Роль преподавателя психологии в учебно-образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 05:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить роль преподавателя психологии в учебно-воспитательном процессе
Гипотеза исследования: преподаватель психологии является ключевым звеном в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Проанализировать различные подходы к определению обучения
- Раскрыть понятие учебно-воспитательного процесса

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 55.12 Кб (Скачать файл)

 

1.2  Понятие  процесса воспитания

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс  воспитания. Сущность, а также место  и роль этого процесса легче всего  обнаружить, рассматривая его в структуре  более общего процесса формирования личности.

В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются  сознательными намерениями, действуют  не стихийно, а по заранее намеченному  плану в соответствии с поставленными  задачами, и проявляется воспитание.

По мнению Сластёнина В.А. воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В современном понимании  процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Воспитательный процесс  имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая  его организация, при которой  цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством  при их достижении характеризуется  современный воспитательный процесс.

Таким образом, воспитание сегодня понимают как:

- передачу социального опыта и мировой культуры;

- воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);

- организацию образа жизни и деятельности воспитанника;

- воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

- создание условий для развития личности воспитанника, т. е. оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности. [20, с.23]

Результатом данного взаимодействия должна стать воспитанность человека. Воспитанность представлена, считает Е.И.Фокин, устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Ценностный мир личности – это содержание ее культуры, базой которой является нравственность. Над ней надстраиваются культура общения, эстетическая культура, культура быта, физическая культура и др.

В России всегда считалось, что главная жизненная ценность – это воспитанность. Не случайно, в образованном человеке, прежде всего, видели интеллигентность – синтез воспитанности и эрудиции. Однако в последние годы XX века российская школа, сделав ставку на обучение, разорвала  единство процессов воспитания и  обучения и как результат –  резкое падение нравов в обществе, кризис нравственных отношений. На сегодня  модернизация российского образования  предполагает восстановления целостности  процесса воспитания и обучения. Целью  воспитания является: формирование нравственности личности, становления ее активной жизненной позиции, формирование психологических  качеств в контексте гармонично и всесторонне развитой личности.

В научный обиход, в официальные  документы все более прочно входит понятие «пожизненное воспитание», которое включает необходимость  человека заниматься самовоспитанием, совершенствованием всю свою жизнь. Под самовоспитанием понимают систематическую  и сознательную деятельность человека, направленную на саморазвитие и формирование своей культурной базы.

В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс  воспитания - это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными  обществом. Уязвимость данного определения  мы легко обнаруживаем, сопоставляя  значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства[3, с.86].

Процесс воспитания - процесс  многофакторный, в нем проявляются  многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим  совокупным действием невообразимую  сложность данного процесса.

Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным  условиям, в которых личность живет  и формируется, помогает успешно  решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных  условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Процесс воспитания - процесс  комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов  воспитательного процесса, подчиненное  идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в  комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный  характер. Это не исключает, что в  какой-то момент приходится уделять  большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированное не соответствуют развитию других качеств.

Новикова Л.И. считает что комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. Воспитательному процессу присущи: значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты[24, с.35].

Процесс воспитания имеет  двусторонний характер. Его течение  необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и  от воспитанника к воспитателю.

Управление процессом  строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая  поступает от воспитанников. Чем  больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Таким образом, под содержанием воспитания мы понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания - формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

1.3 Сущность целостности  учебно-воспитательного процесса

Целостность объективно присуща  вещам и явлениям реального мира. Понятие целостности характеризует  явления, процессы, системы с точки  зрения наличия в них основных компонентов, обеспечивающих в единстве и взаимосвязи полноценное функционирование. Общество как сложная социальная система представляет собой органическую целостность, состоящую из множества  отдельных систем и подсистем: экономической, политической, культурной, нравственной, правовой, педагогической и многих других.

В каждой целостной системе  происходит бесконечное движение, преодоление  противоречий, перегруппировка взаимодействующих  сил, образование нового качества, возникновение  систем более высокого порядка. Педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую  жизнь. Она выстраивается с учетом возможно более полного воздействия  на личность ребенка и взаимодействия с ней.

Общая система учебно-воспитательной работы включает в себя функциональные, специального назначения педагогические подсистемы, направленные на решение  специфических воспитательных задач. Такими подсистемами, например, являются совокупность целенаправленных мероприятий  и видов деятельности по формированию трудолюбия, воспитанию патриотических и интернациональных чувств, эстетического вкуса, физической культуры, умственного развития. Важнейшим качеством научно организованной педагогической деятельности является целостность и системность, т. е. целесообразность, последовательность, интегративность, взаимодействие подсистем в рамках общей системы[17, с.214].

