Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы социально-педагогические условия, эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе?
Объектом исследования является образовательный процесс в школе.
Предметом исследования является духовно-нравственные ценности школьников, и социально педагогические условия эффективного их формирования в образовательном процессе.
Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- определить сущность и специфику понятия «духовно-нравственные ценности»;
- формирование духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе;
- выявить социально-педагогические условия эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе.
Одним из очень важных направлений в работе учителей является диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку[24]. Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве со школой. Достаточно большое количество опрашиваемых выразили готовность включиться в совместную работу.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Взаимодействие учителя
и семьи – целенаправленный процесс,
в результате которого создаются
благоприятные условия для
Дети - будущее страны, наше будущее, и какими будут они, зависит от того, какими мы воспитаем их , какие морально-этические нормы будут заложены в них. Ж-Ж Руссо писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению…лучшее средство привить детям любовь к отечеству, нравственность состоит в том, чтобы эта любовь и нравственность была у отцов».
2.2 Социально-педагогические условия эффективного формирования духовно-нравственных ценностей школьников в образовательном процессе
В МОУ СОШ №36 с.Дефановка Туапсинского района было проведено интервьюирование с учителем литературы Поздняк Еленой Викторовной и были заданы следующие вопросы :
1.Что по вашему мнению включает в себя понятие духовная нравственность?
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Прежде всего ,это процесс становлению человека, формированию у него таких качеств как:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности
к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности
к преодолению жизненных
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
2. Какие задачи стоят перед вами на уроках литературы?
Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.
Одной из задач в формировании
личности школьника является обогащение
его духовно-нравственными
3.С помощью каких произведений Вы доносите духовность и нравственность до учеников?
Прежде всего это конечно же классика (Гончаров,Пушкин , Лермонтови.т д) и советские писатели (Расспутин и.т.д). Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.
В школьном учебнике издавна разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы. Система нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения и методами работы. Уровень читательских интересов учеников формируется всем кругом их чтения, включающим произведения, которые составляют достояние отечественной литературы.
4.Если ученики не всегда видят грань между правильным и не правильным, как Вы им помогаете распознать ее?
Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному, предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет учеников вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа, а часто вспомнить и о своём личном опыте.
Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.
5. Какие мероприятия проводятся, для развития духовно нравственных качеств ребят?
Это классные часы: «Мои интересы, мои увлечения», «Мой дом - моя семья», «Милосердие в наши дни», «, «Народные праздники» , «Памятные даты моей семьи», «Будьте добрыми и человечными», «Уроки доброты», «Профессии милосердия и добра», «Фольклорные традиции и праздники россиян», «Город помнит своих освободителей», «Спорт в моей жизни».
Практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Мои добрые дела», «Можно, нельзя, нужно».
Беседы: «Спешите делать добро», «Кому легче жить культурному или некультурному человеку?», «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Роль книги в жизни человека», «Еще раз о товариществе и дружбе», «Военная летопись моей семьи», «Вредные привычки. Как от нихизбавиться?», «Национальные традиции в моей семье», «В дружбе - сила», «Моя «малая родина», «Памятные даты моей страны», «Люди, на которых хотим быть похожими», «Профессии милосердия и добра».
Акции: «Подарок городу», «Посылка солдату».
В 9 классе я провела Литературную гостиную на тему «Строки, пробитые пулей» посвященное М.Кульчицкому. Целью гостиной является воспитание умения соотнести идейно-нравственные и эстетические ценности лирического произведения со своим личным опытом, выявить патриотическое воспитание школьников и чувства сопереживания. Детям заранее были розданы стихи которые они должны были выучить.В начале нашей гостиной ученики прошли тест на выявления патриотизма. Он показал , что 40% опрошенных набрали от 29 до 33 балов, это значит, что Родина занимает в их думах о будущем последнее место и что чувство патриотизма им не ведомо. А остальные 60% набрали от 34 до 64 баллов, любовь к Родине занимает в их жизненных планах не последнее место. Однако им свойственны и чувства посильнее, чем патриотизм. Но помните: «На чужой стороне Родина мыслей вдвойне».
