Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2015 в 12:55, контрольная работа
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй
Введение…………………………………………………………………….1
1. Понятие «семья». Роль семьи в формировании личности…………2
2. Особенности современной семьи, её функции……………………...9
3. Соотношение семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………15
4. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании детей………..21
Заключение……………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………………..28
I) содействие со стороны
государства и общества
2) усиление ответственности родителей за воспитание детей и охрану здоровья;
3) организация соответствующей
подготовки молодежи к
4) разработка рекомендаций
по семейному воспитанию и
развитие детей с целью его
благоприятного вхождения в
5) подготовка специалистов по семейному воспитанию и обучению;
6) издание журналов, пособий по проблемам семейного воспитания.
На современном этапе выделяются важные Направления в семейном воспитании детей:
I) получение детьми
2) Гуманное внутрисемейное
распределение домашних
3) Систематическое просвещение
и обучение детей всех
4) Обеспечение всех семей
информацией с целью
5) Сохранение и передача
детям культурных ценностей
6) Систематическое просвещение и обучение родителей, которое должно содействовать:
- защите детей на всех
возрастных ступенях, особенно при
переходе их от детства к
взрослой жизни, на основе Конвенции
о правах ребенка (1989 г.), Международной
декларации по обеспечению
- выработке и развитию
у детей и молодежи
-пониманию и использованию гуманных методов и средств родительского воспитания, благодаря которым воспитательные функции распределяются между родителями и которые приводят к значительному улучшению образованности, воспитанности детей, укреплению их здоровья, подготовке к общественной и семейной жизни.
В Принятой ООН Конвенции "О правах ребенка" (ст. 18) подчеркивается особая ответственность родителей за настоящее и будущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесторонней помощи со стороны государства в деле семейного воспитания, в том числе и через развитие сети детских учреждений.
Налаживание равноправных, партнерских отношений между семьей и детским садом требует не только специальной подготовки воспитателей к проведению работы с семьей, но и создания специальных программ воспитания и обучения дошкольников. В 1991-1993 г. сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Национального института образования подготовлены "Программа семейного воспитания детей раннего возраста" (для родителей); программа воспитания и обучения дошкольников "Гибкий режим в детском саду" для воспитателей.
В национальной программе воспитания и обучения в детском саду "Пралеска" одним из основных принципов является принцип взаимодействия семейного и общественного воспитания, предусматривающий приоритет семьи в воспитании, установлении партнерсхих отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей. Одним из новых в программе разделов является "Сотрудничество с семьей". В нем размещены основные позиции "Пралески" по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников. Программа ориентирует детский сад на организацию работы по семейному образцу. Воспитатель изучает и использует лучший опыт и традиции семейного воспитания. Педагоги, в свою очередь, делятся гуманистическими приемами воздействия на ребенка, помогают молодым, а также неблагополучным семьям, осуществляют просветительскую работу.
В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания определяются три вида связей между семьей и школой (детским садом), что содействует повышению эффективности воспитания детей.
1 вид-связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на подрастающее поколение через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода определены как компенсаторные. Сущность связей «того вида - "детский сад - семья".
2 вид - характеризует включение
родителей в воспитательно-
3 вид - связи координационные.
Они возникает тогда, когда родители
и педагоги становятся
Реально проявляется новая ориентация на работу с детьми, их родителями по основным направлениям:
1) работа с постоянным
контингентом детей и их
2) работа с детыки и родителями, которые пользуются частичными услугами детского сада с гибким режимом (например, по подготовке детей к поступлению в школу, обучению плаванию и др.);
3) оказание помощи по воспитанию и обучению детей на дому (гувернантки, специалисты-дефектологи, музыкальные работники);
4) учет деформации семьи и ее воспитательных функций в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
5) учет специфики
Работа детского сада с семьей была и остается одним из сложных аспектов педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Это связано со следующими причинами (выделены В. П. Дубровой):
- низкий уровень социально-
Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
Несформированность у родителей " педагогической рефлексии", т. е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины педагогических ошибок, низкой эффективности применяемых методов, а также осуществлять выбор методов воздействия на детей, адекватных его особенностям в конкретной ситуации;
- непонимание воспитателем
того, что в выборе содержания,
форм и методов работы
-консервативность родительской позиции опеки детей дошкольного возраста;
- недостаточная
-формальное отношение воспитателей к работе с родителями вследствие недооценки роли семьи; отсутствие у воспитателей коммуникативных навыков, необходимых для установления с родителями положительного взаимодействия.
