Роль экономического образования в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой
социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном
обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение,
копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась
чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или
заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта.
Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом
процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на
познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Содержание работы

I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

принципы теряют определенность, корректность и превращаются в  общие

положения, несомненно, верные, но не дающие конкретных дидактических

ориентиров.

     III. Роль экономического образования в современном обществе

С переходом российского  государства к экономике рыночного  типа

общеобразовательная школа  встала перед необходимостью радикального обновления

содержания образования, в том числе возникла необходимость  экономического

образования, которому до этого уделялось весьма незначительное внимание.

Старшеклассник, готовящийся  к самостоятельной жизни независимо от избираемой

области профессиональной деятельности должен иметь (и это  составляет часть

социального заказа требований к выпускнику) прочные экономические знания,

должен уметь ориентироваться  в экономических вопросах и проблемах, что

позволит уверенно чувствовать  себя в жизни. Выпускнику просто жизненно

необходимо морально, психологически и практически быть готовыми к труду в

условиях рыночной экономики; ему необходимо помочь осознать, что личный успех

зависит от их профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия,

инициативы, предприимчивости и творчества.

В связи с этим образовательная  система призвана решить важную задачу

обеспечения трудовой подготовки старшеклассников в неразрывной связи с

экономическим образованием и воспитанием, предполагающими  формирование тех

знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, характера  мышления,

поведения и деятельности, которые соответствуют принципам и нормам

хозяйствования в новых  социально-экономических условиях.

Исторически сложилось  отношение к экономическому образованию  как к части

профессиональной и  трудовой подготовки, а не как к  самостоятельно-

направленной линии  воспитания и образования в рамках образовательного

пространства учреждения. В связи с этим обозначился  ряд противоречий, а

именно:

·        между объективно существующей необходимостью руководства социальным

становлением старшеклассников и недостаточным осознанием педагогической

общественностью возможностей экономической подготовки в этом процессе;

·        традиционным содержанием, формами, методами осуществляемой

экономической подготовки и необходимостью использования  инновационных

технологий в формировании социально значимых качеств личности, знаний,

умений, опыта социально-экономической  деятельности школьников, что

способствует социальному  самоопределению и становлению  личности;

·        между инновационными процессами, проходящими  в общественном сознании

молодежи в связи с объективной потребностью в экономическом образовании, и

наличием стереотипного  подхода к передаче этой области  знаний;

·        между насущной потребностью в непрерывности, преемственности и

универсальности образования  на всех этапах образования (довузовский,

вузовский, поствузовский), а также неразработанностью или  несогласованностью

между имеющимися для  этого учебными планами, программами, содержанием,

формами и методами получения  образования, что значительно снижает  возможность

получения экономического образования, адекватно отвечающего потребностям

времени и общества.

Решение этой задачи затруднено тем, что у большинства населения, в том числе

у молодежи, не сформированы ценностные ориентации на свободную  экономическую

деятельность, развитие творческой и предпринимательской инициативы, многим не

хватает социально-значимых знаний и умений, опыта самостоятельной

экономической деятельности. Социальное становление молодых  происходит в

условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху

сталкивается со все возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к

личности на рынке  труда.

Экономическая подготовка, на мой взгляд, может не только формировать

специальные экономические  знания и умения, актуальные в современных  условиях,

но и развивать социально-востребованные качества личности (инициативность,

самостоятельность, предприимчивость), формировать нравственно-ценностные

мотивы экономической  деятельности (мотивы социальной ответственности,

творческого сотрудничества в процессе социально-значимой деятельности,

достижения прочного социально-профессионального статуса, материального

благополучия).

     IV. Заключение

Обобщая все вышесказанное  можно сделать следующий вывод  – рекомендации для

учителя:

1.      Учителю  надо ориентироваться не на  отдельные принципы обучения, а  на

их систему, обеспечивая  научно обоснованный выбор целей, отбор, содержания,

методов и средств  организации деятельности учащихся, создание благоприятных

условий и анализ учебного процесса.

2.      Учителю целесообразно  рассматривать каждый принцип  и их систему как

рекомендации о воплощении в  жизнь системы основных законов и стратегических

целей, составляющих ядро современной  концепции школьного образования

(всестороннее гармоничное развитие  личности, индивидуальности школьника,

деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания,

оптимизация учебного процесса).

3.      Учитель должен  видеть противоположные стороны,  сопряженные,

взаимодействующие элементы педагогического  процесса (овладение знаниями и

развитие, элементаризм и системность  в знаниях, соотношение абстрактного и

конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на

законы и принципы обучения и  добиваясь гармоничного педагогического  процесса.

                    Список использованной литературы:                   

1) Педагогика / под редакцией П.И.  Пидкасистого. –М.: Педагогическое

общество России, 1998

2) И.П. Подласый. Педагогика. – М.: Владос, 1999

3) Б.Т. Лихачев. Педагогика. –  М.: Промитей, 1996

4) Педагогика / под редакцией Щукиной.  –Л.: Печатный Двор, 1966


Информация о работе Роль экономического образования в современном обществе