Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 05:29, курсовая работа
Цель исследования - изучить роль преподавателя психологии в учебно-воспитательном процессе
Гипотеза исследования: преподаватель психологии является ключевым звеном в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Проанализировать различные подходы к определению обучения
- Раскрыть понятие учебно-воспитательного процесса
ВВЕДЕНИЕ
Профессия учителя, педагога, как и профессия врача, - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. Педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизация в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью школы – учителя.
В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога) остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.
Разработкой новых подходов к организации процесса обучения занимались многие ученые и педагоги. Ф.Б. Скиннер в 1954 году выдвинул программированный метод обучения. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов – личностно-ориентированный подход. Л.В. Занков, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская – разработка подходов развивающего обучения. Коммуникативный подход организации процесса обучения впервые предложен Зимней И.А., затем получил развитие в работах И.Л.Бим. Лебедев О.Е. - компетентностный подход.
Современный подход к организации процесса обучения, представлен в работах М.М. Поташкина, С.Д. Полякова, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой, И.П. Подласого, В.В. Кумарина, Т. Лысенко, А.С. Макаренко, А.И. Пискунова и многих других отечественных педагогов. Проблема изучения личности, функций и роли преподавателя в учебно-воспитательном процессе изучена в трудах Н.С. Пряжникова, И.А. Зимней., А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой, В.Н. Карандашева, Л.П. Якубовского и других. Но не смотря на многочисленные исследования в этой области, вопросы взаимодействия ученика и учителя остаются открытыми. В связи с этим становится весьма актуальной тема исследования - «Роль преподавателя психологии в учебно-воспитательном процессе»
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс
Предмет исследования – роль преподавателя психологии в учебно-воспитательном процессе
Цель исследования - изучить роль преподавателя психологии в учебно-воспитательном процессе
Гипотеза исследования: преподаватель психологии является ключевым звеном в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Проанализировать различные подходы к определению обучения
- Раскрыть понятие учебно-воспитательного процесса
- Выявить и описать основные роли преподавателя психологии в учебно-воспитательном процессе
Метод исследования - анализ литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
1.1 Подходы к определению процесса обучения в научной литературе
В современной науке обучение
характеризуется как вид
Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей» [12, с.156].
Бордовская Н.В. и Реан
А.А. дают такое определение: «Обучение
— это способ организации образовательного
процесса. Оно является самым надежным
путем получения
«Обучение» — это:
1) целенаправленный процесс
взаимодействия учителя и
2) планомерная и систематическая
работа учителя с учащимися,
основанная на осуществлении
и закреплении изменений в
их знаниях, установках, поведении
и в самой личности под
И.П. Подласый же считает, что обучение – это сложный процесс, и дать полное и всестороннее определение ему очень трудно. Он дает такое определение: «Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели» [17, с.294].
В подтверждение этих слов
можно привести определение данное
в педагогическом словаре Коджаспировой
Г.М. «Обучение – 1. Специально организованный,
целенаправленный и управляемый
процесс взаимодействия учителей и
учеников, направленный на усвоение знаний,
умений и навыков, формирование мировоззрения,
развитие умственных сил и потенциальных
возможностей обучаемых, выработка
и закрепление навыков
Процесс обучения - прежде всего процесс познания окружающего мира. Этот признак говорит о сходстве обучения с любыми видами и формами познавательной деятельности человека, о том, что процесс обучения основан на общих закономерностях познания человеком окружающего мира, теория познания диалектического материализма является методологической основой процесса обучения. Законы диалектики проявляются и в процессе обучения.
Обучение - специально организованная познавательная деятельность. Структура обучения существенно отличается от игровой, художественно-изобразительной, трудовой и других видов деятельности. Этот признак обучения имеет две особенности. Первая особенность в тех видах и формах познавательной деятельности, структура которых сложилась в результате закономерностей психики человека и его общественного развития. Вторая особенность в том, что человек видоизменяет сложившуюся познавательную деятельность, меняет ее структуру, механизмы. Специально организованная познавательная деятельность - учебная деятельность - имеет свои цели, задачи, содержание, принципы, методы и формы организации.
Обучение как специально
организованная деятельность ускоряет
темпы индивидуального
Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения[14, с.112].
Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.
В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда [9, с. 12].
Дидактика — это отрасль
педагогики, направленная на изучение
и раскрытие теоретических
Выделяют общую и частную
(предметную методику обучения) дидактику.
Так сформировались методики обучения
для отдельных учебных
Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.
Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.
Преподавание - это деятельность учителя по:
- передаче информации;
- организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
- оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
- оценке учебных достижений учащихся.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Учение — это деятельность ученика по:
- освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
- самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;
- осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося[23, с.55].
Учебная деятельность включает в себя:
- овладение системами знаний и оперирование ими;
- овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;
- развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
- овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Эффективность обучения определяется
внутренними и внешними критериями.
В качестве внутренних критериев
используют успешность обучения и академическую
успеваемость, а также качество знаний
и степень наработанности умений
и навыков, уровень развития обучающегося,
уровень обученности и
Академическая успеваемость
обучающегося определяется как степень
совпадения реальных и запланированных
результатов учебной
Обучаемость — это приобретенная
учащимся (под влиянием обучения и
воспитания) внутренняя готовность к
различным психологическим
Одним из основных показателей
перспектив развития учащегося является
способность ученика к
В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:
- степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;
- темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
- уровень образованности или профессионального мастерства;
- готовность повысить образование.
В практике обучения сложилось
единство логик учебного процесса:
индуктивно-аналитической и
Таким образом, обучение представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся, носит двусторонний характер. Благодаря деятельности учителя обучение осуществляется на основе разработанных целей, содержания и программ и учение становится управляемым процессом, приводит к желаемым результатам.
Преподавание как деятельность
учителя не существует, если нет
учащихся. Учение как деятельность
учащихся не может выполнить задач
образования, если нет учителя, благодаря
которому ученик познает общественно-
Информация о работе Роль преподавателя психологии в учебно-образовательном процессе