Роль образования в формировании духовно нравственного развития личности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы социально-педагогические условия, эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе?
Объектом исследования является образовательный процесс в школе.
Предметом исследования является духовно-нравственные ценности школьников, и социально педагогические условия эффективного их формирования в образовательном процессе.
Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- определить сущность и специфику понятия «духовно-нравственные ценности»;
- формирование духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе;
- выявить социально-педагогические условия эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе.

Файлы: 1 файл

введ в пед (2).docx

— 71.18 Кб (Скачать файл)

Не получилось, не состоялась долгая, обещающая быть плодотворной жизнь. Вот Михаил уже  на фронте и не понаслышке знает о том, что…

Война совсем не фейерверк,

А просто трудная работа,

Когда черна от пота вверх,

Скользит по пахоте пехота.

Марш.

И глина в чавкающем  топоте,

До мозга костей промерзших ног,

Наворачивается на чоботы, весом хлеба,

Месячный паек.

Марш.

На бойцах и пуговицы вроде,

Чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена,

Была бы Родина, с ежедневными Бородино.

Арон Копшейн и Николай Майоров, Павел Коган и Михаил Кульчицкий – они не вернулись с войны: «созвездье молодых талантов- им всем по двадцать с небольшим».

Поднимались рассветы

В беспощадном огне.

Умирали поэты 

На великой войне.

Умирали и пели

В полный голос любви

К тем, кому не успели

Сны поведать свои.

Умирали, вставая

В полный рост на земле.

Руки к ним простирая

В наступающей мгле.

Умирали, как жили,

Видно, так суждено,-

Словно крылья сложили

На мгновенье одно.

Словно крылья упали,

Чтоб взметнуться опять

В межпланетные дали

И оттуда сиять.

Им так не хотелось умирать! Они ушли на войну молодыми, но так  и не состарились. Они, эти мальчики, всматривались в нас с вами из своего кровью и дымом пропахшего издалека: какие мы? Не погрязли в  беспамятстве? Не живём ли с обрубленными корнями? Помним ли? В «Борисе Годунове»  А. Пушкина есть такие строки-заклинание:

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу…

Судьбу страны, судьбу её сыновей мы должны «ведать», помнить  и передать эту память дальше по эстафете времени.

После того как Мы закончили  нашу Литературную гостиную, я раздала  этот же тест, для того что бы проследить как изменилось их состояния патриотизма, в лучшую или худшую сторону. Тест показал, что те 40% которые набрали от 29 до 33 балов, это показывала их безразличие к Родине. Теперь набрали от 34 до 64 баллов, это показывает нам, что уважение к Родине у них заметно повысилось. 47%  опрошенных набрали от 34 до 64 баллов,это говорит о том , что Родина у них не на последнем месте. И 13% набрали от 65 до 100 баллов, можно сказать так: «Да, я патриот». Такие люди, как правило, видят смысл жизни в служении Отечеству, не мыслят свою жизнь вне Родины. Сейчас нужно обязательно закрепить в себе то хорошее, что уже есть.

Духовно-нравственные качества у школьников не потеряны. Их души способны впитывать добрые и светлые эмоции. Им не чуждо сострадание, уважение. Наше будущее в надежных руках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, проведённое  исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать  следующие выводы.

Духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе и учреждениях системы дополнительного образования даёт возможность утверждать, что именно эта сфера благоприятна для развития нравственных качеств личности, ценностных ориентаций, для усвоения морально-эстетических норм и принятия их как руководящих принципов в собственной жизни.

Основой для формирования духовно-нравственных качеств личности школьников являются культурологический и личностно-ориентированный подходы, которые способствуют становлению внутреннего мира ребёнка и его мировоззрения с формированием духовности как внутренне активного стремления к поиску, как совестливого отношения к жизни.

Литература помогает развитию культуры и любви к Родине – основе духовной жизни народа, т.е. приобщает школьников к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение видеть мир целостно и объёмно, способствует осмыслению христианских ценностей, передаче традиций из поколения в поколение.

Духовно-нравственное воспитание становится наиболее успешным при учёте  социокультурных условий, при создании условий социальной и творческой активности школьников, их возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей, а также включения школьников в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность.

Духовно-нравственное воспитание, являющееся органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в  общий процесс обучения и развития, становится приоритетной областью в образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1  Каган М.С. Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.

2  Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3. – С.20-50.

3  Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.

4. Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова; Институт общего образования МО России http://www.oim.ru.

5 Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.

6 Федотов Г. Ecce homo / Г.Федотов // Человек. – 1991. – №1. – С.38-47.

7  Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.

8 Абдуллин Э.Б. Теория  и практика музыкального обучения  в общеобразовательной школе:  Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.

