Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2015 в 12:55, контрольная работа
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй
Введение…………………………………………………………………….1
1. Понятие «семья». Роль семьи в формировании личности…………2
2. Особенности современной семьи, её функции……………………...9
3. Соотношение семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………15
4. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании детей………..21
Заключение……………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………………..28
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Удмуртской Республики
«Удмуртский республиканский
социально-педагогический колледж»
Контрольная работа
Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка »
Специальность: 050144
«Дошкольное образование».
курс 2, группа 34К3
Работу выполнила:
Каргашина Марина Александровна
Руководитель: Лунина Л.А.
Ижевск 2014
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..28
1.Понятие «семья». Роль семьи в формировании личности ребенка.
Семья для ребёнка
– это не только место его рождения, но
и основная среда его обитания и развития.
Каким будет воспитание – позитивным
или негативным зависит от семьи.
1.Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
2.Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
3.Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
4.Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
5.Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
6.Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
7.Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
8.Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
9.Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
10.Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Но и родительская
любовь бывает разной: любовь умиления,
любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности
уродливой любви. По этому поводу выдающийся
педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там,
где нет мудрости родительского воспитания,
любовь матери и отца уродует детей».
Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, и только потом школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.
Роль семьи
в формировании личности ребенка.
Важнейшая социальная
функция семьи — воспитание подрастающего
поколения. Семья в современном обществе
рассматривается как институт первичной
социализации ребенка. Родительство имеет
социокультурную природу и характеризуется
системой предписанных культурой и обществом
норм и правил, регулирующих распределение
между родителями функций ухода за детьми
и их воспитания в семье: определяющих
содержание ролей, модели ролевого поведения.
Родители несут ответственность перед
обществом за организацию системы условий,
соответствующих возрастным особенностям
ребенка на каждой из ступеней онтогенеза
и обеспечивающих оптимальные возможности
его личностного и умственного развития
[15,98]. В истории родительства все более
явной становится тенденция возрастания
значения института семьи. Прежде ответственность
за воспитание ребенка возлагалась на
общество, в то время как индивидуальное
родительство, охватывало лишь относительно
непродолжительный период детства ребенка
до начала вступления его в трудовую деятельность
или начала выполнения им социальных функций,
но с изменением задач социализации ребенка
в рамках семейного воспитания на каждой
из возрастных стадий его развития претерпевают
изменения также конкретные формы и средства
воспитательных воздействий, характер
отношений ребенка с родителями.
Главными задачами
семьи являются формирование первой социальной
потребности ребенка — потребности в
социальном контакте , базового доверия
к миру и привязанности в младенчестве:
Формирование предметно-орудийной компетентности
в раннем возрасте и социальной компетентности
в дошкольном, сотрудничество и поддержка
в освоении системы научных понятий и
осуществлении самостоятельной учебной
деятельности в младшем школьном возрасте;
создание условий для развития автономии
и самосознания в подростковом и юношеском
возрасте. Эмоциональная насыщенность
и эмоционально-позитивный характер межличностных
отношений, устойчивость, длительность
и стабильность взаимодействия с партнером,
совместная деятельность и сотрудничество
со взрослым как образцом компетентности,
социальная поддержка и инициирование
к самостоятельной деятельности делают
семью уникальной структурой, обеспечивающей
наиболее благоприятные условия для личностного
и интеллектуального развития ребенка.
В каждой семье объективно
складывается определенная, далеко не
всегда осознанная ею система воспитания.
Здесь имеется в виду и понимание целей
воспитания, и формулировка его задач,
и более или менее целенаправленное применение
методов и приемов воспитания, учет того,
что можно и чего нельзя допустить в отношении
ребенка. Могут быть выделены 4 тактики
воспитания в семье и отвечающие им 4 типа
семейных взаимоотношений, являющиеся
и предпосылкой и результатом их возникновения:
диктат, опека, "невмешательство"
и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется
в систематическом поведении одними членами
семейства (преимущественно взрослыми)
инициативы и чувства собственного достоинства
у других его членов.
Родители, разумеется,
могут и должны предъявлять требования
к своему ребенку, исходя из целей воспитания,
норм морали, конкретных ситуаций, в которых
необходимо принимать педагогически и
нравственно оправданные решения. Однако
те из них, которые предпочитают всем видам
воздействия приказ и насилие, сталкиваются
с сопротивлением ребенка, который отвечает
на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами:
лицемерием, обманом, вспышками грубости,
а иногда откровенной ненавистью. Но даже
если сопротивление оказывается сломленным,
вместе с ним оказываются сломленными
и многие ценные качества личности: самостоятельность,
чувство собственного достоинства, инициативность,
вера в себя и в свои возможности. Безоглядная
авторитарность родителей, игнорирование
интересов и мнений ребенка, систематическое
лишение его права голоса при решении
вопросов, к нему относящихся, - все это
гарантия серьезных неудач формирования
его личности.
Опека в семье - это
система отношений, при которых родители,
обеспечивая своим трудом удовлетворение
всех потребностей ребенка, ограждают
его от каких-либо забот, усилий и трудностей,
принимая их на себя. Вопрос об активном
формировании личности отходит на второй
план. В центре воспитательных воздействий
оказывается другая проблема - удовлетворение
потребностей ребенка и ограждение его
от трудностей. Родители, по сути, блокируют
процесс серьезной подготовки их детей
к столкновению с реальностью за порогом
родного дома. Именно эти дети оказываются
более неприспособленными к жизни в коллективе.
