Роль семьи в воспитании ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2015 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….1
1. Понятие «семья». Роль семьи в формировании личности…………2
2. Особенности современной семьи, её функции……………………...9
3. Соотношение семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………15
4. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании детей………..21
Заключение……………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………………..28

Файлы: 1 файл

КОН.РАБ.взаимодействие с родителями.docx

— 70.11 Кб (Скачать файл)

I) содействие со стороны  государства и общества повышению  статуса семьи как ячейки общества  и первой школы ребенка;

2) усиление ответственности  родителей за воспитание детей  и охрану здоровья;

3) организация соответствующей  подготовки молодежи к семейной  жизни и воспитанию детей;

4) разработка рекомендаций  по семейному воспитанию и  развитие детей с целью его  благоприятного вхождения в дошкольное  учреждение и школу;

5) подготовка специалистов  по семейному воспитанию и  обучению;

6) издание журналов, пособий по проблемам семейного воспитания.

На современном этапе выделяются важные Направления в семейном воспитании детей:

I) получение детьми качественного  образования.

2) Гуманное внутрисемейное  распределение домашних обязанностей  и функций.

3) Систематическое просвещение  и обучение детей всех возрастов  основам семейной жизни.

4) Обеспечение всех семей  информацией с целью предупреждения  в них насилия, а также правонарушений, злоупотреблений наркотиками и  т. д., оказание помощи семьям, потерпевшим  от чернобыльской катастрофы; осуществление  медико-педагогической реабилитации  родителей и детей.

5) Сохранение и передача  детям культурных ценностей человечества  и своего народа, народных традиций  семейного воспитания.

6) Систематическое просвещение  и обучение родителей, которое  должно содействовать:

- защите детей на всех  возрастных ступенях, особенно при  переходе их от детства к  взрослой жизни, на основе Конвенции  о правах ребенка (1989 г.), Международной  декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Закона Республики Беларусь "О  правах ребенка" (1993 г.);

- выработке и развитию  у детей и молодежи общечеловеческих  ценностей и моделей поведения, общественной ответственности, обеспечению  равных прав, запрету дискриминации  и националистических проявлений;

-пониманию и использованию  гуманных методов и средств  родительского воспитания, благодаря которым воспитательные функции распределяются между родителями и которые приводят к значительному улучшению образованности, воспитанности детей, укреплению их здоровья, подготовке к общественной и семейной жизни.

В Принятой ООН Конвенции "О правах ребенка" (ст. 18) подчеркивается особая ответственность родителей за настоящее и будущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесторонней помощи со стороны государства в деле семейного воспитания, в том числе и через развитие сети детских учреждений.

Налаживание равноправных, партнерских отношений между семьей и детским садом требует не только специальной подготовки воспитателей к проведению работы с семьей, но и создания специальных программ воспитания и обучения дошкольников. В 1991-1993 г. сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Национального института образования подготовлены "Программа семейного воспитания детей раннего возраста" (для родителей); программа воспитания и обучения дошкольников "Гибкий режим в детском саду" для воспитателей.

В национальной программе воспитания и обучения в детском саду "Пралеска" одним из основных принципов является принцип взаимодействия семейного и общественного воспитания, предусматривающий приоритет семьи в воспитании, установлении партнерсхих отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей. Одним из новых в программе разделов является "Сотрудничество с семьей". В нем размещены основные позиции "Пралески" по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников. Программа ориентирует детский сад на организацию работы по семейному образцу. Воспитатель изучает и использует лучший опыт и традиции семейного воспитания. Педагоги, в свою очередь, делятся гуманистическими приемами воздействия на ребенка, помогают молодым, а также неблагополучным семьям, осуществляют просветительскую работу.

В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания определяются три вида связей между семьей и школой (детским садом), что содействует повышению эффективности воспитания детей.

1 вид-связи, которые направлены  на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на подрастающее поколение через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода определены как компенсаторные. Сущность связей «того вида - "детский сад - семья".

2 вид - характеризует включение  родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Они также носят компенсаторный характер. Сущность связей этого вида - "семья-детский сад".

3 вид - связи координационные. Они возникает тогда, когда родители  и педагоги становятся партнерами  и вместе реализуют свои возможности  в воспитании детей.

Реально проявляется новая ориентация на работу с детьми, их родителями по основным направлениям:

1) работа с постоянным  контингентом детей и их родителями;

2) работа с детыки и  родителями, которые пользуются  частичными услугами детского  сада с гибким режимом (например, по подготовке детей к поступлению в школу, обучению плаванию и др.);

3) оказание помощи по  воспитанию и обучению детей  на дому (гувернантки, специалисты-дефектологи, музыкальные работники);

4) учет деформации семьи  и ее воспитательных функций  в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

5) учет специфики функционирования, жизнедеятельности, семейного уклада, традиций, обычаев, нравов городских и сельских семей. .