9 Абдуллин Э.Б. , Николаева  Е.В. Теория музыкального образования. 

10 Алиев Ю.Б. Настольная  книга школьного учителя музыки. – М.: ВЛАДОС, 2000.

11 Алиев Ю.Б. Художественное  образование в школе // Сов.  Педагогика. – 1991, №10

12 Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. – Тамбов, 2002.

13 Концепция «Духовно  – нравственного развития и  воспитания личности гражданина  России» / под редакцией Данилюк  А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А. -, М.: Просвещение 2009.

14  Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. -М. : Наука, 1980.-335 с.

15 Анисимов, Н.Ф. По поводу  развития инновационных способностей // Высшее образование в России. — 1997. № 4. — С. 94-97.

16 Анисимов, С.Ф. Духовные  ценности: производство и потребление.  -М. : Мысль, 1988.-253 с.

17 Анцыферова, Л.И. К психологии  личности как развивающейся системы  // Психология формирования и развития  личности. — М., 1981. — С. 3-19.

18  Бахтин, М.М. Вопросы  литературы и эстетики. М., 1975. - 321 с. 

19  Боголюбова, Е.В. Ценность  и оценка // Исторический материализм  как наука.-М., 1974.-С. 133-146.

20  Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М. : Просвещение, 1968. 64 с.

21 Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. С. 257—283.

22. Боуэе, М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. - № 3, 4. - С. 9-11.

23  Выготский, Л.С. Собр. соч. : в 6 т. — Т. 4. Детская психология. М. : Педагогика, 1984. - 432 с.

24  Выготский, Л.С. Психология  искусства. Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 480 с.

25  Грибов, B.C. Комплексные  научно-исследовательские работы  в педагогике // Методология педагогических  исследований / под ред. А.И. Пискунова,  Г.В. Воробьева. -М. : Педагогика, 1980. 175 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Опросник 

 

1.Что по вашему мнению включает в себя понятие духовная нравственность?

2. Какие задачи стоят  перед вами на уроках литературы?

3.С помощью каких произведений Вы доносите духовность и нравственность до учеников?

4.Если ученики не всегда  видят грань между правильным  и не правильным , как Вы им помогаете распознать ее?

5. Какие мероприятия проводятся, для развития духовно нравственных  качеств ребят?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Анкета

 «Можешь ли  ты считать себя патриотом».

 

Выберите наиболее устраивающий вас вариант оценки следующих  высказываний. Таких вариантов может  быть три:

а) с этим можно согласиться;

б) это – спорная мысль;

в) с этим невозможно согласиться.

  1.  Иди...

    Оставь свой  край глухой и грешный,

    Оставь Россию  навсегда...

    (Л. Ахматова)

2.  Она меня с годами

    В своей державной  высоте.

    И мы гордимся  все упрямей:

    «И Русь не  та, и мы не те!»

    (Н. Старшинов)

3.   Отечества и дым  нам сладок и приятен.

    (Г. Г. Державин)

   4. На чужой стороне  и весна не красна.

    (Народная мудрость)

  5.  В России две  беды: дураки и дороги.

    (П. В. Гоголь)

  6.  Храни огонь родного  очага

    И не позарься на костры чужие

    - Таким законом  наши предки жили.

    (О. Фокина)

   7. Родная сторона  – мать, чужая – мачеха.

    (Народная мудрость)

  8.  Родина там, где  больше платят.

    (Современные СМИ)

   9. Не с теми я,  кто бросил землю

    На растерзание  врагам.

    (М. Цветаева)

   10. Чужая сторона  прибавит ума.

    (Народная мудрость)

В соответствии с таблицей, суммируем набранные баллы:

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

1

10

10

10

1

10

10

1

5

10

Б

5

5

5

5

10

5

5

5

10

5

В

10

1

1

1

5

1

1

10

1

1


 

Если вы набрали  от 65 до 100 баллов, то вы можете о себе сказать: «Да, я патриот». Такие люди, как правило, видят смысл жизни в служении Отечеству, не мыслят свою жизнь вне Родины. Сейчас нужно обязательно закрепить в себе то хорошее, что уже есть.

Если вы набрали  от 34 до 64 баллов, то любовь к Родине занимает в ваших жизненных планах не последнее место. Однако вам свойственны и чувства посильнее, чем патриотизм. Но помните: «На чужой стороне Родина мыслей вдвойне».

Если вы набрали  от 10 до 33 баллов, то Родина занимает в ваших думах о будущем последнее место. Это означает, что чувство патриотизма вам не ведомо.

Но еще не все потеряно, стоит задуматься, ведь «на чужой  стороне и орел – ворон».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль образования в формировании духовно нравственного развития личности школьника