Роль педагога в дополнительном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Система учреждений дополнительного образования имеет богатую историю, свой непростой и противоречивый путь возникновения и развития. Решая вместе со школами образовательные задачи, система дополнительного образования сложилась и функционировала как самостоятельная и эффективная подсистема российского образования. Длительное развитие данной системы привело к становлению уникальной среды в учреждениях дополнительного образования - среды познания и творчества, среды, ориентирующей воспитанника в мире человеческих ценностей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения роли педагога в системе дополнительного образование.
1.1. Исторический вопрос развития системы дополнительного образования в России 6
1.2. Методологические основы деятельности педагога дополнительного образования 21
1.3. Специфика деятельности педагога дополнительного образования 28
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по изучению
деятельности педагога дополнительного образования 49
2.1. Портрет современного педагога дополнительного образования.
Заключение 58
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

                           

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Н. К. КАЛУГИНА»

г. Орска

 

 

 

 

 

 

Специальность  050710

«Педагогика дополнительного образования»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Роль педагога в дополнительном образовании»

 

 

 

 

Выполнила: Лопина Екатерина

Проверила: Самойлова Т. В.

 

 

Оренбург, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

Система учреждений дополнительного образования имеет богатую историю, свой непростой и противоречивый путь возникновения и развития. Решая вместе со школами образовательные задачи, система дополнительного образования сложилась и функционировала как самостоятельная и эффективная подсистема российского образования. Длительное развитие данной системы привело к становлению уникальной среды в учреждениях дополнительного образования - среды познания и творчества, среды, ориентирующей воспитанника в мире человеческих ценностей.

Традиционно сложившиеся в среде учреждений дополнительного образования ориентации на личностное развитие и инновационные процессы, связанные с поиском решения новых задач, обусловлены потребностью в обозначении подходов к формированию образовательной среды как к развивающейся личности и роли педагога в этой среде.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что функции педагога любой образовательной системы, педагогические цели образования и управленческие задачи, меняются с развитием общества и самой системы образования.

Дополнительное образование детей в России, призванное удовлетворять актуальные потребности. И интересы растущего человека, содействовать его личностному развитию и жизненному самоопределению, осуществлялось и осуществляется посредством определенной роли педагога в этой системе.

Специалист в области дополнительного образования детей кроме специфики своего вида деятельности должен ориентироваться в вопросах общей педагогики, понимать соотношение задач различных типов и видов образовательных учреждений, видеть взаимосвязь дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.

Цель дополнительного образования детей - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных услуг в интересах личности, общества, государства.

Постановка этой цели определяется потребностью ребенка, его родителей, семьи. Поэтому конкретные практические цели дополнительного образования детей многообразны, подвижны, изменчивы во времени, зависимы от условий и обстоятельств.

Объект исследования: учреждения дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогический процесс в системе дополнительного образования.

Цель исследования: теоретически изучить и обосновать роль педагога в системе дополнительного образования.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  • провести анализ научной литературы области становления и развития системы дополнительного образования в России;
  • выявить основные функции педагога дополнительного образования;
  • составить портрет современного педагога дополнительного образования; 
  • Глава 1. Теоретические аспекты изучения роли педагога в системе дополнительного образования.
  • 1.1. Исторические вопросы развития системы дополнительного образования в России
  • Весьма своеобразны корни развития дополнительного образования в России. Известно, что в России в 1635 г. действовала Киевская коллегия, а в 1687 г. открылась Московская славяно-греколатинская академия. Только с правлением Петра 1 в России значительно активизировалась общественная жизнь. Не дожидаясь, пока современники «дозреют» до добровольных объединений, Петр1 обязал постановлением (04.XI.1696) всех владельцев крестьян, имеющих не менее ста дворов, создавать «кумпанства» для строительства кораблей. Под давлением Петра1 в начале 1700 годов в Петербурге создан яхт-клуб «Невское пароходство», Петр1 приглашает деятелей европейских академий для организации российских учебных заведений. В новой столице открывается Морской кадетский корпус (1700), в Москве - Морская школа математических и навигацких наук (1702).
  • В 1705 г. А. К. Нартов предложил создать Академию разных художеств. Проект включал организацию подготовки детей разных сословий к практической работе при Академии. Предлагалось создать несколько классов: живописного мастерства, скульптурного, столярного, плотничного, архитектурного и др. Все эти действия создавали прочную базу не только для системы общего, но и дополнительного образования.
  • В Петербурге создается Морская академия (1715), Инженерная школа (1719), Артиллерийская школа (1729). Наконе
  •  

«высочайшим повелением», создается Российская академия наук (1724), затем Кунсткамера (1728) - (Кунсткамера стала первым в России государственным музеем).

