Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы социально-педагогические условия, эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе?
Объектом исследования является образовательный процесс в школе.
Предметом исследования является духовно-нравственные ценности школьников, и социально педагогические условия эффективного их формирования в образовательном процессе.
Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- определить сущность и специфику понятия «духовно-нравственные ценности»;
- формирование духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе;
- выявить социально-педагогические условия эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе.
Не получилось, не состоялась долгая, обещающая быть плодотворной жизнь. Вот Михаил уже на фронте и не понаслышке знает о том, что…
Война совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда черна от пота вверх,
Скользит по пахоте пехота.
Марш.
И глина в чавкающем топоте,
До мозга костей промерзших ног,
Наворачивается на чоботы, весом хлеба,
Месячный паек.
Марш.
На бойцах и пуговицы вроде,
Чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена,
Была бы Родина, с ежедневными Бородино.
Арон Копшейн и Николай Майоров, Павел Коган и Михаил Кульчицкий – они не вернулись с войны: «созвездье молодых талантов- им всем по двадцать с небольшим».
Поднимались рассветы
В беспощадном огне.
Умирали поэты
На великой войне.
Умирали и пели
В полный голос любви
К тем, кому не успели
Сны поведать свои.
Умирали, вставая
В полный рост на земле.
Руки к ним простирая
В наступающей мгле.
Умирали, как жили,
Видно, так суждено,-
Словно крылья сложили
На мгновенье одно.
Словно крылья упали,
Чтоб взметнуться опять
В межпланетные дали
И оттуда сиять.
Им так не хотелось умирать! Они ушли на войну молодыми, но так и не состарились. Они, эти мальчики, всматривались в нас с вами из своего кровью и дымом пропахшего издалека: какие мы? Не погрязли в беспамятстве? Не живём ли с обрубленными корнями? Помним ли? В «Борисе Годунове» А. Пушкина есть такие строки-заклинание:
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…
Судьбу страны, судьбу её сыновей мы должны «ведать», помнить и передать эту память дальше по эстафете времени.
После того как Мы закончили нашу Литературную гостиную, я раздала этот же тест, для того что бы проследить как изменилось их состояния патриотизма, в лучшую или худшую сторону. Тест показал, что те 40% которые набрали от 29 до 33 балов, это показывала их безразличие к Родине. Теперь набрали от 34 до 64 баллов, это показывает нам, что уважение к Родине у них заметно повысилось. 47% опрошенных набрали от 34 до 64 баллов,это говорит о том , что Родина у них не на последнем месте. И 13% набрали от 65 до 100 баллов, можно сказать так: «Да, я патриот». Такие люди, как правило, видят смысл жизни в служении Отечеству, не мыслят свою жизнь вне Родины. Сейчас нужно обязательно закрепить в себе то хорошее, что уже есть.
Духовно-нравственные качества у школьников не потеряны. Их души способны впитывать добрые и светлые эмоции. Им не чуждо сострадание, уважение. Наше будущее в надежных руках.
Заключение
Таким образом, проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе и учреждениях системы дополнительного образования даёт возможность утверждать, что именно эта сфера благоприятна для развития нравственных качеств личности, ценностных ориентаций, для усвоения морально-эстетических норм и принятия их как руководящих принципов в собственной жизни.
Основой для формирования духовно-нравственных качеств личности школьников являются культурологический и личностно-ориентированный подходы, которые способствуют становлению внутреннего мира ребёнка и его мировоззрения с формированием духовности как внутренне активного стремления к поиску, как совестливого отношения к жизни.
Литература помогает развитию культуры и любви к Родине – основе духовной жизни народа, т.е. приобщает школьников к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение видеть мир целостно и объёмно, способствует осмыслению христианских ценностей, передаче традиций из поколения в поколение.
Духовно-нравственное воспитание становится наиболее успешным при учёте социокультурных условий, при создании условий социальной и творческой активности школьников, их возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей, а также включения школьников в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность.
