Роль образования в формировании духовно нравственного развития личности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы социально-педагогические условия, эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе?
Объектом исследования является образовательный процесс в школе.
Предметом исследования является духовно-нравственные ценности школьников, и социально педагогические условия эффективного их формирования в образовательном процессе.
Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- определить сущность и специфику понятия «духовно-нравственные ценности»;
- формирование духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе;
- выявить социально-педагогические условия эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе.

Файлы: 1 файл

введ в пед (2).docx

— 71.18 Кб (Скачать файл)

Одним из очень важных направлений  в работе учителей является  диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку[24]. Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве со школой. Достаточно большое количество опрашиваемых выразили готовность включиться в совместную работу.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию

Ведущую роль в организации  сотрудничества школы и семьи  играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Взаимодействие учителя  и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются  благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого  взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания  детей[25].

Дети - будущее страны, наше будущее, и какими будут они, зависит  от того,   какими мы воспитаем их , какие морально-этические нормы будут заложены в них. Ж-Ж Руссо писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению…лучшее средство привить детям любовь к отечеству, нравственность состоит в том, чтобы эта любовь и нравственность была у отцов».

2.2 Социально-педагогические условия эффективного формирования  духовно-нравственных ценностей  школьников в образовательном процессе

В МОУ СОШ №36 с.Дефановка Туапсинского района было проведено интервьюирование с учителем литературы Поздняк Еленой Викторовной и были заданы следующие вопросы :

1.Что по вашему мнению включает в себя понятие духовная нравственность?

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном  единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Прежде всего ,это процесс становлению человека, формированию у него таких качеств как:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности  к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий  для воспитания человека, который  старается жить в согласии со своей  совестью.

2. Какие задачи стоят перед вами на уроках литературы?

Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность  размышлять над подобными вопросами (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.

Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями  и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и  чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё  нравственных представлений. Воспитывают  детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

   3.С помощью каких произведений Вы доносите духовность и нравственность до учеников?

Прежде всего это конечно  же классика (Гончаров,Пушкин , Лермонтови.т д) и советские писатели (Расспутин и.т.д). Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Литература в школьном изучении многофункциональна по своим  целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В  художественных произведениях поднимаются  вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики  боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.

В школьном учебнике издавна  разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы. Система  нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения и методами работы. Уровень читательских интересов учеников формируется  всем кругом их чтения, включающим произведения, которые составляют достояние отечественной  литературы.

4.Если ученики не всегда видят грань между правильным и не правильным, как Вы им помогаете распознать ее?

Очень важно после прочтения  произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение  к прочитанному, предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет учеников вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа, а часто вспомнить и о своём личном опыте.

Можно поставить перед  ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни  что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести  так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет  лучше увидеть положительные  или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

5. Какие мероприятия проводятся, для развития духовно нравственных качеств ребят?

Это классные часы: «Мои интересы, мои увлечения», «Мой дом - моя семья», «Милосердие в наши дни», «, «Народные праздники» , «Памятные даты моей семьи», «Будьте добрыми и человечными», «Уроки доброты», «Профессии милосердия и добра», «Фольклорные традиции и праздники россиян», «Город помнит своих освободителей», «Спорт в моей жизни».

Практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Мои добрые дела», «Можно, нельзя, нужно».

Беседы: «Спешите делать добро», «Кому легче жить культурному или некультурному человеку?», «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Роль книги в жизни человека», «Еще раз о товариществе и дружбе», «Военная летопись моей семьи», «Вредные привычки. Как от нихизбавиться?», «Национальные традиции в моей семье», «В дружбе - сила», «Моя «малая родина», «Памятные даты моей страны», «Люди, на которых хотим быть похожими», «Профессии милосердия и добра».

Акции: «Подарок городу», «Посылка солдату».

В 9 классе я провела Литературную гостиную на тему «Строки, пробитые пулей» посвященное М.Кульчицкому. Целью гостиной является воспитание умения соотнести идейно-нравственные и эстетические ценности лирического произведения со своим личным опытом, выявить патриотическое воспитание школьников и чувства сопереживания. Детям заранее были розданы стихи которые они должны были выучить.В начале нашей гостиной ученики прошли тест на выявления патриотизма. Он показал , что 40% опрошенных набрали от 29 до 33 балов, это значит, что Родина занимает в их думах о будущем последнее место и что чувство патриотизма им не ведомо. А остальные 60% набрали от 34 до 64 баллов, любовь к Родине занимает в их жизненных планах не последнее место. Однако им свойственны и чувства посильнее, чем патриотизм. Но помните: «На чужой стороне Родина мыслей вдвойне».

