Роль оценки на уроке иностранного (немецкого) языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Подобная ситуация нуждается в выработке и реализации качественно новой, личностно и развивающе-ориентированной целостной парадигмы начального образования, имеющей целями:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
формирование у младших школьников желания и умения учиться;
развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Содержание работы

Введение
1.1 Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
1.2 Виды контроля результатов обучения
1.3 Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
1.3.1 Требования к оцениванию
1.3.2 Характеристика цифровой и словесной оценок
1.4 Причины необъективности педагогической оценки
1.5 Школьный балл - проблемы и решения
1.6 Ученые о роли и назначении оценки и отметки в школьном обучении
1.7 Школьная адаптация
1.8 Оценка на уроке иностранного языка
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по методике №1.doc роль оценки.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Именно оценка дает ребенку понимание того, что он уже достиг, чем овладел, а что  получается у него еще недостаточно хорошо, над чем еще надо работать, чему научиться. Безотметочное обучение в школе предъявляет высокие требования к способности учителя дать развернутую содержательную оценку работе каждого ученика. Практика показывает, что этому умению должны обучаться даже опытные педагоги, вырабатывая у себя установку на видение индивидуальных возможностей и способностей детей. Оценка как необходимый компонент самостоятельной учебной деятельности формируется у ребенка постепенно, в процессе усвоения образцов учебных действий и последовательного перехода действия оценивания от учителя к учащимся. Формирование у младших школьников оценки, умения анализировать содержание собственных действий и их основания с точки зрения их соответствия требуемому результату (наряду с контролем) являются важным условием развития рефлексии.

Справедливое же оценивание, оценивание, нацеленное на поощрение деятельности учеников, на подкрепление их мотивов, в комплексе  с учетом особенностей развития первоклашек  и их восприятием отметок, видится  крайне важным именно в начальной школе.

Оценка действий учащегося и есть подкрепление.

 

ВЫВОДЫ

 

Оценка  в обучении не появилась сразу, поэтому  мы можем с уверенностью сказать, что она явилась логическим результатом  обученияи без нее не обойтись. Лучшего способа контроля и всестороннего влияния на учащегося пока нет, о чем говорит весь существующий педагогический опыт.

Оценка незаменима по своей сути. Однако, нередко оценка выносится не объективно, а, скорее субъективно, что признается большинством учителей.

И дело даже не в  том, что учителя не могут оценить знания объективно, просто оценка, как средство характеристики деятельности ученика многопланова и ставится не только на основании знаний учащегося, но, на данный момент, включает в себя даже те функции, которых, казалось бы исполнять не должна – оценка как показатель старания и дисциплины, трудолюбия и ответственности – даже такие функциональные нагрузки, порой несет школьная оценка. Неудивительно, что многие из учеников и учителей, видя всю «тонкость» данного явления, принимают субъективизм, и несправедливость оценивания как данность.

Однако, этот субъективизм в оценивании может быть принят и  понят человеком взрослым или  взрослеющим.

Но что  же, в таком случае, делать с теми, кто пришел в школу, чтобы получать одни «пятерки», с теми, для кого ничего важнее оценки нет, кто в школу за ними, как на работу ходит, осознавая всю ответственность слова «школьник»?

Как уберечь  первоклашек, младших школьников от ненужных волнений по поводу несправедливого  оценивания? Как рассказать им, что  главное – не оценка, а знания, – та формула, которой всех нас  так часто успокаивали родители?!

Есть  такой выход, говорят современные  психологи и правительство в  своем законе от 2000 года говорит  о внедрении безотметочного обучения в первом классе. С трудом, но пошло, а вскоре очень понравилось!

Тем временем ученик взрослеет и много что влияет на его бурную деятельность. Перейдя во второй класс, он видит перед собой оценку, такую желанную, но до сих пор неизвестную… За что же она ставится и о чем говорит? На что она, в идеальном варианте, должна сподвигать учеников?

Оценка  как стимул дальнейшей деятельности, как мотив развиваться и взрослеть, а не как наказание или штраф.

Оценка  как элемент воспитания и благодарность  за проделанную работу, а не простая  формальность.

Не та оценка, которая разделит класс на успевающих и отстающих, но та, которая покажет взаимосвязь деятельности каждого в классе с оценкой полученной товарищем, которая даст понять сопричастность каждого к объективной оценке труда товарища.

Все эти  пункты являются важными для всего  процесса обучения в начальной школе, однако еще более важными они представляются в обучении такому предмету как иностранный язык.

Именно  воспитательная функция оценки, которая  покажет сформированость самоконтроля и сформирует положительные мотивы обучения;

функция управления, выраженная преодолении заниженной самооценки и раскрепощению на уроке иностранного языка, снижая уровень тревожности;

стимулирующая, говорящая: «ты на верном пути»;

эмоциональная функция оценки, которая может  вдохновить или «обескрылить», создавая ситуацию успеха и радости или наооборот, являются залогом взаимовыгодного общения обеих сторон процесса обучения, и, на наш взгляд, являются главными в процессе оценивания младших школьников на уроке иностранного языка.

Список  использованной литературы

 

Педагогическая  энциклопедия – М., 1964.

Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.

Амонашвили  Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980.

Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. - М., 1980. - Т. 2.

Эльконин  Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в  детском возрасте. -М„ 1968.

Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние  и проблемы исследования//Вопросы  психологии. - 1991. -№ 6.

Цукерман  Г.А. Контроль и оценка как учебные

Роль оценки на уроке иностранного (немецкого) языка в начальной школе

действия  ребенка – М.: АПК и ПРО, 2004.

Амонашвили  Ш.А. Воспитательная и образовательная  функция оценки учения школьников. - М., 1984.

Матюхина  М.В. Мотивация учения младших школьников. - М, 1984.

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. – М., 2002.

Богуславский  М.Ю. Школьный балл: Проблемы и решения//Педагогический вестник.- 2008. -№3

А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова Учебная деятельность: введение в систему

Д.Б. Эльконина  В.В. – Давыдова М., 2004.

Б.Г. Ананьев  Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. М. 1980.

В.А. Сухомлинский О воспитании. М., 1975.

Ш.А. Амоношвили Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984, № 4

Л.М. Фридман, К.Н. Волков Психологическая наука  – учителю. М., 1985.

Массен  П. и др. Развитие личности ребенка. - М., 1987.

Г.С. Коротаева  О школьной адаптации//Педагогический вестник – 2004 № 7

Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978

Миньяр-Белоручев  Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам//Иностранный  язык в школе. М.,1984.№6

Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.,1974

 

Контроль и  оценка результатов обучения в начальной  школе

Реферат:

 

1. СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Проверка  и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя  и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности к систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль  и оценка в начальной школе  имеют несколько функций.

Социальная  функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного  возраста. Образованность в данном случае используется как широкое  понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном (стандартам), а опенка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективе, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.

Образовательная функция определяет результат сравнения  ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны  ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная  функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают  у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется  в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку: но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная  функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности ("что я делаю не так...", "что нужно сделать, чтобы...") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

2. ВИДЫ  КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно, говорить о сформированности умений и навыков, учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки соей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право  на ошибку, на пробный, совместный с  учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений./ объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Тематический  контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

1) ученику  предоставляется дополнительное  время для подготовки и 
обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить по 
лученную ранее отметку;

при выставлении  окончательной отметки учитель  не ориентируется на 
средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более 
объективным;

возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый  контроль проводится как оценка результатов  обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Информация о работе Роль оценки на уроке иностранного (немецкого) языка в начальной школе