Духовно-нравственное воспитание, являющееся органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, становится приоритетной областью в образовании.
Список использованной литературы
1 Каган М.С. Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.
2 Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3. – С.20-50.
3 Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
4. Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова; Институт общего образования МО России http://www.oim.ru.
5 Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.
6 Федотов Г. Ecce homo / Г.Федотов // Человек. – 1991. – №1. – С.38-47.
7 Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.
8 Абдуллин Э.Б. Теория
и практика музыкального
9 Абдуллин Э.Б. , Николаева
Е.В. Теория музыкального
10 Алиев Ю.Б. Настольная
книга школьного учителя
11 Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Сов. Педагогика. – 1991, №10
12 Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. – Тамбов, 2002.
13 Концепция «Духовно
– нравственного развития и
воспитания личности
14 Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. -М. : Наука, 1980.-335 с.
15 Анисимов, Н.Ф. По поводу
развития инновационных
16 Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М. : Мысль, 1988.-253 с.
17 Анцыферова, Л.И. К психологии
личности как развивающейся
18 Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 321 с.
19 Боголюбова, Е.В. Ценность и оценка // Исторический материализм как наука.-М., 1974.-С. 133-146.
20 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М. : Просвещение, 1968. 64 с.
21 Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. С. 257—283.
22. Боуэе, М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. - № 3, 4. - С. 9-11.
23 Выготский, Л.С. Собр. соч. : в 6 т. — Т. 4. Детская психология. М. : Педагогика, 1984. - 432 с.
24 Выготский, Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 480 с.
25 Грибов, B.C. Комплексные
научно-исследовательские
Приложение А
Опросник
1.Что по вашему мнению включает в себя понятие духовная нравственность?
2. Какие задачи стоят
перед вами на уроках
3.С помощью каких произведений Вы доносите духовность и нравственность до учеников?
4.Если ученики не всегда видят грань между правильным и не правильным , как Вы им помогаете распознать ее?
5. Какие мероприятия проводятся,
для развития духовно
Приложение Б
Анкета
«Можешь ли ты считать себя патриотом».
Выберите наиболее устраивающий вас вариант оценки следующих высказываний. Таких вариантов может быть три:
а) с этим можно согласиться;
б) это – спорная мысль;
в) с этим невозможно согласиться.
1. Иди...
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда...
(Л. Ахматова)
2. Она меня с годами
В своей державной высоте.
И мы гордимся все упрямей:
«И Русь не та, и мы не те!»
(Н. Старшинов)
3. Отечества и дым нам сладок и приятен.
(Г. Г. Державин)
4. На чужой стороне и весна не красна.
(Народная мудрость)
5. В России две беды: дураки и дороги.
(П. В. Гоголь)
6. Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие
- Таким законом наши предки жили.
(О. Фокина)
7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
(Народная мудрость)
8. Родина там, где больше платят.
(Современные СМИ)
9. Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
(М. Цветаева)
10. Чужая сторона прибавит ума.
(Народная мудрость)
В соответствии с таблицей, суммируем набранные баллы:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
1 |
10 |
10 |
10 |
1 |
10 |
10 |
1 |
5 |
10 |
Б |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
5 |
5 |
5 |
10 |
5 |
В |
10 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
10 |
1 |
1 |
Если вы набрали от 65 до 100 баллов, то вы можете о себе сказать: «Да, я патриот». Такие люди, как правило, видят смысл жизни в служении Отечеству, не мыслят свою жизнь вне Родины. Сейчас нужно обязательно закрепить в себе то хорошее, что уже есть.
Если вы набрали от 34 до 64 баллов, то любовь к Родине занимает в ваших жизненных планах не последнее место. Однако вам свойственны и чувства посильнее, чем патриотизм. Но помните: «На чужой стороне Родина мыслей вдвойне».
Если вы набрали от 10 до 33 баллов, то Родина занимает в ваших думах о будущем последнее место. Это означает, что чувство патриотизма вам не ведомо.
Но еще не все потеряно, стоит задуматься, ведь «на чужой стороне и орел – ворон».