Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы социально-педагогические условия, эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе?
Объектом исследования является образовательный процесс в школе.
Предметом исследования является духовно-нравственные ценности школьников, и социально педагогические условия эффективного их формирования в образовательном процессе.
Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- определить сущность и специфику понятия «духовно-нравственные ценности»;
- формирование духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе;
- выявить социально-педагогические условия эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе.
Введение
Актуальность темы заключается в проблеме духовно-нравственного образования, которое сегодня обсуждается на разных уровнях и является одной из важной в современной педагогической науке. Это связано с тем, что в конце XX - начале XXI в. в обществе произошли существенные изменения. Это и глобальные процессы, связанные с темпами научного и технического прогресса и социальной трансформации общества, происходящие в России в период социального и экономического кризиса. Разрушение прежней ценностно-нормативной системы и несформированной новой , что отразилось, прежде всего, на подрастающем поколении.
Язык, история, литература, культура — это то, что может быть названо духовно-нравственной базой личности. Если сегодня наша страна провозглашает курс на стабильное политическое и социально-экономическое развитие, то необходимо понимать, что оно невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. В системе образования должны присутствовать учебные дисциплины (в основном это гуманитарные дисциплины), программа которых и учебные материалы по которым будут формировать личность человека и гражданина, любящего свою Родину, знающего и ценящего ее культуру, литературу и историю. Такой широкий подход к образованию всегда составлял славу российской образовательной традиции.
Каждый человек обладает духовной и нравственной природой, поэтому нравственные ориентиры должны присутствовать в повседневной жизни школы, а не вспоминаться от случая к случаю. Это то, что реально может помочь современной образовательной системе. Духовность и нравственность должны быть постоянными спутниками учителя, и, как показывают исследования педагогов и методистов JI.C. Айзермана, Ш.А. Амонашвили, Г.И. Беленького, Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, К.В. Гавриловец, E.H. Ильина, П.Ф. Каптерева, В.Ю. Троицкого и др., одним из эффективных средств в образовательном процессе школы выступают уроки литературы, музыки, изобразительного искусство, культуры. Рассматривались различные аспекты формирования духовно-нравственных ценностей в трудах О.С. Богдановой, Б.Т. Лихачева, М.Б. Черновой, в которых отразилась нравственность и культура личности выступающие как высшие проявления духовной деятельности человека. Кроме того , в них основательно исследуется педагогический процесс нравственного воспитания учащихся в школе
Анализ
педагогической литературы и
потребностей практики
Объектом исследования является образовательный процесс в школе.
Предметом исследования является духовно-нравственные ценности школьников, и социально педагогические условия эффективного их формирования в образовательном процессе.
Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- определить сущность и специфику понятия «духовно-нравственные ценности»;
- формирование духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе;
- выявить социально-педагогические условия эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе.
Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами части науки, а с другой- использование таких исследовательских методов ,как наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, интервьюирование, изучение и анализ различной документации (планов воспитательной работы школы, класса). Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.
Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: эффективное формирование духовно-нравственных ценностей школьников будет в тех случаях , если :
- процесс изучения учебного материала на уроках литературы, музыки, ИЗО будет ориентирован на формирование у школьников духовно-нравственных ценностей;
- наличие комплекса мероприятий,
- использование учителем приемов формирования у школьников духовно-нравственных качеств в рамках литературы.
Новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем исследуется роль образования в формировании духовно-нравственных ценностей личности школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-обоснованных рекомендаций учителям и родителям по формированию на духовно нравственных ценностей школьника .
Структура работы. Работа состоит из титульного листа, задания, реферата, содержания, введения, двух разделов, четырех подразделов, заключения, списка использованных источников, приложения А.
Базу исследования составляют 10 учеников 9 класса МОУ СОШ №36 с. Дефановка Туапсинского района , 1 учителя литературы.
1.1 Различные подходы к определению духовно-нравственным ценностям.
В чем же заключается сущность
духовно-нравственного
Существуют разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что в их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение» [2].
Согласно другой точки зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека [5, с.10]. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным?
Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром[1]. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание [7].
Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.
Если религиозная традиция
чаще всего рассматривает духовное
бытие как трансцендентный
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Рассмотрим сущность и
специфику нравственного
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами[3]. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». На наш взгляд, духовные истоки нравственности лежат не в прагматичной сфере «общественного договора», а в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу.
Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира» [4]. Мы бы скорректировали это определение: не воздействие, а целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог.
Пути формирование духовно-нравственных ценностей через развитие творческих способностей учащихся. Как бы ни был современен наш мир, как бы не влиял технический прогресс на развитие общества, вопросы воспитания духовности и нравственности всегда будут актуальны. В культурной жизни народа давно живет истина, что литература как вид искусства помогает человеку найти верный путь в жизни, сделать правильный выбор, найти нужное решение. Пушкин считал, что поэт, как пророк, получает помазание свыше:
Что в жизни страны больше
всего тревожило и беспокоило
А.И. Солженицына в последние месяцы
жизни? Он очень тревожился о нравственном
состоянии народа, считал это состояние
тяжелым, солнечным затмением
- «В поисках истины» и т.д., применяя кластер, который помогает прикоснуться к прекрасному и сложному, а также противоречивому миру литературных героев, определить проблематику произведения, идею художественного образа, значимость того или иного эпизода, увидеть недостатки и пороки, которые преодолевает герой для своего становления и правильного выбора. В центре кластера - запись «Порочный круг», лучи расходятся к указанным порокам, которые убивают человеческие добродетели:
гордыня убивает человеческое достоинство, мудрость и смирение,