Работа детского сада с семьей была и остается одним из сложных аспектов педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Это связано со следующими причинами (выделены В. П. Дубровой):

- низкий уровень социально-психологической  культуры родителей и воспитателей;

Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

Несформированность у родителей " педагогической рефлексии", т. е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины педагогических ошибок, низкой эффективности применяемых методов, а также осуществлять выбор методов воздействия на детей, адекватных его особенностям в конкретной ситуации;

- непонимание воспитателем  того, что в выборе содержания, форм и методов работы детского  сада с семьей не дошкольное  учреждение, а семья, родители выступают социальными заказчиками;

-консервативность родительской позиции опеки детей дошкольного возраста;

- недостаточная информированность  родителей об особенностях жизни и деятельности детой в детском саду, а воспитателей - об условиях семейного воспитания;

-формальное отношение  воспитателей к работе с родителями вследствие недооценки роли семьи; отсутствие у воспитателей коммуникативных навыков, необходимых для установления с родителями положительного взаимодействия.

Все это препятствует гуманизации взаимоотношений родителей и воспитателей. Преодолеть это возможно, создав, как отмечает В. А.Петровский, "доверительный деловой контакт".

При организации взаимосвязи Детского сада и семьи воспитателю необходимо руководствоваться следующими принципами:

I.-Единство в пониманий целей и задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста.

2. Реализация в совместной  деятельности комплексного подхода к воспитанию.

3. Отношение к ребенку  как формирующейся личности - члену  семейного и детского коллектива.

4. Взаимное доверие и  уважение в отношениях между  педагогами и родителями.

В семье имеются благоприятные условия для формирования личности ребенка, что обусловливается следующими факторами:

I) глубоко эмоциональным, интимным характером семейного  воспитания, основанным на родственных чувствах;

2) постоянством и длительностью  воспитательных возможностей, воздействий  родителей на детей п самых разнообразных жизненных ситуациях;

3) большими возможностями  для активного включения детей  в бытовую, хозяйственную, воспитательную и другие виды деятельности.

Специфические отличия семейногв воспитания от общественного

СЕМЬЯ

ДЕТСКИЙ САД

1.Отношения между родителями  и детьми основаны но взаимных  родственных связях и привязанностях выражающихся в глубокой любви и эмоциональной, насыщенности.

2.Многоролевая структура семейного коллектива, обусловливающая многогранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния.

3. Непосредственное взаимодействие  ребенка и взрослого. Наличие  условий для различных социальных  контактов и возможность усваивать  различные социальные роли.

4. Наличие естественных  условий для включения детей  в самые разнообразные внутрисемейные отношения. Многообразие видов деятельности, в которые включается ребенок.

5. Процесс воспитания  всегда индивидуализирован, так  как ребенок единственный или  их двое.

6. Подвижный режим дня.

7. Процесс воспитания  более естественен. Ребенку менее заметны преднамеренные воспитательные воздействия и он активнее и инициативнее проявляет себя как субъект самостоятельной деятельности.

8. Стихийный характер  воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.

9. Отсутствие программы  воспитания, а иногда и представлений  о воспитания ребенка-дошкольника.

1. Деловая (а иногда и функциональная) форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность,

 эмоциональная недостаточность.

2. Наличие нескольких  воспитателей, сменяющих друг друга,

 с различными формами  личностного поведения и методами  воздействия на детей.

3. Общение с детьми  одного возраста.

4. Целенаправленный характер воспитания и обучения, основанный на использовании программ воспитания дошкольников и научно-методических пособий.

5. Ребенок равноправный  член детского коллектива, где  у

 всех детей группы  имеются одинаковые права и  обязанности, правила и требования  для всех единые.

6. Достаточная жесткость режима.

7. Деятельность детей  находится под контролем воспитателя

 к ограничена условиями или рамками методики обучения дошкольников.

8. Воспитание основано  на понимании ведущего вида  деятельности в психическом развитии  дошкольника и использовании методов, адекватных его возрастным психологическим особенностям.

 

9. Создана целесообразная  научно-обоснованная 

развивающая среда.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

4. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании детей. 
1. Установление контакта с семьей.  
В настоящее время идет перестройка дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. 
Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др. 
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.  