Все это препятствует гуманизации взаимоотношений родителей и воспитателей. Преодолеть это возможно, создав, как отмечает В. А.Петровский, "доверительный деловой контакт".
При организации взаимосвязи Детского сада и семьи воспитателю необходимо руководствоваться следующими принципами:
I.-Единство в пониманий целей и задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста.
2. Реализация в совместной деятельности комплексного подхода к воспитанию.
3. Отношение к ребенку
как формирующейся личности - члену
семейного и детского
4. Взаимное доверие и уважение в отношениях между педагогами и родителями.
В семье имеются благоприятные условия для формирования личности ребенка, что обусловливается следующими факторами:
I) глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания, основанным на родственных чувствах;
2) постоянством и длительностью воспитательных возможностей, воздействий родителей на детей п самых разнообразных жизненных ситуациях;
3) большими возможностями для активного включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную и другие виды деятельности.
Специфические отличия семейногв воспитания от общественного
СЕМЬЯ |
ДЕТСКИЙ САД |
1.Отношения между родителями и детьми основаны но взаимных родственных связях и привязанностях выражающихся в глубокой любви и эмоциональной, насыщенности. 2.Многоролевая структура семейного коллектива, обусловливающая многогранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния. 3. Непосредственное 4. Наличие естественных условий для включения детей в самые разнообразные внутрисемейные отношения. Многообразие видов деятельности, в которые включается ребенок. 5. Процесс воспитания всегда индивидуализирован, так как ребенок единственный или их двое. 6. Подвижный режим дня. 7. Процесс воспитания более естественен. Ребенку менее заметны преднамеренные воспитательные воздействия и он активнее и инициативнее проявляет себя как субъект самостоятельной деятельности. 8. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. 9. Отсутствие программы воспитания, а иногда и представлений о воспитания ребенка-дошкольника. |
1. Деловая (а иногда и функциональная) форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная 2. Наличие нескольких воспитателей, сменяющих друг друга, с различными формами
личностного поведения и 3. Общение с детьми одного возраста. 4. Целенаправленный характер воспитания и обучения, основанный на использовании программ воспитания дошкольников и научно-методических пособий. 5. Ребенок равноправный член детского коллектива, где у всех детей группы имеются одинаковые права и обязанности, правила и требования для всех единые. 6. Достаточная жесткость режима. 7. Деятельность детей находится под контролем воспитателя к ограничена условиями или рамками методики обучения дошкольников. 8. Воспитание основано
на понимании ведущего вида
деятельности в психическом
9. Создана целесообразная научно-обоснованная развивающая среда. |
4. Сотрудничество
детского сада и семьи в воспитании детей.
1. Установление
контакта с семьей.
В настоящее время
идет перестройка дошкольного воспитания,
и в центре этой перестройки стоят гуманизация
и деидеологизация педагогического процесса.
Целью его отныне признается не воспитание
члена общества, а свободное развитие
личности. Изменения государственной
политики в области образования повлекли
за собой признание положительной роли
семьи в воспитании детей и необходимости
взаимодействия с ней.
Следует отметить,
что педагоги дошкольных учреждений не
всегда проникаются сознанием важности
и необходимости сотрудничества с семьей.
Многие, особенно молодые специалисты,
рассуждают примерно так: «Меня учили
разным наукам, как понимать ребенка, как
его обучать, воспитывать. Я воспитываю
ребенка правильно, на научных основах,
он находится в детском саду с утра до
вечера. Поэтому не страшно, если родители
воспитывают не совсем правильно: они
и видят-то его считанные часы». Нередко
почти так же думают и родители: «Ребенок
мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит,
и воспитываю сама. А в детском саду - лишь
бы ничего не случилось, был бы цел и невредим».
