)      потребностей общества и личности;

2)      возможностей (материально-технических, экономических  и других) общества;

3)      условий  протекания процесса (морально-психологические,  эстетические и

другие).

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и

таким образом обучение может строится на основе опыта. Однако построение

эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых

дидактических средств  требует теоретического знания законов, по которым

протекает процесс обучения.

Выделяются внешние  закономерности процесса обучения и  внутренние. Первые

(описанные выше), характеризуют  зависимость от внешних процессов  и условий:

социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей

общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям  относят связи между компонентами педагогического

процесса. Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе

говоря, - это зависимость  между преподаванием, учением и  изученным

материалом. Таких закономерностей  в педагогической науке установлено  довольно

много, большая часть  из них действует только при создании обязательных

условий обучения. Назову некоторые из них, при этом продолжим  нумерацию:

12.  Существует закономерная связь между обучением и воспитанием:

обучающая деятельность преподавателя преимущественно  носит воспитывающий

характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых

протекает педагогический процесс.

13.  Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между

взаимодействием учителя  и ученика и результатом обучения. Согласно этому

положению обучение не может  состоятся, если нет взаимообусловленной

деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным,

более конкретным проявлением  этой закономерности является связь между

активностью ученика  и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее

учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения.

Частное выражение этой закономерности состоит  в соответствии целей учителя и

учеников, при рассогласовании  целей эффективность обучения значительно

снижается.

14.  Только взаимодействие всех компонентов обучения обеспечит

достижения результатов  соответствующих поставленным целям.

В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие.

Если педагог правильно  выберет задачи, содержание, методы стимулирования,

организации педагогического  процесса, учтет имеющиеся условия  и примет меры к

их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и

действенные результаты.

Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение  в принципах

педагогического процесса.

§ 2.5      Принципы.

В основе принципов лежат  уже познанные законы и закономерности, но логически

из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для

выработки, постулирования принципов обучения и правил практической

педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и  закономерности

настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов.

На разработку принципов  влияют не только педагогические, но и  социальные,

философские, логические, психологические и иные закономерности. Они

обуславливаются также  целями образования и воспитания, условиями среды,

уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и,

конечно, самой практикой, опытом обучения.

1.      Принцип развивающего и воспитывающего  характера обучения

направлен на  всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

2.      Принцип научности содержания и методов педагогического процесса

отражает взаимосвязь  с современным научным знанием  и практикой демократического

устройства общества.

3.      Принцип систематичности и последовательности  в овладении

достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности,

теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

4.       Принцип сознательности, творческой активности и

самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.

5.      Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного,

репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

6.      Принцип доступности обучения.

7.      Принцип прочности результатов обучения и развития

познавательных сил  учащихся.

8.      Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.

9.      Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных

форм и способов учебной работы.

10.  Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический

процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

11.  Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и

самостоятельности воспитанников.

12.  Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

13.  Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

14.  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Конечно же все вышеперечисленные  принципы не равнозначны, все они  подчинены

ведущему принципу –  принципу духовно-направленного на общечеловеческие

ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дадим их краткую

характеристику.

     Принцип духовно-направленного, развивающего и воспитывающего характера

обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего

развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных

нравственных, эстетических качеств, которые служат основой  выбора жизненных

идеалов и социального  поведения.

     Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с

объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное

состояние наук. Этот принцип  воплощается в учебных программах и учебниках, в

отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам

научного поиска, способам научной организации учебного труда.

Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации учебной

деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в  разнообразные

наблюдения изучаемых  явлений и процессов, научные  споры, проведение анализа

результатов собственных  наблюдений, поиск дополнительной научной информации

для обоснования  самостоятельно сделанных выводов, доказательства своей точки

зрения.

     Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс

обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении

поставленных задач, анализировать  и преобразовывать окружающую

действительность, вырабатывая  собственные взгляды. Для этого  используется

анализ примеров и  ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации

принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение

учащихся к общественно  полезной  деятельности в школе  и за ее пределами.

     Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и

усвоение знаний в  определенном порядке, системе. Он требует  логического

построения, как содержания, так и процесса обучения в целом, что выражается в

соблюдении ряда правил:

-         изучаемый материал планируется,  делится на логические разделы

(темы), устанавливается  порядок и методика работы  с ними;

-         в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить

главные понятия, идеи, структурировать  материал урока;

-         при изучении курса устанавливаются  внешние и внутренние связи  между

теориями, законами, фактами.

Требование систематичности  и последовательности в обучении направлено на

сохранение преемственности  содержательной и процессуальной сторон обучения,

при которой каждый урок – это логическое продолжение  предыдущего, как по

содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой

учениками учебно-познавательной деятельности.

     Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа

материала с точки  зрения их реальных возможностей и  такой организации

педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных,

физических перегрузок. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с

которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных заданий,

зависят в равной степени  и от сложности содержания учебного материала и от

методического структурирования его, характера, структуры, организуемой учителем

деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.

     Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике,

означает, что эффективность  обучения зависит от целесообразного  привлечения

органов чувств в к  восприятию и переработке учебного материала. В процессе

обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически

работать – через  это вести к знанию. Однако использование  наглядности должно

быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений,

развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной

ступени развития, стимулировать  переход от конкретно-образного  и

наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

     Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных

принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение

эффективно тогда, когда  ученики проявляют познавательную активность, являются

субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели

учения, планируют и  организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям,

ставят проблемы и  умеют искать их решения.

Активности и сознательности в учении можно добиться, если:

-         опираться на интересы учащихся  и одновременно формировать мотивы

учения, среди которых  на первом месте – познавательные интересы,

профессиональные склонности;

-         включать учеников в решение  проблемных ситуаций, в проблемное

обучение, в процесс  поиска решений научных и практических проблем;

-         использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;

-         стимулировать коллективные формы  работы.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию

знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

     Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти

учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и  поведения.

Запоминание и воспроизведение  материала зависят не только от материала, но и от

отношения к нему, поэтому  для прочного усвоения необходимо сформировать

позитивное отношение и интерес к  изучаемому материалу. Есть и другие правила

этого принципа, а именно:

-         прочное усвоение происходит, если  ученик проявляет

интеллектуальную, познавательную активность;

-         для прочного усвоения надо  правильно организовать количество и

периодичность упражнений и повторения материала, учесть  индивидуальные

различия учеников;

-         прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется,

выделяется главное, обозначаются логические связи;

-         прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над

результатами обучения, проверкой и оценкой.

     Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов

учебной работы.. Это означает, что учитель может и должен использовать

самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а

также различные способы  взаимодействия учащихся в учебном  процессе:

индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных  парах, в малых и больших

группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах

деятельности детей  вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях

по интересам и других.

Как видно, принципы современной  дидактики образуют систему, целостное

единство, скрепленное  их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа

тесно связана с реализацией  других: активность и систематичность  – с

прочностью, доступность  – с научностью и т.д. Все вместе они отражают

основные особенности  процесса обучения, они дают учителю  совокупность

указаний к организации  учебного процесса от целеполагания до анализа

результатов.

Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего,

принципа  воспитывающего и развивающего обучения.

При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, то есть

отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе

Информация о работе Роль экономического образования в современном обществе