Роль образования в формировании духовно нравственного развития личности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы социально-педагогические условия, эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе?
Объектом исследования является образовательный процесс в школе.
Предметом исследования является духовно-нравственные ценности школьников, и социально педагогические условия эффективного их формирования в образовательном процессе.
Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- определить сущность и специфику понятия «духовно-нравственные ценности»;
- формирование духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе;
- выявить социально-педагогические условия эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе.

Файлы: 1 файл

введ в пед (2).docx

— 71.18 Кб (Скачать файл)

          алчность и жадность убивают милосердие,

            лень убивает добрые дела и мысли,

            месть убивает правосудие,

 клевета убивает доброе  имя,

            ненависть убивает уважение,

            веру, надежду и любовь,           

            зависть и трусость убивают дружбу,

            гнев и жестокость убивают мир и доброту

Можно по-разному смотреть на текст, с которым работаем, но очень важно подобрать такой  аспект, который поможет пережить и понять смыл произведения. Важно  сосредоточить внимание ребят на образе героя, чтобы увидеть, какими средствами и приемами автор решает поставленные задачи[9]. А самое главное, помочь ученику распознать и свои недостатки, найти достойный путь к самосовершенствованию. Такой поиск будет совместным творчеством учителя и ученика. Опорными словами на таких уроках становятся нравственность, мораль, духовность, ценности, этика, добродетели, имя, семья, род, человеческий долг. И как не показать на примере Плюшкина, что жадность и алчность убивают милосердие. А чиновников в «Ревизоре» Гоголя, потерявших человеческое достоинство, погубили гордыня и вседозволенность. «Ныла душа моя,- говорит писатель,- когда я видел, как много тут же, среди самой жизни, безответных, мертвых обитателей, страшных недвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Заключительная, немая сцена с ее неподвижностью – образ мертвенности жизни, мертвых душ. Но Гоголь верит, что разбудить их, встряхнуть, дабы залились они живительными слезами покаяния, способен «светлый смех», огромная любовь к ближним. Нельзя не увидеть, что лень погубила Обломова, что клевета может убить доброе имя (на примере «двойников» Раскольникова, произведений о тоталитарном режиме сталинских репрессий), что трусость, зависть предадут дружбу в повести Каверина «Два капитана», что ненависть может погубить мир (на примере произведений о Великой Отечественной войне). Схема, очень подвижна, с ней можно работать при изучении любого произведения, ставя перед учащимися проблемные вопросы нравственного поиска: - Что мешает литературному герою жить по законам нравственности? Каков, по-вашему, путь спасения данного героя? - О чем бы вам хотелось поговорить с литературным героем? Какой совет вы бы дали ему? – Книги, какого писателя вы бы посоветовали прочитать литературному герою? Всех героев произведений испытывает судьба. Одни ломаются, не выдержав трудностей, а на других нам хочется быть похожими. Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи» занимает особое место в цикле «Записки охотника». В начале рассказа устами рассказчика (Петром Петровичем) автор воспел жизнь здорового человека. Но особый смысл это приобретает в сравнении с изображением жизни Лукерьи. Находясь в телесной неподвижности, она способна радоваться жизни, стойко переносить душевные и физические страдания. Предлагаю учащимся сделать вывод: что помогает Лукерье жить? (Мудрость, сострадание, любовь к ближнему, смирение). Очень важное наставление дает читателям главная героиня рассказа: «..Да, барин, милый, кто другому помочь может? Кто ему в душу войдет? Сам себе человек помогай! На то он и дан нам - выбор!» Н.В. Гоголь, обращаясь к нам, русским, оставил духовное завещание: «Будьте не мертвые, а живые души». А чтобы быть живыми, надо любить, ведь именно любовь, по утверждению Иоанна Богослова, – это жертвенник, на котором сгорают наши страсти и пороки, чтобы родились новые, светлые чувства и желания стать чище и лучше. У В. Закруткина в «Матери человеческой» любовь побеждает ненависть, любовь преображает Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Переосмысливает свой жизненный путь Пьер Безухов и Андрей Болконский. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.- Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали …, что не для одного меня шла жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы они жили со мною вместе». «Воскресает» для новой жизни Раскольников Достоевского. Пророком XXI века назван А.И. Солженицын. Он мог умереть от рака, мог умереть на войне, в ссылке, но он избежал этих смертей, чтобы стать «памятью» народа, чтобы на весь мир заявить, что «не стоит село без праведника».

Необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития[10].  Одна из главных задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства,  воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно – нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку,- научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное отношение  к  произведениям  искусства, развивать «любовное  внимание» [9,с.24] Однако,  как отмечал Л.Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. [10,с.68] Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции – смыслы, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

Наиболее интересной, на мой взгляд, в подходе духовно  – нравственного развития детей  является программа  Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой, она основана на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Ведь без веры в душе, без знания своей истории, культуры не возможно воспитать полноценного, духовно – богатого человека.

Принцип параллельности дает возможность учащимся лучше  понять место духовного начала в человеческой жизни, опираться на их знания по истории и литературе («Иван Сусанин», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Борис Годунов», «Хованщина»). Какие возможны точки соприкосновения светской и духовной музыки? Таких сцеплений – образных, тематических – возникает много. 

Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития [13].  Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний [14]. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно – нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.

Курс «Технология», « ИЗО »  учит прививать трудовые навыки, учить выполнять бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности   направлены на формирование представления о взаимосвязи природы, человека и культуры; практическое использование правил существования в пространстве и мире; знакомство с культурно  историческим  наследием деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Школьники в образовательном процессе  как субъект духовно-нравственного воспитания

 

 

2.1 Образовательный процесс как средство формирования духовно-нравственных  ценностей школьника.

Школьник  как   субъект   духовно-нравственного   воспитания : «Я концепция»; иерархия мотивов; самовоспитание; морально-нравственная рефлексия; коррекция собственного поведения; самосознание и самоконтроль.

Проблемы в духовно-нравственном воспитании детей. «Даже сильную  голову можно сломать» (И.П.Павлов). Проблема «дефолта» неструктурированной, противоречивой информации. Проблема акселерации и невротизации: максимум «ускорения», минимум «торможения» психических процессов. Эмоциональная деривация и духовно-нравственное воспитание. Моральный инфантилизм и духовно-нравственное воспитание. Агрессивность детской субкультуры и духовно-нравственное воспитание[15].

О субъектах  духовно-нравственного   воспитания . Непременный учёт «субъектности», «самости дитяти» (русские философы серебряного века) в процессе  духовно-нравственного   воспитания . Духовно-нравственное воспитание современных младших школьников – институциональный аспект: роль семьи, школы, общественных организаций, гражданского общества.

Внешкольное воспитание (кружки, секции, детские организации). Влияние  СМИ на  духовно-нравственное становление  старших дошкольников и младших  школьников. Неструктурированные источники  воспитательных воздействий. Необходимость  координации усилий, подлинного диалога  сторон в деле  духовно-нравственного   воспитания  детей[16]. Гуманистические идеи, педагогическая наука, всемерный учёт психологических особенностей ребёнка – как основания для поиска эффективных форм социального взаимодействия, партнёрства в духовно-нравственном воспитании школьников.

Документы, ориентирующие  современного педагога в вопросах выбора содержания  духовно-нравственного   воспитания  детей: «Концепция  духовно-нравственного  развития и  воспитания  личности гражданина России», Федеральный Закон  «Об образовании».

Цели  духовно-нравственного   воспитания . Культурно-историческая обусловленность и конкретно-исторический характер целей духовно-нравственного   воспитания . Инвариантные (общечеловеческие) аспекты духовно-нравственного   воспитания  детей.  Традиционные методы и формы духовно-нравственного   воспитания  младших школьников: воспитание примером, воспитательная беседа, наставление, поучение, воспитательное воздействие через коллектив, воспитание трудом, обращение к совести и т.д[17].

Современные методы, приёмы, средства и формы  духовно-нравственного   воспитания  младших школьников: организация деятельности, стимулирование поведения, воспитательный диалог, совместное творческое дело, помощь сверстникам (и  т.д.). Патриотическое и трудовое воспитание младших школьников в современных  условиях.

Образовательный процесс и семья средство формирования духовно-нравственной ценности школьника.

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых  важных задач учебного заведения. И  это закономерно, потому что в  жизни нашего общества всё более  возрастает роль нравственных начал, расширяется  сфера действия морального фактора[18]. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности обучающегося, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у обучающегося чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого обучающегося, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

 Всё это так, но  влияние семьи – особое, оно  начинается с первых шагов  ребенка. То, что ребёнок в детские  годы приобретает в семье, он  сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего  воздействия на личность ни  один из институтов воспитания  не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы  личности ребёнка, и к поступлению  в школу он уже более чем  наполовину сформирован как личность[19]. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности[20].

К сожалению, взаимоотношение  школы и семьи, учителей и родителей  не всегда бывают партнерскими, а их действия зачастую не согласованы.

Задача учителей достижение взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. Ребенок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

Основная задача заместителя  директора по УВР по этой проблеме – это организация педагогической системы основанной на взаимодействии педагогического, родительского и  ученического коллективов как равноправных партнеров.

Одой из основных универсальных  форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания[21]. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д.   Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в беседе «Понимать ребенка - это …», диспуте «Мой ребенок становится трудным», дискуссии «Какой у нас коллектив? Поиски взаимоотношений». Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая и ролевая игра между учителями и родителями. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей  и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации: «Жалобы детей. Кто прав?», «Телефон игрушка или помощник?» и др[22]. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию. Здесь родителей мы  знакомим с документами о школе, с основными направлениями, задачами,  итогами ее работы. Проводим  встречи со специалистами служб  системы профилактики, небольшие отчетные концерты.

Привлечение родителей к  выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя  с семьей. Еще одной формой работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей, буклетов. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического  всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры. Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той  темой, с которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет  расширить, углубить знания, еще раз  вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоятельная  тема[23].

Информация о работе Роль образования в формировании духовно нравственного развития личности школьника