Сложность педагогического  процесса, неоднозначность его результатов, заключается в том, что ребенок  воспитывается целостно в целостном  жизненном потоке отношений, в то время как в организованной учебно-воспитательной работе внимание акцентируется на отдельных  специализированных подсистемах.

Преодоление функционализма и организация всего учебно-воспитательного  процесса как целостности достигаются  на основе концепции целостно-функционального  подхода к нему. В педагогической практике целостность образуется в результате тесной взаимосвязи и гармонического единства всех видов деятельности и воспитательных влияний.

Ядром целостности педагогического  процесса являются ведущие направления  воспитания. К ним относятся прежде всего гражданское, духовно-ценностное и нравственное воспитание, которые  объединяют вокруг себя все другие конкретные виды воспитательной деятельности в единый поток взаимодействия и  воздействия на детскую личность.

В каждом виде воспитания решаются не только прямые, но и косвенные  задачи умственного, нравственного, эстетического, патриотического, физкультурного и  других направлений педагогической деятельности[15, с.72].

В результате полноценного использования педагогического  потенциала отдельных конкретных педагогических подсистем, их взаимосвязи и взаимодействия между собой постепенно образуется целостный воспитательный процесс. Трудовое воспитание тесно переплетается  с гражданским, духовно-ценностным, умственным, эстетическим, нравственным. Физическое воспитание взаимодействует  с умственным, трудовым и эстетическим. Нравственное становится на твердую  почву трудовых отношений, глубокого понимания подлинной человеческой красоты. Воспитание становится одновременно функциональным и целостным.

Общая атмосфера целостной  организации детской жизни и  деятельности формирует у школьников такие системные Качества личности, как коллективизм, патриотизм, стремление к гуманистическим идеалам, социальная активность, единство слова и дела, уважительность и требовательность, инициативность и дисциплинированность. Все специфические виды направления  воспитания раскрывают свои всеобщие воспитательные возможности. Взаимодействуя между собой, дополняя и обогащая друг друга, они позволяют воспитательному  процессу достигнуть высокого уровня полноты и целостности, охватывать все стороны жизни детей.

Движущей силой развития и совершенствования целостного учебно-воспитательного процесса являются противоречия. Основное противоречие возникает между многообразием  жизненных взаимодействий ребенка  и невозможностью абсолютного охвата всей детской жизни педагогическими  влияниями. Постоянные изменения в  общественной жизни, возникновение новых (ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание раз и навсегда данной и неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности. В этом вечном и бесконечном процессе движения к возможно более полной, совершенной, всеохватывающей целостности, в невозможности ее достижения и заключается суть диалектики развития целостного процесса воспитания[11, с.112].

Другое противоречие постоянно  обнаруживается и воспроизводится  между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений, навыков  и возрастающими требованиями жизни. Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, духовно-ценностного, физического, нравственного, эстетического воспитания.

Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к  объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должны овладеть дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физкультурной, общественной и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, моральные, физические перегрузки. Это противоречие может разрешаться, за счет интеграции смежных учебных предметов, создания синтетических курсов, значительного сокращения воспитательных мероприятий с одновременным усилением внимания к нравственному анализу педагогом с детьми самой жизни, проблем, ситуаций и конфликтов, возникающих непосредственно в детской деятельности и отношениях: в учении, труде, игре, спорте, досуге, дружбе, повседневном общении.

Преодоление противоречий учебно-воспитательного  процесса, обеспечение его высокой  эффективности достигаются за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов, образующих его целостность. К таким слагаемым  целостности учебно-воспитательного  процесса относятся:

- обучение как стержневой содержательный элемент целостности;

- общественно полезный, производительный труд как важнейшая основа целостности воспитания;

- внеучебная творческая деятельность как органический элемент целостности;

- воспитание в семье во взаимодействии с образовательным учреждением и общественностью как условие объединения главных сил в целостном учебно-воспитательном процессе.

Ведущей и основной содержательной формой целостности учебно-воспитательного процесса, решающим фактором, условием, средством целесообразной организации жизни является воспитательный коллектив, система воспитывающих отношений в нем[19, с.60].

Резюмируя всё выше сказанное, можно сделать следующий вывод: воспитание и обучение - два взаимосвязанных процесса, разделить которые можно только в науке. В практике же они существуют в единстве, сложнейшим образом переплетаясь друг с другом. Без обучения нет воспитания, а без воспитания нет и обучения.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Роль преподавателя психологии в учебно-образовательном процессе