Таким образом, две стороны, очень близкие
дошкольнику, родители и педагоги, пытаются
воспитывать автономно, независимо друг
от друга. Хороших результатов это не дает.
В воспитании маленького ребенка многое
строится на формировании положительных
привычек, навыков поведения, рациональных
способов деятельности. Все это возможно,
если все воспитывающие ребенка взрослые
будут договариваться о требованиях к
нему, о методах воздействия, способах
обучения. Необходимо также учитывать,
в решении каких задач воспитания может
быть сильнее одна сторона (детский сад
или семья), и в решении каких основную
тяжесть следует принять на себя другой
стороне. Например, в эмоциональном, половом
воспитании, в приобщении ребенка к спорту
возможности семьи значительно выше, чем
возможности детского сада. Зато детский
сад квалифицированно осуществляет обучение,
развитие творческих способностей и др.
Полноценное воспитание
дошкольника происходит в условиях одновременного
влияния семьи и дошкольного учреждения.
Диалог между детским садом и семьей строится
на основе демонстрации воспитателем
достижений ребенка, его положительных
качеств, веры в его силы и способности.
И педагог, как правило, в такой позитивной
роли принимается как равноправный партнер
в воспитании: ему доверяют, прислушиваются
к его советам.
Чтобы родители стали
активными помощниками и единомышленниками
воспитателей, необходимо вовлечь их в
жизнь детского сада, постоянно держать
в курсе всех событий.
Работа с семьей является
сложной задачей, как в организационном,
так и в психолого-педагогическом плане.
Прежде всего, необходимо установить особую
форму общения, которую можно назвать
"доверительно-деловым контактом".
Развитие такого взаимодействия предполагает
несколько этапов.
Первый этап - трансляция родителям
положительного образа ребенка. Благодаря
этому с самого начала между воспитателем
и родителями складываются доброжелательные
отношения с установкой на будущее сотрудничество.
Оправданность данного этапа определяется
тем, что в повседневном общении с детьми
родители часто фиксируют свое внимание
лишь на негативных проявлениях. К этому
добавляются и тревожные ожидания в отношении
поведения ребенка в детском саду. Поэтому
первый этап может быть обозначен как
этап "перестановки акцентов".
Второй зтап - трансляция родителям
знаний, которые могут найти применение
в семье (особенности общения ребенка
со сверстниками, совместные со взрослым
занятия, игры и т.п.).
В работе используются
как традиционные методы и формы, так и
творческие, придуманные воспитателями
или подсказанные жизнью. Перечислим некоторые
из них.
§ Общие собрания с показом
видеозаписей деятельности детей.
§ Групповые выставки
"Дары осени", "Наши любимые игрушки",
"Елочные украшения", "Добрые руки
мам", "У истоков мастерства".
§ Персональные выставки
детских работ (например, "Лепка Вани
Белобородова").
§ Летний конкурс "Мисс
и мистер... года". Родители принимают
участие в изготовлении костюмов, в создании
альбомов с фотографиями.
§ "Мастерская добрых
дел" объединяет всех членов семьи.
Третий этап - ознакомление педагога
с проблемами семьи в вопросах воспитания
ребенка. В этом диалоге взрослых активная
роль принадлежит родителям. Необходимо
пояснить, почему данный этап является
третьим, а не первым (что казалось бы более
логичным). Только на основе достигнутого
доверия в общении с воспитателем (в первые
два этапа) у родителей возникает потребность
рассказать об индивидуальных проявлениях
ребенка (его вкусах, поведении, привычках),
причем не только положительных, но и отрицательных.
Важно подчеркнуть: позиция воспитателя
в диалоге не "судейская", а партнерская,
без нравоучений и наставлений (общение
на равных). Благодаря этому становится
возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы
дальнейшего сотрудничества.
