Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2015 в 12:55, контрольная работа
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй
Введение…………………………………………………………………….1
1. Понятие «семья». Роль семьи в формировании личности…………2
2. Особенности современной семьи, её функции……………………...9
3. Соотношение семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………15
4. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании детей………..21
Заключение……………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………………..28
Еще более тяжелый случай - равнодушные
и жестокие родители. Дети из таких семей
редко относятся к людям с доверием, испытывают
трудности в общении, часто сами жестоки,
хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного родительского
отношения с отсутствие контроля - гиперопека
- тоже неблагоприятный вариант семейных
отношений. Детям позволяется делать все,
что им вздумается, их делами никто не
интересуется. Поведение становится неконтролируемым.
А дети, как бы они иногда не бунтовали,
нуждаются в родителях как в опоре, они
должны видеть образец взрослого, ответственного
поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека - излишняя забота
о ребенке, чрезмерный контроль за всей
его жизнью, основанный на тесном эмоциональном
контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности,
трудностям в общении со сверстниками.
2.Особенности современной семьи, её функции.
Однако часть социологов и демографов главную причину падения рождаемости видят в другом. Раньше наблюдалась высокая детская смертность. Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал - бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5-7 детей, а теперь достаточно 2-3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что, не один ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование многие родители фактически уже осуществляют.
Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в единый комплекс, который и привел к снижению рождаемости.
Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения; очень мало. Оба эти явления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина - матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двyxдeтных семей, примерно через тридцать лет теряет третью часть своей численности. Для простого воспроизводства населения нашей страны необходимо, чтобы половина семей имела по трое детей, а остальные по двое. Однако общество заинтересовано в том, чтобы численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей намного скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и личности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы И новые чувства, то появление детей .преображает супругов. В них пробуждается родительская любовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины - материнство, у мужчины - отцовство.
А в чем суть общесемейных интересов, связанных с репродуктивной функцией? Они имеют отношение прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные: В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жизни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство товарищества и дружбы, любовь к брату или сестре.
Итак, семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода, Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями и зависит это не только от нее, но и от общества.
Семья участвует в общественном
производстве средств к жизни, восстанавливает
истраченные на производстве силы, своих
взрослых членов, ведет свое хозяйство,
имеет свой бюджет, организует потребительскую
деятельность. Все это, вместе взятое,
составляет экономическую функцию семьи.
Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети - лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным.
С экономической функцией тесно
связана проблема управления семьей, то
есть вопрос главенства в семье. Как уже
отмечалось, советской семье все меньше
присущи черты единовластия. Семьи, где
мужу принадлежит безраздельная власть,
встречаются редко, зато появились семьи,
где главой является жена. Здесь в руках
матери (в силу различных причин, иногда
весьма существенных) сосредоточен семейный
бюджет, она основной воспитатель детей,
организатор досуга. Такое положение тоже
нельзя считать нормальным: на плечи женщины
взваливается непомерная тяжесть, детям
она не может заменить отца, в семье нарушается
психологическое равновесие. Для большинства
семей характерно примерно равное участие
супругов в управлении домашним очагом.
Конечно, это самый прогрессивный принцип
семейного управления. При этом равенство
супругов должно быть примерным: в тех
вопросах, в которых более компетентна
жена, ей должно принадлежать первенство,
а в ряде других вопросов право решающего
голоса может принадлежать мужчине. К
этому надо стремиться каждой семье.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и. трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца: и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания.
Человек испытывает воздействие
семьи со дня рождения до конца своей жизни.
Значит, семейному воспитанию свойственны
непрерывность и продолжительность. И
в этом с семьей не может сравниться ни
один другой воспитательный общественный
институт. Разумеется, влияние семьи на
детей в различные периоды их жизни неодинаково.
Сама естественная жизнь в семье учит
дошкольника, а затем и школьника очень
и очень многому. Так как семейное воспитание
немыслимо без родительской любви к детям
и ответного чувства детей к родителям,
оно более эмоционально по своему характеру,
чем любое другое воспитание. Семья объединяет
людей разного возраста, пола, не редко
с разными профессиональными интересами.
Это позволяет ребенку наиболее полно
проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные
возможности.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия, семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи, и создает благоприятную обстановку - для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А.С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких, детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком». Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.
Все большее значение социологи и педагоги придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно рассматриваются в последующих главах.
3.Соотношение
семейного и общественного
Семья - объединение личностей, которые
связаны материально, Духовно-нравственно,
владеют личными и жилищными правами и
обязанностями и выполняют функции рождения
и воспитания детей.
Неполная семья - семья, в которую входит один из родителей (мать или отец; чаще всего мать), один или несколько несовершеннолетних детей. Для реализации функций и возможностей семьи необходимо создать благоприятные условия: