Роль образования в формировании духовно нравственного развития личности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы социально-педагогические условия, эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе?
Объектом исследования является образовательный процесс в школе.
Предметом исследования является духовно-нравственные ценности школьников, и социально педагогические условия эффективного их формирования в образовательном процессе.
Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- определить сущность и специфику понятия «духовно-нравственные ценности»;
- формирование духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе;
- выявить социально-педагогические условия эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе.

Файлы: 1 файл

введ в пед (2).docx

— 71.18 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность  темы заключается в проблеме духовно-нравственного образования, которое сегодня обсуждается на разных уровнях и является одной из важной в современной педагогической науке. Это связано с тем, что в конце XX - начале XXI в. в обществе произошли существенные изменения. Это и глобальные процессы, связанные с темпами научного и технического прогресса и социальной трансформации общества, происходящие в России в период социального и экономического кризиса. Разрушение прежней ценностно-нормативной системы и несформированной новой , что отразилось, прежде всего, на подрастающем поколении.

Язык, история, литература, культура — это то, что может быть названо духовно-нравственной базой личности. Если сегодня наша страна провозглашает курс на стабильное политическое и социально-экономическое развитие, то необходимо понимать, что оно невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. В системе образования должны присутствовать учебные дисциплины (в основном это гуманитарные дисциплины), программа которых и учебные материалы по которым будут формировать личность человека и гражданина, любящего свою Родину, знающего и ценящего ее культуру, литературу и историю. Такой широкий подход к образованию всегда составлял славу российской образовательной традиции.

Каждый человек обладает духовной и нравственной природой, поэтому нравственные ориентиры  должны присутствовать в повседневной жизни школы, а не вспоминаться от случая к случаю. Это то, что реально  может помочь современной образовательной  системе. Духовность и нравственность должны быть постоянными спутниками учителя, и, как показывают исследования педагогов и методистов JI.C. Айзермана, Ш.А. Амонашвили, Г.И. Беленького, Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, К.В. Гавриловец, E.H. Ильина, П.Ф. Каптерева, В.Ю. Троицкого и др., одним из эффективных средств в образовательном процессе школы выступают уроки литературы, музыки, изобразительного искусство, культуры. Рассматривались различные аспекты формирования духовно-нравственных ценностей в трудах О.С. Богдановой, Б.Т. Лихачева, М.Б. Черновой,  в которых отразилась нравственность и культура личности выступающие как высшие проявления духовной деятельности человека. Кроме того , в них основательно исследуется педагогический процесс нравственного воспитания учащихся в школе

        Анализ  педагогической литературы и  потребностей практики позволил  нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы социально-педагогические условия, эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе?

Объектом исследования является образовательный процесс в школе.

Предметом исследования является  духовно-нравственные ценности школьников, и социально педагогические условия эффективного их формирования в образовательном процессе.

Проблема, цель, предмет и  объект исследования предопределили следующие  его задачи:

- определить сущность и специфику понятия «духовно-нравственные ценности»;

- формирование духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе;

- выявить социально-педагогические условия эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе.

Задачи, решавшиеся нами в  ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной  стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами части науки, а с другой- использование таких исследовательских методов ,как наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, интервьюирование, изучение и анализ различной документации (планов воспитательной работы школы, класса). Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.

Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: эффективное формирование духовно-нравственных ценностей школьников будет в тех случаях , если :

- процесс изучения учебного материала на уроках литературы, музыки, ИЗО будет ориентирован на формирование у школьников духовно-нравственных ценностей;

- наличие комплекса мероприятий,  направленных на духовно-нравственное  развитие школьника(Литературные гостиные, классные часы, беседы, акции: «Подарок городу», «Посылка солдату») ;

- использование учителем приемов формирования у школьников духовно-нравственных качеств в рамках литературы.

Новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем  исследуется роль образования в формировании духовно-нравственных ценностей личности школьников.

           Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-обоснованных рекомендаций учителям и  родителям по формированию на духовно нравственных ценностей школьника .

           Структура работы. Работа состоит из титульного листа, задания, реферата, содержания, введения, двух разделов, четырех подразделов, заключения, списка использованных источников, приложения А.

Базу исследования составляют 10 учеников 9 класса МОУ СОШ №36 с. Дефановка Туапсинского района , 1 учителя литературы.

 

 

 

  1. Духовно-нравственные ценности: сущность и пути формирования развития

 

 

      1.1 Различные подходы к определению духовно-нравственным  ценностям.

В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а  не обращаемся к одному из этих понятий?

Существуют разные точки  зрения на этот счет. Одна из них заключается  в том, что в их объединении  проявляется стремление соединить  религиозное и светское понимание  духовности (духовность – понятие  религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда  говорят о смысловых, идейных  исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все  о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный  поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение» [2].

Согласно другой точки зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека [5, с.10]. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным?

Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром[1]. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание [7].

Второе понятие, важное для  осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.

Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход  человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее  всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск  и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование  и обогащение внутреннего мира посредством  приобщения к культуре, духовного  общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и  др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Рассмотрим сущность и  специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?

Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами[3]. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». На наш взгляд, духовные истоки нравственности лежат не в прагматичной сфере «общественного договора», а в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу.

Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира» [4]. Мы бы скорректировали это определение: не воздействие, а целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог.

 

 

    1. Пути формирования духовно-нравственной ценности.

Пути формирование духовно-нравственных ценностей через развитие творческих способностей учащихся. Как бы ни был современен наш мир, как бы не влиял технический прогресс на развитие общества, вопросы воспитания духовности и нравственности всегда будут актуальны. В культурной жизни народа давно живет истина, что литература как вид искусства помогает человеку найти верный путь в жизни, сделать правильный выбор, найти нужное решение. Пушкин считал, что поэт, как пророк, получает помазание свыше:

                                              Не для житейского волненья,

                                              Не для корысти,  не для битв,

                                              Мы рождены для вдохновенья, 

                                             Для звуков сладких и молитв

                                                                                ( «Поэт и толпа»)

Что в жизни страны больше всего тревожило и беспокоило А.И. Солженицына в последние месяцы жизни? Он очень тревожился о нравственном состоянии народа, считал это состояние  тяжелым, солнечным затмением человеческих душ. В русской литературе, как  и в жизни, это небесное явление  является предупреждением, знаком свыше  человеку, что он делает что-то не так[8]. И задача учителя, уберечь детей от разрушительной силы пороков, которые наблюдаются в современном обществе. А уроки литературы, как нельзя лучше, помогают найти жизненные ориентиры и выход из «солнечного затмения» человеческим душам, проследив это на примерах жизни литературных героев. Так при изучении творчества писателей проводят уроки по темам: - «Пока сердце бьется в груди» - «Ценности, мораль, нравственность» - «Наведение порядка внутри себя» - «Проблема смысла жизни» - «Нравственность и пол» - «Семья. Русские традиции»

     - «В поисках истины» и т.д., применяя кластер, который помогает прикоснуться к прекрасному и сложному, а также противоречивому миру литературных героев, определить проблематику произведения, идею художественного образа, значимость того или иного эпизода, увидеть недостатки и пороки, которые преодолевает герой для своего становления и правильного выбора. В центре кластера - запись «Порочный круг», лучи расходятся к указанным порокам, которые убивают человеческие добродетели:

гордыня убивает человеческое достоинство, мудрость и смирение,

Информация о работе Роль образования в формировании духовно нравственного развития личности школьника