Роль педагога в дополнительном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Система учреждений дополнительного образования имеет богатую историю, свой непростой и противоречивый путь возникновения и развития. Решая вместе со школами образовательные задачи, система дополнительного образования сложилась и функционировала как самостоятельная и эффективная подсистема российского образования. Длительное развитие данной системы привело к становлению уникальной среды в учреждениях дополнительного образования - среды познания и творчества, среды, ориентирующей воспитанника в мире человеческих ценностей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения роли педагога в системе дополнительного образование.
1.1. Исторический вопрос развития системы дополнительного образования в России 6
1.2. Методологические основы деятельности педагога дополнительного образования 21
1.3. Специфика деятельности педагога дополнительного образования 28
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по изучению
деятельности педагога дополнительного образования 49
2.1. Портрет современного педагога дополнительного образования.
Заключение 58
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

-интеграция, универсализация, интенсификация разнообразных форм

дополнительного образования, кооперация образования, науки и производства;

-комплексное научно- методическое  обеспечение процесса дополнительного  образования;

В. А. Горский в своем исследовании выявил тенденции, характерные Для системы дополнительного образования:

-непрерывность и поступательность  образовательного процесса, который  выражается как неразрывность  и последовательность его звеньев, начиная от

-социального самоопределения  и до последующего профессионального самоопределения молодых людей;

-интегративность процесса, реализуемый в достижении единства  его

-социальных, педагогических  и технологических характеристик, единых подходов к целеполаганию  и другим показателям на различных  этапах его осуществления;

-преемственность содержания, форм и методов дополнительного  образования, которая достигается  путем рассмотрения прямых и  обратных связей дополнительного  и профессионального образования  с предыдущими и последующими  педагогическими процессами. (5, 18)

В современном аспекте, дополнительное образование является не только своеобразным образовательным пространством, на котором реализуются разнообразные образовательные проекты и программы, но и своеобразным инструментом социальной политики.

На этом акцентируют внимание многие исследователи, подчеркивая, что развитие государственно - общественной системы дополнительного образования в России и в других развитых странах все более становится своеобразным отражением социальной политики.

Американские исследователи А. Пинкус и А. Манахан в определении понятия «дополнительное образование как социальная работа» выделяют следующие ее цели:

-совершенствовать способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться со своими трудностями;

-помогать людям в решении  проблем их образования при  помощи к официальным и неофициальным  лицам, в учреждения и организации;

-способность повышения эффективности дополнительного образования;

-оказать помощь в развитии  и совершенствовании социальной политики государства. ,

В публикациях российских авторов, посвященных рассмотрению "Роблем дополнительного образования, имеет место различные трактовки

понятий «цель» и «задачи» дополнительного образования. Эти утверждения отражают многообразие и единство понятия «дополнительного образования», которое объективно идентифицирует определенный исторический этап социально - экономического развития государственных и общественных объединений, организаций и образовательных учреждений.

Смена понятий, как правило, ведет к смене ее модели. Эту закономерность можно наблюдать как в отечественной, так и в мировой практике.

В связи с этим можно предположить, что содержание понятие «дополнительное образование детей» также будет изменяться, поскольку процесс движется от одних состояний, целей, задач и проблем к другим, и его сегодняшняя форма (модель) не является завершенной, конечной. В силу этого обстоятельства нет и не может быть единого и не изменяющегося во времени определения «дополнительного образования».

Профессиональная деятельность педагога в сфере дополнительного образования представляет собой интегральное целостное основание, включающее следующие блоки — цель, действие, мотивация, отношение, коммуникации. (6,27)

Цели деятельности в сфере дополнительного образования имеет объективный и субъективный характер. Процесс достижения целей профессиональной деятельности в сфере направлен на выработку такого поведения индивида (группы), которое проявляло бы результаты продуктивной активности личности. Как объект социального действия индивид испытывает влияние общественного окружения (среды), занимая ту или иную активную или пассивную позицию. Это проявляется во внешней детерминированности его поведения (отказ от принятых решений, неуверенность, покорность, неумение найти оптимальный вариант выхода из той или иной ситуации). Выступая как субъект действия, личность становится в активную позицию и стремится к более полной реализации своей субъективности.

Для понимания сущности действия педагога дополнительного образования, целесообразно начинать с определения целей: чем определяется цели в конкретной практической (педагогической) ситуации в данное время, и как эти цели (а затем и действия) меняются. Затем, в действие включается задача, которая может быть решена педагогом, при этом возможно планирование действий (выдвинутой задачи) с обучающимися, их родителями и привлечение их собственных ресурсов и возможностей. (6, 13)

Действие помимо целей и задач включает операционно - практические акты с использованием современных образовательных и информационных технологий. И завершается действие анализом результативности.

Система доминирующих мотивов, побуждающих к действию, получила название направленности личности. Объединение мотива и способа его реализации проявляется в альтруистической, деловой или личностной направленности. Мотивационным основанием при оказании тех или иных педагогических услуг можно считать то, что субъект (педагог) руководствуется отношением к другому субъекту (обучающемуся) как к ценности.

Мотивация выражает себя и в таком компоненте личности, как отношения. Стиль поведения педагога, обусловленный совокупностью его личностных и профессиональных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему осуществляемых им отношений.

Формирование отношений педагога дополнительного образования с обучающимися, их родителями и с коллегами по работе обусловлено профессиональными целями. В деятельности педагога дополнительного образования отношения формируются ради достижения определенных образовательных целей и результатов.