Значение конца 17 века - первой четверти ХУ111 века в образовании очень велико. При правлении Петра 1 большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Нужно было многому учиться и учить других. Недаром Петр 1 носил перстень с надписью: «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». Он подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других. Приглашая на службу иностранных специалистов и ученых, не скупясь на жалованье им, Петр прежде всего преследовал цель обучения русских людей.

При Екатерине 1 в 1725 г. в Москве открыли Российскую академию наук. Академия наук стала первым научным центром Российского государства. Своими трудами она довольно быстро завоевала признания в других странах.

Первоначально Петербургская Академия состояла из приглашенных иностранных ученых, главную задачу Академия усматривала в обследовании и изучении природы и населения Российской империи.

В годы Екатерины 11, настоятельная необходимость развития образования все более осознавалась в обществе. К знаниям тянулись лица из разных сословий. Дворяне предпочитали воспитывать своих детей в пансионах или приглашать домашних учителей. Екатерина 11 поддерживала меры по распространению школ в России. Стали разрабатываться различные проекты школьной реформы. Согласно уставу 1786 г., в губернских городах предусматривалось открытие главных училищ (4 классных), дающих общеобразовательную подготовку. Малые народные училища (2-в классные) учреждались в уездных городах. Были созданы учебные книги для новой сети училищ. Преподавателей готовила учительская семинария в Петербурге, а также гимназии (в Казани и других

городах). Выдвигалась и идея женского образования. При Смольном монастыре в Петербурге открыли - закрытые привилегированные учебно-воспитательные заведения, предназначенные для дочерей дворян. Первый институт был открыт в 1764 г. В 1965 г при институте было открыто мещанское отделение для девочек не дворянок. В институте воспитанницы находились с 6 до 18 лет. Задачами образования и воспитания в институте было не столько приобретение знаний, сколько поверхностное «светское» воспитание, сводившееся к знанию французского языка, хорошим манерам, пению, музыке, закону божьему при очень умеренной дозе наук, т.е. то, что сейчас является сферой современного дополнительного образования. Девочкам из мещан знания давались в еще более сокращенном объеме утилитарными целями: их готовили к роли гувернанток для дворянских домов, экономок, ремесленниц. С переходом института с благородных девиц в Ведомство учреждений императрицы Марии (с конца 18в.) усилилось узкосословное, религиозное и монархическое направление в их деятельности.

            В первой половине 19в. Институты благородных девиц были открыты в Москве, Харькове, Одессе, Казани, Оренбурге, Киеве, Тифлисе, Иркутске, Астрахани, Керчи, Нижнем Новгороде, Новочеркасске, Тамбове, Саратове, Белостоке.

           Позже, царское правительство вынуждено было преобразовывать ряд Институтов благородных девиц в полуоткрытые учебные заведения. Под влиянием революции 1905 г. учебные программы институтов были несколько изменены и приравнены к программам Мариинских женских гимназий. Однако внутренний распорядок жизни не был изменен, воспитанницы не получали достаточных знаний, не были подготовлены к труду и были ликвидированы после Великой Октябрьской социалистической революции.

Большим событием культурной жизни России стало открытие в 1755 г. первого русского университета. Инициатором создания Московского университета был М. В. Ломоносов. Его заветная мечта состояла в том, чтобы университетское образование могли получать не только дворяне и чиновники. При университете открыли две гимназии: одну - для дворян, другую - для юношей из не крепостных сословий.

После смерти Петра 1 потребовалось 41 год, чтобы исполнить одну из уставных задач Российской академии - организовать деятельность разнообразных объединений граждан. В 1765 г., наконец, было создано Вольное экономическое общество (ВЭО). ВЭО положило начало росту числа разнообразных объединений российских граждан.

           С 1806 г., уже при правлении Александра!, в Москве выходит «Журнал полезных изобретений в искусствах и ремеслах и новейших открытий в естественных науках»,

             В 1810 г., по инициативе военного инженера А. Бетанкура, в России был создан институт инженеров путей сообщения. Позднее были открыты архитектурное училище (1830) и училище гражданских инженеров.

Ростками дополнительного образования в России явилось создание в 1811 г., в Петербурге Царскосельского Лицея. В России идею создать Лицей, как высшее учебное заведение для всех .сословий, предложил М. М. Сперанский.

