Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы социально-педагогические условия, эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе?
Объектом исследования является образовательный процесс в школе.
Предметом исследования является духовно-нравственные ценности школьников, и социально педагогические условия эффективного их формирования в образовательном процессе.
Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- определить сущность и специфику понятия «духовно-нравственные ценности»;
- формирование духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе;
- выявить социально-педагогические условия эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе.
алчность и жадность убивают милосердие,
лень убивает добрые дела и мысли,
месть убивает правосудие,
клевета убивает доброе имя,
ненависть убивает уважение,
веру, надежду и любовь,
зависть и трусость убивают дружбу,
гнев и жестокость убивают мир и доброту
Можно по-разному смотреть на текст, с которым работаем, но очень важно подобрать такой аспект, который поможет пережить и понять смыл произведения. Важно сосредоточить внимание ребят на образе героя, чтобы увидеть, какими средствами и приемами автор решает поставленные задачи[9]. А самое главное, помочь ученику распознать и свои недостатки, найти достойный путь к самосовершенствованию. Такой поиск будет совместным творчеством учителя и ученика. Опорными словами на таких уроках становятся нравственность, мораль, духовность, ценности, этика, добродетели, имя, семья, род, человеческий долг. И как не показать на примере Плюшкина, что жадность и алчность убивают милосердие. А чиновников в «Ревизоре» Гоголя, потерявших человеческое достоинство, погубили гордыня и вседозволенность. «Ныла душа моя,- говорит писатель,- когда я видел, как много тут же, среди самой жизни, безответных, мертвых обитателей, страшных недвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Заключительная, немая сцена с ее неподвижностью – образ мертвенности жизни, мертвых душ. Но Гоголь верит, что разбудить их, встряхнуть, дабы залились они живительными слезами покаяния, способен «светлый смех», огромная любовь к ближним. Нельзя не увидеть, что лень погубила Обломова, что клевета может убить доброе имя (на примере «двойников» Раскольникова, произведений о тоталитарном режиме сталинских репрессий), что трусость, зависть предадут дружбу в повести Каверина «Два капитана», что ненависть может погубить мир (на примере произведений о Великой Отечественной войне). Схема, очень подвижна, с ней можно работать при изучении любого произведения, ставя перед учащимися проблемные вопросы нравственного поиска: - Что мешает литературному герою жить по законам нравственности? Каков, по-вашему, путь спасения данного героя? - О чем бы вам хотелось поговорить с литературным героем? Какой совет вы бы дали ему? – Книги, какого писателя вы бы посоветовали прочитать литературному герою? Всех героев произведений испытывает судьба. Одни ломаются, не выдержав трудностей, а на других нам хочется быть похожими. Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи» занимает особое место в цикле «Записки охотника». В начале рассказа устами рассказчика (Петром Петровичем) автор воспел жизнь здорового человека. Но особый смысл это приобретает в сравнении с изображением жизни Лукерьи. Находясь в телесной неподвижности, она способна радоваться жизни, стойко переносить душевные и физические страдания. Предлагаю учащимся сделать вывод: что помогает Лукерье жить? (Мудрость, сострадание, любовь к ближнему, смирение). Очень важное наставление дает читателям главная героиня рассказа: «..Да, барин, милый, кто другому помочь может? Кто ему в душу войдет? Сам себе человек помогай! На то он и дан нам - выбор!» Н.В. Гоголь, обращаясь к нам, русским, оставил духовное завещание: «Будьте не мертвые, а живые души». А чтобы быть живыми, надо любить, ведь именно любовь, по утверждению Иоанна Богослова, – это жертвенник, на котором сгорают наши страсти и пороки, чтобы родились новые, светлые чувства и желания стать чище и лучше. У В. Закруткина в «Матери человеческой» любовь побеждает ненависть, любовь преображает Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Переосмысливает свой жизненный путь Пьер Безухов и Андрей Болконский. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.- Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали …, что не для одного меня шла жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы они жили со мною вместе». «Воскресает» для новой жизни Раскольников Достоевского. Пророком XXI века назван А.И. Солженицын. Он мог умереть от рака, мог умереть на войне, в ссылке, но он избежал этих смертей, чтобы стать «памятью» народа, чтобы на весь мир заявить, что «не стоит село без праведника».
Необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития[10]. Одна из главных задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно – нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку,- научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание» [9,с.24] Однако, как отмечал Л.Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. [10,с.68] Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции – смыслы, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Наиболее интересной, на мой взгляд, в подходе духовно – нравственного развития детей является программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой, она основана на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Ведь без веры в душе, без знания своей истории, культуры не возможно воспитать полноценного, духовно – богатого человека.
Принцип параллельности дает возможность учащимся лучше понять место духовного начала в человеческой жизни, опираться на их знания по истории и литературе («Иван Сусанин», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Борис Годунов», «Хованщина»). Какие возможны точки соприкосновения светской и духовной музыки? Таких сцеплений – образных, тематических – возникает много.
Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития [13]. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний [14]. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно – нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
Курс «Технология», « ИЗО » учит прививать трудовые навыки, учить выполнять бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности направлены на формирование представления о взаимосвязи природы, человека и культуры; практическое использование правил существования в пространстве и мире; знакомство с культурно историческим наследием деятельности человека.
2.1 Образовательный процесс как средство формирования духовно-нравственных ценностей школьника.
Школьник как субъект духовно-нравственного воспитания : «Я концепция»; иерархия мотивов; самовоспитание; морально-нравственная рефлексия; коррекция собственного поведения; самосознание и самоконтроль.
Проблемы в духовно-
О субъектах духовно-нравственного воспитания . Непременный учёт «субъектности», «самости дитяти» (русские философы серебряного века) в процессе духовно-нравственного воспитания . Духовно-нравственное воспитание современных младших школьников – институциональный аспект: роль семьи, школы, общественных организаций, гражданского общества.
Внешкольное воспитание (кружки, секции, детские организации). Влияние СМИ на духовно-нравственное становление старших дошкольников и младших школьников. Неструктурированные источники воспитательных воздействий. Необходимость координации усилий, подлинного диалога сторон в деле духовно-нравственного воспитания детей[16]. Гуманистические идеи, педагогическая наука, всемерный учёт психологических особенностей ребёнка – как основания для поиска эффективных форм социального взаимодействия, партнёрства в духовно-нравственном воспитании школьников.
Документы, ориентирующие современного педагога в вопросах выбора содержания духовно-нравственного воспитания детей: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный Закон «Об образовании».
Цели духовно-нравственного воспитания . Культурно-историческая обусловленность и конкретно-исторический характер целей духовно-нравственного воспитания . Инвариантные (общечеловеческие) аспекты духовно-нравственного воспитания детей. Традиционные методы и формы духовно-нравственного воспитания младших школьников: воспитание примером, воспитательная беседа, наставление, поучение, воспитательное воздействие через коллектив, воспитание трудом, обращение к совести и т.д[17].
Современные методы, приёмы, средства и формы духовно-нравственного воспитания младших школьников: организация деятельности, стимулирование поведения, воспитательный диалог, совместное творческое дело, помощь сверстникам (и т.д.). Патриотическое и трудовое воспитание младших школьников в современных условиях.
Образовательный процесс и семья средство формирования духовно-нравственной ценности школьника.
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора[18]. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности обучающегося, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у обучающегося чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого обучающегося, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Всё это так, но
влияние семьи – особое, оно
начинается с первых шагов
ребенка. То, что ребёнок в детские
годы приобретает в семье, он
сохраняет в течение всей
К сожалению, взаимоотношение школы и семьи, учителей и родителей не всегда бывают партнерскими, а их действия зачастую не согласованы.
Задача учителей достижение взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. Ребенок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.
Основная задача заместителя
директора по УВР по этой проблеме
– это организация
Одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания[21]. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д. Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в беседе «Понимать ребенка - это …», диспуте «Мой ребенок становится трудным», дискуссии «Какой у нас коллектив? Поиски взаимоотношений». Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая и ролевая игра между учителями и родителями. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации: «Жалобы детей. Кто прав?», «Телефон игрушка или помощник?» и др[22]. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию. Здесь родителей мы знакомим с документами о школе, с основными направлениями, задачами, итогами ее работы. Проводим встречи со специалистами служб системы профилактики, небольшие отчетные концерты.
Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя с семьей. Еще одной формой работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей, буклетов. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры. Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоятельная тема[23].