Ход литературной гостиной.

Мы зажгли свечу(для создания нужной нам атмосферы), которая стала символом вечного огня, вечной памяти тех, кого мы не помним сами и научим помнить своих детей и внуков. И я начинаю рассказывать про русского поэта,Игоря Губермана у которого есть такие строки:

Любую можно кашу моровую

Затеять с молодежью горлопанской,

Которая Вторую мировую

Уже немного путает с Троянской.

Нам ,взрослым, детям и внуков тех, кто защищал нашу Родину  в 1941-1945 гг., хочется быть уверенным , что и в вашей памяти, и в памяти ваших детей и внуков эта война останется вечной и живой раной.

Когда умирает человек, во всем мире убивается тепло. Когда уходит из жизни много людей-милионы, как это было в Великой Отечественной войне, становится очень холодно. Может быть, поэтому зимы 41-45-го были очень суровыми, по-настоящему лютыми… Но когда мы вспоминаем о погибших в ту страшную войну, принимаем боль и беду тех лет в свое сердце, мы совершаем единственно возможную для человека попытку сохранить это тепло в мире..

В Волгограде, на Мамаевом кургане, в Пантеоне Славы, среди имен тех, кто отстаивал Сталинград в самые страшные месяцы прошедшей войны, есть и имя нашего земляка- Михаила Кульчицкого. Он относился к счастливому и трагическому поколению мечтателей и поэтов. Их имена могли стать гордостью русской литературы. Помешала война… Им, едва минуло двадцать, когда раздались ее залпы. Со школьных скамеек, из институтских аудиторий шагнули они в окопы, и в бессмертие. Всеволод Багрицкий, Николай Майоров… Михаил Кульчицкий. Сегодня мы поговорим о нем…

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете ,как миф,

О людях, что ушли , не долюбив ,

Не докурив последней  папиросы.

Когда б не бой , не вечные исканья

Крутых путей в последней  высоте,

Мы б сохранились в  бронзовых ваяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте.

Так писал в 1940 году Николай  Майоров, как бы предсказывая судьбу себе и своим ровесникам- тем,кому война не даст выявить полностью свои творческие возможности.

Как часто понимание значимости каких то явллений приходит позже. Например, у Кульчицкого в школе было прозвище «куля». Какое прозаичное пророчество! Жизнь поэта оборвала пуля (по-украински «куля») под Сталинградом, а имя Кульчицкого загоревшись в русской поэзии 30-х годов, так и осталось в ней яркой светящейся точкой.

Друг заветный! Нас не разлучили

Ни года, идущие на ощупь,

И ни расстояния-пучины

Рощ и рек, в которых  снятся рощи.

Помнишь доску нашей черной парты -

Вся в рубцах, и надписях, и знаках,

Помнишь, как всегда мы ждали  марта,

Как на перемене жадный запах

Мы в окно вдыхали. Крыши  грелись,

Снег дымил, с землей смешавшись теплой,

Помнишь - наши мысли запотели

Пальцами чернильными  на стеклах.

Помнишь столб железный в  шуме улиц,

Вечер... огоньки автомобилей...

Мы мечтали, как нам  улыбнулись,

Только никогда мы не любили...

Мы - мечтали. Про глаза-озера.

Неповторные мальчишеские бредни.

Мы последние с тобою  фантазеры

До тоски, до берега, до смерти.

Еще учась в школе, Кульчицкий серьезно готовился «работать в поэзи». Он часто просиживал в библиотеке Короленко. Наверное, в ее собраниях нет ни одного сборника поэтов начала века, которого бы не косалась рука Кульчицкого.

В ноябре 1939 года Михаил Кульчицкий заносит в свою записную книжку:

    1. Каждый день по одному стихотворению. В строчках и сюжете;
    2. Читать только с очиненным карандашом.

Это записи человека , который профессионально относился к своему делу. Товарищ Кульчицкого по Харьковскому университету, литературов М.В Черняков вспоминал: «Когда в комнату входил Кульчицкий, казалось, будто открывали форточку: атмосфера сразу свежела. В нем было ощущение пружины, заведенной надолго, - может быть, на 100 лет, на 200».

Информация о работе Роль образования в формировании духовно нравственного развития личности школьника