Лицей был закрытым учебным заведением, где обучение велось 6 лет, воспитанников даже на каникулах не отпускали Домой. Девизом Лицея было - «Для общей пользы». Программа в основном была гуманитарная, преподавались науки нравственные, политические, юридические, словесность, «изящные искусства». Но Лицей учил и физике, математике, гимнастике, танцам, музыке - всему, что должно было сделать его воспитанников широко образованными людьми.

       Нарастание интереса к общественной жизни приводило к росту числа разнообразных объединений российских граждан. Наиболее известным аристократическим клубом в России был созданный в Петербурге Английский клуб, куда входили М. А. Милорадович, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин и еще около 50 блистательных и именитых граждан. И тем не менее в Уставе клуба было записано: «... никакие разговоры в предосуждение веры, правительства или начальства в нем терпимы быть не могут.»

        Поэтому, наверное, в России долгое время больше были распространены не публичные, шумные клубы и общества, а тихие домашние кружки. Из таких кружков и вырастали широко известные объединения просвещенных российских граждан. Домашний кружок Н. Н. Зинина, А. А. Воскресенского, Д. И. Менделеева, собиравшийся на квартире профессора химии Петербургского университета П. И. Ильенкова, со временем перерос во Всероссийское химическое общество. Домашний кружок любителей математики собиравшийся на квартире Н. Д. Брашмана, профессора математики Московского университета, перерос в Московское математическое общество, издававшее «Математический сборник».

      Важным моментом в деятельности первых кружков российских граждан являлось и то, что узкие профессиональные интересы вдруг перерастали в обсуждение путей общественного переустройства. «Молодежь, бывало, посудит о профессорах, о немецких студентах с их дуэлями и шрамами на лицах, а когда речь обратится к нашим русским делам, пойдут горячие споры. А тут на столе А. И. Герцен, А. С. Пушкин; возьмет кто - нибудь и прочтет любимое место.»

         В 1859 г. русский писатель JI. Н Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, являвшуюся своеобразной педагогической лабораторией, где проверялись различные методы воспитания в процессе обучения. В 1861 - 1862 г. по инициативе JI. Н. Толстого в нескольких ближайших к Ясной Поляне селах были открыты начальные сельские школы. В 1862 г. Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна», в котором напечатал ряд статей по педагогике. Н. К. Крупская писала: «Можно различно оценивать общее мировоззрение Толстого, можно с ним соглашаться, но для всякого педагога, каких бы взглядов он ни держался, педагогические статьи JI. Н. Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мысли и духовного наслаждения». Основная задача школы состоит в том, чтобы ученики хорошо и охотно учились. Для этого необходимо, что бы то, чему его учат, было понятно и занимательно и соответствовало его развитию. Л. Н. Толстой разработал методику школьного рассказа и беседы, дав образцы использования живого слова в работе учителя. Исходя из идей свободного воспитания, он говорил, что школа должна заниматься только образованием, но не воспитанием. Впоследствии Толстой признал неправильность этого суждения, придя к мысли, что школа должна воспитывать. Такие педагогические проблемы, как изучение массового опыта учебно-воспитательной работы учителей, постановка школьно-педагогического эксперимента, разработка вопросов педагогики опытным путем, экспериментальная проверка учебников в школе, активное вовлечение учащихся в педагогический процесс вошли в золотой фонд классической русской педагогике.

25 мая 1882 г. государственный  совет России утвердил положение  об училищах и подразделял  их на два разряда:

             •специальные - по различным отраслям производства, имеющие мастерские;

             •общеобразовательные - с курсом элементарного технического обучения.

 Своеобразным явлением российской жизни было устройство народных чтений. Согласно высочайше утвержденным «Правилам об устройстве народных чтений в губернских городах» (24.12. 1876).

г) в ряде городов России в больших помещениях и при значительном стечении народа проводятся чтения.

Известия о времени проведения народных чтений давали местные газеты. Чтения сопровождались показом световых картин, демонстрацией опытов с использованием волшебного фонаря. Перед началом, в перерывах и по окончании чтений выступают местные оркестры, церковный хор или хор местных школ исполняют русские песни. Организаторы чтений даже устанавливали плату за вход (3 - 5 - 10 - 20 копеек) и тем не менее помещения, где проходили чтения, всегда были переполнены желающими принять в них участие.

Информация о работе Роль педагога в дополнительном образовании