Сотрудничество как
тип взаимоотношений в семье предполагает
опосредованность межличностных отношений
в семье общими целями и задачами совместной
деятельности, ее организацией и высокими
нравственными ценностями. Именно в этой
ситуации преодолевается эгоистический
индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим
типом взаимоотношений является сотрудничество,
обретает особое качество, становится
группой высокого уровня развития - коллективом.
Можно выделить три
стиля семейного воспитания: - демократический
- авторитарный - попустительский (либеральный).
При демократическом
стиле прежде всего учитываются интересы
ребенка. Стиль "согласия".
При авторитарном стиле
родителями навязывается свое мнение
ребенку. Стиль "подавления".
При попустительском
стиле ребенок предоставляется сам себе.
Ребёнок видит себя
глазами близких взрослых, его воспитывающих.
Если оценки и ожидания в семье не соответствуют
возрастным и индивидуальным особенностям
ребенка, его представление о себе кажутся
искаженными.
М.И. Лисина проследила
развитие самосознания дошкольников в
зависимости от особенностей семейного
воспитания. Дети с точным представлением
о себе воспитываются в семьях, где родители
уделяют им достаточно много времени;
положительно оценивают их физические
и умственные данные, но не считают уровень
их развития выше, чем у большинства сверстников;
прогнозируют хорошую успеваемость в
школе. Этих детей часто поощряют, но не
подарками; наказывают, в основном, отказом
от общения. Дети с заниженным представлением
о себе растут в семьях, в которых с ними
не занимаются, но требуют послушания;
низко оценивают, часто упрекают, наказывают,
иногда - при посторонних; не ожидают от
них успехов в школе и значительных достижений
в дальнейшей жизни.
От условий воспитания
в семье зависит адекватное и неадекватное
поведение ребенка. Дети, у которых занижена
самооценка, недовольны собой. Это происходит
в семье, где родители постоянно порицают
ребенка, или ставят перед ним завышенные
задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует
требованиям родителей. (Не говорите ребенку,
что он некрасив, от этого возникают комплексы,
от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также
может проявляться с завышенной самооценкой.
Это происходит в семье, где ребенка часто
хвалят, и за мелочи и достижения дарят
подарки (ребенок привыкает к материальному
вознаграждению). Ребенка наказывают очень
редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление
- здесь нужна гибкая система наказания
и похвалы. Исключается восхищение и похвала
при нем. Редко дарятся подарки за поступки.
Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой, но
не с завышенной самооценкой, внимание
к личности ребенка (его интересам, вкусам,
отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной
требовательностью. Здесь не прибегают
к унизительным наказания и охотно хвалят,
когда ребенок того заслуживает. Дети
с пониженной самооценкой (не обязательно
очень низкой) пользуются дома большей
свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность,
следствие равнодушия родителям к детям
и друг к другу.
Родители задают и
исходный уровень притязаний ребенка
- то, на что он претендует в учебной деятельности
и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний,
завышенной самооценкой и престижной
мотивацией рассчитывают только на успех.
Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой
самооценкой не претендуют на многое ни
в будущем, ни в настоящем. Они не ставят
перед собой высоких целей и постоянно
сомневаются в своих возможностях, быстро
смиряются с тем уровнем успеваемости,
который складывается в начале обучения.
Если для ребенка с
высокой тревожностью основная проблема
- постоянное неодобрение взрослых, то
для демонстративного ребенка - недостаток
похвалы.
Третий вариант - "уход
от реальности". Наблюдается в тех случаях,
когда у детей демонстративность сочетается
с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную
потребность во внимании к себе, но реализовать
ее не могут благодаря своей тревожности.
Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение
своим поведением, стремятся к выполнению
требований взрослых. Неудовлетворенная
потребность во внимании приводит к нарастанию
еще большей пассивности, незаметности,
что затрудняет и так недостаточные контакты.
При поощрении взрослыми активности детей,
проявлении внимания к результатам их
учебной деятельности и поисках путей
творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их развития.
Родители регулярно
указывают детям, что им делать;
Ребенок может высказать
свое мнение, но родители принимая решение,
к его голосу не прислушиваются;
Ребенок может принимать
отдельные решения сам, но должен получить
одобрение родителей, родители и ребенок
имеют почти равные права, принимая решение;
Решение часто принимает
сам ребенок;
Ребенок сам решает
подчиняться ему родительским решениям
или нет.
Остановимся на наиболее
распространенных стилях семейного воспитания,
определяющего особенности отношений
ребенка с родителями и его личностное
развитие.
Демократичные родители
ценят в поведении ребенка и самостоятельность,
и дисциплинированность. Они сами предоставляют
ему право быть самостоятельным в каких-то
областях своей жизни; не ущемляя его прав,
одновременно требуют выполнения обязанностей.
Контроль, основанный на теплых чувствах
и разумной заботе, обычно не слишком раздражает
; он часто прислушивается к объяснениям,
почему не стоит делать одного и стоит
сделать другое. Формирование взрослости
при таких отношениях проходит без особых
переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители
требуют от ребенка беспрекословного
подчинения и не считают, что должны ему
объяснять причины своих указаний и запретов.
Они жестко контролируют все сферы жизни,
причем могут это делать и не вполне корректно.
Дети в таких семьях обычно замыкаются,
и их общение с родителями нарушается.
Часть детей идет на конфликт, но
чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются
к стилю семейных отношений и становятся
неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется,
если высокая требовательность и контроль
сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим
отношению к ребенку. Здесь неизбежна
полная потеря контакта.