Если на первом этапе
внешней целью является "перестановка
акцентов", а внутренней - установление
доверительных отношений с родителями,
на четвертом этапе внешняя и внутренняя
цели совпадают: совместное исследование
и формирование личности ребенка на основе
перестройки стереотипов общения с ним.
Девиз данного этапа "Давайте узнавать
вместе".
Важнейшим результатом
содержательного и эмоционально насыщенного
общения воспитателя с семьей должна стать
готовность родителей осуществить коррекцию
собственных установок, транслируемых
ребенку.
Уникальный воспитательный
характер семьи выражается в том, что здесь
происходит интенсивный контакт ребенка
с родителями и другими взрослыми членами
семейной группы. Теория и практика ухода
за детьми доказывает: «для нормального
развития ребенку необходимо активное
общение с физически и социально зрелыми
человеческими существами. Дети, изолированные
от мира взрослых и самое главное — от
родителей, отстают в своем развитии».
По силе, глубине своего специфического
воздействия на ребенка семья — важнейший
фактор, необходимое условие правильного
развития и формирования малыша как человека.
Но для воспитания полноценной личности
ребенку необходимо и детское сообщество,
которое он имеет в дошкольном учреждении. В детском саду ребенок
получает образование, приобретает умение
взаимодействовать с другими детьми и
взрослыми, организовывать собственную
деятельность. Насколько эффективно ребенок
будет овладевать этими навыками, зависит
от отношения семьи к дошкольному учреждению.
Гармоническое развитие дошкольника без
активного участия его родителей в образовательном
процессе вряд ли возможно.
Главная задача воспитателя
в работе с семьей — разрушить ныне существующий
барьер между детским садом и родителями.
Взаимодействие должно строиться на принципах
совместной деятельности и предусматривать
координацию педагогического взаимодействия
на ребенка. При этом целью семейного воспитания,
так же, как и общественного дошкольного,
должно быть развитие личности ребенка.
Родители и воспитатели объединяют свои
усилия и обеспечивают малышу двойную
защиту, эмоциональный комфорт, интересную
и содержательную жизнь в детском саду
и дома, что, в свою очередь, стимулирует
развитие его основных способностей, умение
общаться со сверстниками и обеспечивает
подготовку к школе. Однако на это взаимодействие
влияет ряд факторов, и прежде всего то,
что родители и педагогический коллектив
ожидают друг от друга.
Хотя в последнее время
и наметились новшества, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают
подключение родителей к активному участию
в педагогическом процессе детского сада,
чаще всего работа с родителями ведется
только по одному из направлений
педагогической пропаганды, при которой семья
является лишь объектом воздействия. И
в результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семенного воспитания
не используются в полной мере.
Современные отечественные
и зарубежные исследователи рассматривают
проблему помощи родителям с точки зрения
взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
В педагогической литературе по проблемам
взаимодействия семейного и общественного
воспитания выделяют три вида связи между
семьей и детским садом.
К первому виду относятся связи, которые
направлены на то, чтобы активизировать
влияние семьи на ребенка через повышение
педагогической культуры родителей, оказание
им помощи.
Второй вид характеризует включение
родителей в воспитательно-образовательный
процесс детского сада.
Третий вид связи возникает тогда,
когда родители и педагоги становятся
партнерами и совместно реализуют свои
специфические возможности в воспитании
детей.
В процессе установления
партнерских отношений между дошкольным
учреждением и семьей педагогам необходимо
руководствоваться в своей деятельности
следующими принципами:
• Привлекать родителей
к участию в жизни дошкольного учреждения,
принимать решения совместно с родителями
и детьми. Использование знаний родителей
о своих детях и их способностях является
одним из способов признания за ним права
участвовать в обучении своих детей.
• Поощрять сотрудничество
и партнерские отношения внутри сообщества
дошкольной группы. Обучение в сотрудничестве
дает детям возможность приобретать новые
знания и навыки межличностного взаимодействия.
• Обеспечивать удобный
доступ семей к игровой деятельности детей
и участию в жизни группы.