Ход литературной гостиной.
Мы зажгли свечу(для создания нужной нам атмосферы), которая стала символом вечного огня, вечной памяти тех, кого мы не помним сами и научим помнить своих детей и внуков. И я начинаю рассказывать про русского поэта,Игоря Губермана у которого есть такие строки:
Любую можно кашу моровую
Затеять с молодежью горлопанской,
Которая Вторую мировую
Уже немного путает с Троянской.
Нам ,взрослым, детям и внуков тех, кто защищал нашу Родину в 1941-1945 гг., хочется быть уверенным , что и в вашей памяти, и в памяти ваших детей и внуков эта война останется вечной и живой раной.
Когда умирает человек, во всем мире убивается тепло. Когда уходит из жизни много людей-милионы, как это было в Великой Отечественной войне, становится очень холодно. Может быть, поэтому зимы 41-45-го были очень суровыми, по-настоящему лютыми… Но когда мы вспоминаем о погибших в ту страшную войну, принимаем боль и беду тех лет в свое сердце, мы совершаем единственно возможную для человека попытку сохранить это тепло в мире..
В Волгограде, на Мамаевом кургане, в Пантеоне Славы, среди имен тех, кто отстаивал Сталинград в самые страшные месяцы прошедшей войны, есть и имя нашего земляка- Михаила Кульчицкого. Он относился к счастливому и трагическому поколению мечтателей и поэтов. Их имена могли стать гордостью русской литературы. Помешала война… Им, едва минуло двадцать, когда раздались ее залпы. Со школьных скамеек, из институтских аудиторий шагнули они в окопы, и в бессмертие. Всеволод Багрицкий, Николай Майоров… Михаил Кульчицкий. Сегодня мы поговорим о нем…
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете ,как миф,
О людях, что ушли , не долюбив ,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой , не вечные исканья
Крутых путей в последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
Так писал в 1940 году Николай Майоров, как бы предсказывая судьбу себе и своим ровесникам- тем,кому война не даст выявить полностью свои творческие возможности.
Как часто понимание значимости каких то явллений приходит позже. Например, у Кульчицкого в школе было прозвище «куля». Какое прозаичное пророчество! Жизнь поэта оборвала пуля (по-украински «куля») под Сталинградом, а имя Кульчицкого загоревшись в русской поэзии 30-х годов, так и осталось в ней яркой светящейся точкой.
Друг заветный! Нас не разлучили
Ни года, идущие на ощупь,
И ни расстояния-пучины
Рощ и рек, в которых снятся рощи.
Помнишь доску нашей черной парты -
Вся в рубцах, и надписях, и знаках,
Помнишь, как всегда мы ждали марта,
Как на перемене жадный запах
Мы в окно вдыхали. Крыши грелись,
Снег дымил, с землей смешавшись теплой,
Помнишь - наши мысли запотели
Пальцами чернильными на стеклах.
Помнишь столб железный в шуме улиц,
Вечер... огоньки автомобилей...
Мы мечтали, как нам улыбнулись,
Только никогда мы не любили...
Мы - мечтали. Про глаза-озера.
Неповторные мальчишеские бредни.
Мы последние с тобою фантазеры
До тоски, до берега, до смерти.
Еще учась в школе, Кульчицкий серьезно готовился «работать в поэзи». Он часто просиживал в библиотеке Короленко. Наверное, в ее собраниях нет ни одного сборника поэтов начала века, которого бы не косалась рука Кульчицкого.
В ноябре 1939 года Михаил Кульчицкий заносит в свою записную книжку:
Это записи человека , который профессионально относился к своему делу. Товарищ Кульчицкого по Харьковскому университету, литературов М.В Черняков вспоминал: «Когда в комнату входил Кульчицкий, казалось, будто открывали форточку: атмосфера сразу свежела. В нем было ощущение пружины, заведенной надолго, - может быть, на 100 лет, на 200».