В профессиональных отношениях, педагог дополнительного образования на первое место ставит не столько собственные интересы, но и потребности, интересы и ожидания других людей (детей, родителей, администрации учреждения).

Педагог дополнительного образования строит отношения на базе объективности и сознания своей ответственности, что позволяет ему отвлечься

 

1.3. Специфика деятельности педагога дополнительного образования.

Специфика деятельности педагога дополнительного образования проявляется в формировании отношений с обучающими, их родителями. В деятельности педагога дополнительного образования отношения формируются ради достижения определенных образовательных целей и результатов.

В профессиональных отношениях, педагог дополнительного образования на первое место ставит не столько собственные интересы, сколько потребности, интересы и ожидания других людей. Он строит отношения на базе объективности и осознания своей ответственности, что позволяет ему отвлечься от собственных эмоциональных состояний для того, чтобы почувствовать потребности, заботы и трудности обучающихся.

Специфику деятельности педагога дополнительного образования определяют и профессионально - значимые качества.

Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности, являются личностные качества педагога. Все личные качества педагога дополнительного образования имеют профессиональную значимость.

Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога, предпринимаются попытки выделения наиболее существенных с точки зрения эффективности педагогической деятельности. В качестве одного из вариантов классификации профессионально - значимых личностных качеств педагога дополнительного образования мы обратили внимание на исследования Ивановой Т.П., Николаевой B.C., Симонова В. П. (24, 135). К достоинствам данной разработки следует отнести то, что она не просто содержит перечень профессионально - значимых личностных качеств, но и позволяет их диагностировать на трех уровнях.

Оптимальные

характеристики

качества

личности

Допустимые

характеристики

качества

личности

Критические

Характеристики

1.1.

Сильный уравновешенный тип нервной системы

Сильный

неуравновешенный тип нервной системы

Слабый инертный тип нервной системы

1.2.

Тенденция к лидерству

Властность

Деспотизм

1.3.

Уверенность в себе

Самоуверенность

Самовлюблен

Ность

1.4.

Требовательность

Непримиримость

Жестокость

1.5.

Добросердечие и отзывчивость

Недостаточная

самостоятельность

Чрезмерный

Комформизм

1.6.

Гипертимость

Педантичность

Возбудимость,

экзальтирован

ность.

2. Педагог дополнительного образования  в структуре межличностных отношений

2.1.

1

Преобладание демократического стиля общения с учащимися и

Преобладание авторитарного стиля общения

Преобладание

Либерального стиля общения


 

 

коллегами

   

2.2.

Незначительные конфликты только по принципиальным вопросам

Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами

Постоянная конфликтность по большинству вопросов

2.3.

Нормальная

самооценка

Заниженная

самооценка

Завышенная

Самооценка

2.4.

Стремление к сотрудничеству с коллегами

Стремление к соперничеству с коллегами

Постоянные приспособления и компромиссы

2.5.

Уровень

изоляции в коллективе равен нулю

Уровень изоляции в коллективе в пределах 10%

Уровень изоляции в коллективе более 10%

3. Профессиональные черты личности педагога дополнительного образования

3.1.

Широкая

эрудиция и свободное изложение материала

Знание только своего предмета

Работа только по конспекту

3.2.

Умение

учитывать

психологические

возможности

учащихся

Знание возрастной и педагогической психологии

Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии

3.3.

Темп речи 120- 130 слов в минуту, четкая

Темп речи 120 слов в минуту

Темп речи выше 150 слов в минуту,


 

 

дикция, общая грамотность

 

неразборчивость

речи

3.4.

Элегантный внешний вид, выразительные мимика и жесты

Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов

Неряшливый

внешний вид,

чрезмерная

жестикуляция,

неадекватная

мимика

3.5.

Обращение к участникам по имени

Обращение к участникам по фамилиям

Постоянное безадресное обращение к учащимся

3.6.

Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость

Чуть замедленная реакция и находчивость

Отсутствие находчивости и умения адекватно реагировать на ситуацию


 

Профессионально-значимые качества личности учителя как характеристики интеллектуальной и эмоционально - волевой сторон личности, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. На наш взгляд, правомерным является выделение доминантных, периферийных, негативных и профессионально недопустимых качеств.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие ее успешности.

Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально-недопустимые ведут к непрофессиональной непригодности учителя.

Доминантные качества:

1. Социальная активность - готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально - педагогической деятельности.

2. Целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.

3. Уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

4. Желание работать со школьниками - получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно - воспитательного процесса.

5. Способность не терять в экстремальных ситуациях - умение оперативно принимать оптимальные педагогические решение и действовать в соответствии с ними.

6.Обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса.

7.Честность - искренность в общении, добросовестность в Деятельности.

8. Справедливость - способность действовать беспристрастно.

9. Современность - осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

10. Гуманность - стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.

11. Эрудиция - широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.

12.Педагогический такт - соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально - психологических особенностей.

13. Толерантность - терпимость в работе с детьми.

14. Педагогический оптимизм - вера в ученика и его способности.

Периферийные качества:

1. Доброжелательность.

2. Приветливость.

3. Чувство юмора.

4. Артистичность.

5. Мудрость - наличие жизненного опыта.

6. Внешняя привлекательность.

Негативные качества:

1 .Пристрастность - выделение  из среды учащихся «любимчиков»  и «постылых», публичное выражение  симпатий и антипатий по отношению  к воспитанникам.

Информация о работе Роль педагога в дополнительном образовании