Анализ опыта семейного
воспитания и данные психолого-педагогических
исследований свидетельствуют, что нередко
родители понимают, к каким целям в воспитании
своего ребенка нужно стремиться, какие
качества в нем развивать. Однако они не
всегда знают, как это сделать, какие методы
и средства выбрать. Причинами педагогических
ошибок родителей являются их неподготовленность
к воспитательной работе, непонимание
сложного процесса развития ребенка, а
иногда и отсутствие чувства ответственности
перед обществом за воспитание ребенка.
Поэтому родителям недостаточно одной
любви к ребенку и желания его вырастить,
необходимо еще знать, как строить отношения
с ним, основываясь на возрастных физических
и психических особенностях дошкольников.
Работа детского сада
с семьей была и остается одним из наиболее
активных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом
дошкольном учреждении. Как показывают
результаты современных педагогических
исследований, это объясняется рядом причин:
§ Низким уровнем социально-психологической
культуры участников взаимодействия (родителей
и воспитателей), а значит, неумением общаться,
налаживать деловое и личное сотрудничество;
§ Неумением родителей
анализировать собственную воспитательную
деятельность;
§ Непониманием воспитателями
того, что в определении содержания, форм
и методов работы детского сада с семьей
социальными заказчиками выступают семья,
родители, а не дошкольное учреждение;
§ Недостаточной информированностью
родителей об особенностях жизни и деятельности
детей в дошкольном учреждении, а воспитателей
— об условиях и особенностях семейного
воспитания каждого ребенка.
Воспитатель ежедневно
общается с родителями своих воспитанников:
с одними чаще, с другими реже. Опрос, проведенный
Е.А. Панько, позволил выделить 7 основных
групп «трудных» для воспитателя родителей:
1. Родители, не уделяющие
должного внимания воспитанию своих детей,
не проявляющие заинтересованность в
их судьбе;
2. Родители высокомерные,
не воспринимающие воспитателя детского
сада как авторитетное лицо в области
педагогики;
3. Родители, безразличные
к работе детского сада, пассивные;
4. Родители, чрезмерно
опекающие своего ребенка, переоценивающие
его;
5. Родители, недооценивающие
роль дошкольного воспитания в развитии
ребенка;
6. Родители, индивидуальные
и возрастные особенности которых затрудняют
установление с ними доверительных отношений,
контакта (конфликтные, старше по возрасту
и т.п.);
7. Родители с общей низкой
культурой, необразованные в области педагогики
и психологии и не проявляющие при этом
желания к росту себя как воспитателей.
Познание родителей
воспитанников – важное условие успеха
во взаимодействии с семьями не только
воспитателя, но и других специалистов.
Анализ ответов на
вопрос «Считаете ли вы нужным
присутствовать на занятиях у ребенка
в детском саду?» свидетельствует, что
не все родители осознают важность этих посещений. Только
50% опрошенных родителей ответили утвердительно,
треть не видит необходимости в этом, 16%
родителей не дали ответа на этот вопрос.
Однако следует иметь в виду, что 18% родителей
говорят об отсутствии такой практики
в детском саду, а 24 % — вообще ничего не знают о такой форме
сотрудничества. Значит, воспитатели
не доводят до сведения всех родителей,
что им можно присутствовать на занятиях.
Из этого следует, что
далеко не все воспитатели готовы
сотрудничать с родителями в вопросах
воспитания и развития ребенка. А ведь
это принесло бы пользу, и прежде всего
детям. Они бы воспринимали родителей
по-новому — как союзников, так как родитель,
участвующий во всех мероприятиях, знает
детские проблемы и пути их преодоления,
старается понять чувства ребенка, его
деятельность, его точку зрения. У ребенка,
который постоянно чувствует поддержку,
понимание родителей, повышается самооценка.
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующий вывод. В установлении
контакта с родителями главная роль отводится
педагогическому коллективу. Взаимодействие
семьи и дошкольного учреждения зависит
именно от того, какую позицию займет педагог
в отношениях с родителями с первых дней
посещения ребенком детского сада. Но,
в тоже время, и родители должны проявлять
активность и содействовать установлению
положительных отношений с воспитателями.