Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 05:29, курсовая работа
Цель исследования - изучить роль преподавателя психологии в учебно-воспитательном процессе
Гипотеза исследования: преподаватель психологии является ключевым звеном в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Проанализировать различные подходы к определению обучения
- Раскрыть понятие учебно-воспитательного процесса
В отношениях со студентами преподаватель иногда выступает в разных ролях, что порождает некоторую неопределенность. Н. С. Пряжников и Е. Ю Пряжникова выделяют следующие ролевые позиции преподавателя психологии:
1. «Преподаватель — специалист в своей области». Эта позиция предполагает уважение к преподавателю и в то же время большую психологическую дистанцию и формальное профессиональное общение.
2. «Преподаватель — верный друг». Эта позиция предполагает более неформальное общение. Студент нуждается в доброжелательном и «все понимающем» старшем друге. Однако в данном случае может возникнуть проблема чрезмерного сокращения социальной дистанции между учителем и учеником, когда студенты вообще перестают воспринимать преподавателя как «специалиста».
3. «Преподаватель — психотерапевт». Некоторые студенты полагают, что поскольку преподаватель является психологом, он в состоянии решить их личные проблемы или проблемы их знакомых. Иногда преподаватель сам (по неопытности) соглашается взять на себя такую роль, но потом часто жалеет об этом. Задача преподавателя — иная, быть может, даже более сложная, чем задача психотерапевта в традиционном понимании.
4. «Преподаватель — пример для подражания во всем». Это, по мнению Пряжниковых, не самая худшая ролевая позиция; главное, чтобы было с чего брать пример. Студент сильно переживает, когда вдруг обнаруживает, что любимый и почитаемый им преподаватель в чем-то несовершенен, а иногда и порочен. Это может стать причиной очередного «кризиса разочарования» у впечатлительного студента. На самого преподавателя это налагает особую ответственность, ведь очень трудно быть «идеальным» и «образцовым», да еще когда за тобой пристально наблюдают «обожающие» и такие «доверчивые» глаза студента (или студентки). В студенческих аудиториях такое «обожание» обычно не остается незамеченным, что может стать причиной различных сплетен и подозрений.
5. «Преподаватель — объект насмешек». И школьники, и студенты часто находят удовольствие в том, что «перемывают косточки» своим учителям и преподавателям. Это нормальное явление. Другое дело, что иногда обсуждение преподавателей принимает грубую форму. Педагогами было замечено (цит. по: Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 306), что грубые насмешки и придирки обычно обращены к преподавателям, которые заслуживают этого (злые, некомпетентные, позволяющие себе приходить на занятия «навеселе» и т. п.). Что же касается преподавателей, которые по-своему любят студентов и знают свой предмет, то отношение к ним обычно самое хорошее, даже несмотря на явные недостатки в их поведении или одежде. Заметим, что так называемые студенческие анекдоты о преподавателях воспринимаются многими преподавателями без особых обид. Но самое презрительное отношение у студентов (и у школьников) вызывают преподаватели, о которых можно сказать, что они «никакие» (им не интересны ни студенты с их проблемами, ни читаемый курс).
6. «Преподаватель — полицейский». Студентам с их неорганизованным свободным временем иногда требуется строгий старший товарищ. Но студент все-таки уже взрослый человек и самое главное для него — поскорее научиться быть настоящим взрослым. Но при постоянном контроле и опеке со стороны преподавателя это сделать очень сложно. Тем не менее некоторые студенты с радостью принимают таких «преподавателей-полицейских».
Резюмируя всё вышесказанное можно сделать вывод:
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличии от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям.
Чтобы добиться успеха, преподаватель должен в определенной степени обладать следующими знаниями, умениями и способностями:
1. Быть разносторонне
образованным, эрудированным в различных
областях психологических
2. Хорошо знать преподаваемый предмет.
3. Уметь самостоятельно подбирать учебный материал.
4. Определять оптимальные средства и эффективные методы обучения.
5. Уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами.
6. Уметь создать мотивацию
студентов для усвоения
7. Обладать требовательностью к знаниям и умениям студентов.
8. Обладать коммуникативными
и организаторскими
9. Владеть логикой и иметь хороший словарный запас.
10. Владеть выразительными
средствами общения,
11. Обладать наблюдательностью и умением понять студента.
12. Быть способным к
рефлексии собственной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все компоненты учебно-воспитательного процесса тесно связаны между собой. В структуре единого педагогического процесса в самом общем плане можно выделить три взаимосвязанных элемента:
- учение;
- преподавание;
- воспитание.
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Студент выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания.
Деятельность преподавателей предполагает выполнение нескольких функций: обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской
Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией, уровнем культуры, наличием чувства такта, высокого уровня образования. Преподаватель всегда является образцом учащимся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести.
В отношениях со студентами преподаватель выполняет различные функции и иногда примеряет на себя различные роли: объекта для подражания, верного друга психотерапевта и д.т.
В этих ролях преподаватель выступает в качестве:
- субъекта процесса передачи знаний и формирования профессиональных компетенций и субъекта организации этого процесса;
- субъекта процесса формирования социально-личностных компетенций, гражданского воспитания, подготовки выпускников к трудоустройству и будущей карьере;
- субъекта научно-производственного процесса, процесса организации практико-ориентированной, проектной деятельности студентов;
- субъекта интернационализации всей деятельности университета;
- субъекта системной, целенаправленной деятельности единого коллектива, субъекта коллективного взаимодействия, направленного на достижение единого результата.
Таким образом, личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией, уровнем культуры, наличием чувства такта, высокого уровня образования. Преподаватель является ключевым, ведущим звеном в учебно-воспитательном процессе, всегда является образцом для учащихся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. - М., 1999.
2. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес». 2006. – 287с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2008. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)
4. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007. – 150 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
7. Кузьмина Н. В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. - Гомель, 1996.
9. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990.
10 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
11. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
12. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
14. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
15. Михайленко О.И. Общая педагогика. Уч. пособие для студ. пед. спец.- Издат. КБГУ им. Х.М. Бербекова. - Нальчик. - 2008. - 487с.
16. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2008.- 307с.
17. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Кн.1. – М., 2001.
18. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.
19. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
20. Сластёнин В.А. Педагогика. - М., 1997.
21. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
22. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
23. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.
24. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
Информация о работе Роль преподавателя психологии в учебно-образовательном процессе