Роль преподавателя психологии в учебно-образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 05:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить роль преподавателя психологии в учебно-воспитательном процессе
Гипотеза исследования: преподаватель психологии является ключевым звеном в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Проанализировать различные подходы к определению обучения
- Раскрыть понятие учебно-воспитательного процесса

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 55.12 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Профессия учителя, педагога, как и профессия врача, - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. Педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизация в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью школы – учителя.

В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает  несколько десятков тысяч, профессия  учителя (педагога) остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.

Разработкой новых подходов к организации процесса обучения занимались многие ученые и педагоги. Ф.Б. Скиннер в 1954 году выдвинул программированный  метод обучения. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов – личностно-ориентированный  подход. Л.В. Занков, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская – разработка подходов развивающего обучения. Коммуникативный  подход организации процесса обучения впервые предложен Зимней И.А., затем  получил развитие в работах И.Л.Бим. Лебедев О.Е. - компетентностный подход.

Современный подход к организации  процесса обучения, представлен в  работах М.М. Поташкина, С.Д. Полякова, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой, И.П. Подласого, В.В. Кумарина, Т. Лысенко, А.С. Макаренко, А.И. Пискунова и многих других отечественных  педагогов. Проблема изучения личности, функций и роли преподавателя в учебно-воспитательном процессе изучена в трудах Н.С. Пряжникова, И.А. Зимней., А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой, В.Н. Карандашева, Л.П. Якубовского и других. Но не смотря на многочисленные исследования в этой области, вопросы взаимодействия ученика и учителя остаются открытыми. В связи с этим становится весьма актуальной тема исследования -  «Роль преподавателя психологии в учебно-воспитательном процессе»

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс

Предмет исследования –  роль преподавателя психологии в  учебно-воспитательном процессе

Цель исследования - изучить роль преподавателя психологии в учебно-воспитательном процессе

Гипотеза исследования: преподаватель  психологии является ключевым звеном в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

- Проанализировать различные подходы к определению обучения

- Раскрыть понятие учебно-воспитательного процесса

- Выявить и описать  основные роли преподавателя психологии в учебно-воспитательном процессе

Метод исследования - анализ литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

 

 

1.1 Подходы к определению процесса обучения в научной литературе         

В современной науке обучение характеризуется как вид познавательной  деятельности человека. В.А. Сластенин  считает, что «Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное  развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические  качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом  отражения в сознании ребенка  реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический  процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками  знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей» [12, с.156].

Бордовская Н.В. и Реан А.А. дают такое определение: «Обучение  — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или  типа обучения заложена система: преподавание и учение» [2, с.108].

 «Обучение» — это:

1) целенаправленный процесс  взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется  образование человека;

2) планомерная и систематическая  работа учителя с учащимися,  основанная на осуществлении  и закреплении изменений в  их знаниях, установках, поведении  и в самой личности под влиянием  учения, овладения знаниями и  ценностями, а также собственной  практической деятельности»[13, с.106].

И.П. Подласый же считает, что  обучение – это сложный процесс, и дать полное и всестороннее определение  ему очень трудно. Он дает такое  определение: «Обучение – упорядоченное  взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели» [17, с.294].

В подтверждение этих слов можно привести определение данное в педагогическом словаре Коджаспировой  Г.М. «Обучение – 1. Специально организованный, целенаправленный и управляемый  процесс взаимодействия учителей и  учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных  возможностей обучаемых, выработка  и закрепление навыков самообразования  в соответствии с поставленными  целями; 2. Пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем  его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3. целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы  человека; 4. двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение)» [8, с.212].

Процесс обучения - прежде всего  процесс познания окружающего мира. Этот признак говорит о сходстве обучения с любыми видами и формами  познавательной деятельности человека, о том, что процесс обучения основан  на общих закономерностях познания человеком окружающего мира, теория познания диалектического материализма является методологической основой  процесса обучения. Законы диалектики проявляются и в процессе обучения.

Обучение - специально организованная познавательная деятельность. Структура  обучения существенно отличается от игровой, художественно-изобразительной, трудовой и других видов деятельности. Этот признак обучения имеет две  особенности. Первая особенность в тех видах и формах познавательной деятельности, структура которых сложилась в результате закономерностей психики человека и его общественного развития. Вторая особенность в том, что человек видоизменяет сложившуюся познавательную деятельность, меняет ее структуру, механизмы. Специально организованная  познавательная деятельность - учебная деятельность - имеет свои цели, задачи, содержание, принципы, методы и формы организации.

Обучение как специально организованная деятельность ускоряет темпы индивидуального развития, которые складываются на основе биологических, психологических, социальных и других закономерностей. Ребенок в процессе обучения познает окружающую действительность больше, глубже, разнообразнее, чем  за это же время вне процесса обучения.

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой  две особые, хотя и взаимосвязанные  формы деятельности учащегося и  учителя и отражают двойственный характер процесса обучения[14, с.112].

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких  приемов и способов организации  познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное  усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя  и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций  и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть  руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой  высокой активности и самостоятельности  учащихся всегда выступает организатором  их познавательной деятельности. В  его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов  и учебного труда [9, с. 12].

Дидактика — это отрасль  педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ  организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также  на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку).

Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.

Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем  получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание - это деятельность учителя по:

- передаче информации;

- организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

- оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

- оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого  ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность  учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию  как совместной, так и самостоятельной  деятельности.

Учение — это деятельность ученика по:

- освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

- самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

- осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося[23, с.55].

Учебная деятельность включает в себя:

- овладение системами знаний и оперирование ими;

- овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;

- развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

- овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев  используют успешность обучения и академическую  успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень  совпадения реальных и запланированных  результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит  отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность  руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость — это приобретенная  учащимся (под влиянием обучения и  воспитания) внутренняя готовность к  различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая  способность к усвоению знаний. Важнейшим  показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая  необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность  — это тезаурус, или запас усвоенных  понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и  навыков, соответствующая норме (заданному  в образовательном стандарте  ожидаемому результату) [21, с.124].

Одним из основных показателей  перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких  по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев  эффективности процесса обучения принимают:

- степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

- темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

- уровень образованности или профессионального мастерства;

- готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось  единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант  ориентирует на введение учителем научных  понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию 

Таким образом, обучение представляет собой  совместную деятельность учителя  и  учащихся, носит  двусторонний  характер. Благодаря деятельности учителя обучение осуществляется на основе разработанных целей, содержания и программ и учение становится управляемым процессом, приводит к желаемым результатам.

Преподавание как деятельность учителя не существует, если нет  учащихся. Учение как деятельность учащихся не может выполнить задач  образования, если нет учителя, благодаря  которому ученик познает общественно-исторический опыт человечества.

Информация о работе Роль преподавателя психологии в учебно-образовательном процессе