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.  
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать "доверительно-деловым контактом". Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.  
Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап "перестановки акцентов".  
Второй зтап - трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные со взрослым занятия, игры и т.п.).  
В работе используются как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные воспитателями или подсказанные жизнью. Перечислим некоторые из них.  
§     Общие собрания с показом видеозаписей деятельности детей.  
§     Групповые выставки "Дары осени", "Наши любимые игрушки", "Елочные украшения", "Добрые руки мам", "У истоков мастерства".  
§     Персональные выставки детских работ (например, "Лепка Вани Белобородова").  
§     Летний конкурс "Мисс и мистер... года". Родители принимают участие в изготовлении костюмов, в создании альбомов с фотографиями.  
§     "Мастерская добрых дел" объединяет всех членов семьи.  
Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что казалось бы более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не "судейская", а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.  
Если на первом этапе внешней целью является "перестановка акцентов", а внутренней - установление доверительных отношений с родителями, на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа "Давайте узнавать вместе".  
Важнейшим результатом содержательного и эмоционально насыщенного общения воспитателя с семьей должна стать готовность родителей осуществить коррекцию собственных установок, транслируемых ребенку. 
Уникальный воспитательный характер семьи выражается в том, что здесь происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Теория и практика ухода за детьми доказывает: «для нормального развития ребенку необходимо активное общение с физически и социально зрелыми человеческими существами. Дети, изолированные от мира взрослых и самое главное — от родителей, отстают в своем развитии». По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной личности ребенку необходимо и детское сообщество, которое он имеет в дошкольном учреждении. В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.  
Главная задача воспитателя в работе с семьей — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимодействия на ребенка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребенка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку к школе. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.  
Хотя в последнее время и наметились новшества, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще всего работа с родителями ведется только по одному из  направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. И в результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семенного воспитания не используются в полной мере.  
Современные отечественные и зарубежные исследователи рассматривают проблему помощи родителям с точки зрения взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяют три вида связи между семьей и детским садом.  
К первому виду относятся связи, которые направлены на то, чтобы активизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи.  
Второй вид характеризует включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.  
Третий вид связи возникает тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.  
В процессе установления партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьей педагогам необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:  
•    Привлекать родителей к участию в жизни дошкольного учреждения, принимать решения совместно с родителями и детьми. Использование знаний родителей о своих детях и их способностях является одним из способов признания за ним права участвовать в обучении своих детей.  
•    Поощрять сотрудничество и партнерские отношения внутри сообщества дошкольной группы. Обучение в сотрудничестве дает детям возможность приобретать новые знания и навыки межличностного взаимодействия.  
•    Обеспечивать удобный доступ семей к игровой деятельности детей и участию в жизни группы. 
Анализ опыта семейного воспитания и данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что нередко родители понимают, к каким целям в воспитании своего ребенка нужно стремиться, какие качества в нем развивать. Однако они не всегда знают, как это сделать, какие методы и средства выбрать. Причинами педагогических ошибок родителей являются их неподготовленность к воспитательной работе, непонимание сложного процесса развития ребенка, а иногда и отсутствие чувства ответственности перед обществом за воспитание ребенка. Поэтому родителям недостаточно одной любви к ребенку и желания его вырастить, необходимо еще знать, как строить отношения с ним, основываясь на возрастных физических и психических особенностях дошкольников.  
Работа детского сада с семьей была и остается одним из наиболее активных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении. Как показывают результаты современных педагогических исследований, это объясняется рядом причин:  
§   Низким уровнем социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и воспитателей), а значит, неумением общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;  
§   Неумением родителей анализировать собственную воспитательную деятельность;  
§   Непониманием воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;  
§   Недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей — об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.  
Воспитатель ежедневно общается с родителями своих воспитанников: с одними чаще, с другими реже. Опрос, проведенный Е.А. Панько, позволил выделить 7 основных групп «трудных» для воспитателя родителей:  
1. Родители, не уделяющие должного внимания воспитанию своих детей, не проявляющие заинтересованность в их судьбе;  
2.  Родители высокомерные, не воспринимающие воспитателя детского сада как авторитетное лицо в области педагогики;  
3. Родители, безразличные к работе детского сада, пассивные;  
4. Родители, чрезмерно опекающие своего ребенка, переоценивающие его;  
5. Родители, недооценивающие роль дошкольного воспитания в развитии ребенка;  
6. Родители, индивидуальные и возрастные особенности которых затрудняют установление с ними доверительных отношений, контакта (конфликтные, старше по возрасту и т.п.);  
7. Родители с общей низкой культурой, необразованные в области педагогики и психологии и не проявляющие при этом желания к росту себя как воспитателей.  
Познание родителей воспитанников – важное условие успеха во взаимодействии с семьями не только воспитателя, но и других специалистов.  
Анализ ответов на вопрос «Считаете ли вы нужным присутствовать на занятиях у ребенка в детском саду?» свидетельствует, что не все родители осознают важность этих посещений. Только 50% опрошенных родителей ответили утвердительно, треть не видит необходимости в этом, 16% родителей не дали ответа на этот вопрос. Однако следует иметь в виду, что 18% родителей говорят об отсутствии такой практики в детском саду, а 24 % — вообще ничего не знают о такой форме сотрудничества. Значит, воспитатели не доводят до сведения всех родителей, что им можно присутствовать на занятиях.  
Из этого следует, что далеко не все воспитатели готовы сотрудничать с родителями в вопросах воспитания и развития ребенка. А ведь это принесло бы пользу, и прежде всего детям. Они бы воспринимали родителей по-новому — как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает детские проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который постоянно чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка. 
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения зависит именно от того, какую позицию займет педагог в отношениях с родителями с первых дней посещения ребенком детского сада. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями.

Информация о работе Роль семьи в воспитании ребенка