Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:53, лекция

Описание работы

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»
(В.А. Сухомлинский).
Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Содержание работы

Введение………………………………………………
Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе школы………………………………………………………….
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями……………………..
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи...
Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями…………………………...
Заключение……………………………………………
Список литературы…………………………………..

Файлы: 1 файл

semya_0.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                  Э.И. Ивлева


 

 

 

Роль семьи

в воспитательно-образовательном

 процессе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………

3

     1.

Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе школы………………………………………………………….

 

4

     2.

Основные направления организации сотрудничества классного  руководителя с родителями……………………..

 

7

     3.

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи...

8

     4.

Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями…………………………...  

 

20

     5.

Заключение……………………………………………

22

     6.

Список литературы…………………………………..

23

     7.

Приложение…………………………………………..

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом.

Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».

     Права и обязанности родителей определены:

– в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;

– главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;

–в  Законе Российской Федерации «Об образовании».

     В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

     Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

    Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

 

 

   

 

 

 

 

 

1. Роль семьи в воспитательно-образовательном

процессе школы

       Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»

(В.А. Сухомлинский).

      Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

      Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.  А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

   Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей. Поэтому огромное значение в работе с родителями  имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьёй - длительный процесс, успешность которого зависит от реализации следующих принципов:

    • обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
    • организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей;
    • гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй;
    • интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
    • управление взаимодействием школы и семьи.

Необходимые условия взаимодействия семьи и школы:

    • дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают её цели и находят в ней личностный смысл;
    • осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности – с учётом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
    • отсутствует навязывание, давление на детей и родителей – действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

   Строить систему отношений с родителями надо начинать ещё тогда, когда их дети посещают детский сад. Для этого в школе организуют встречи: «День открытых дверей», «Давайте познакомимся». Они знакомят родителей со школой, с её традициями и программами обучения, а это даёт им возможность выбора и программы, и учителя. Кроме того, дети имеют возможность посещать подготовительные занятия, на которых учитель организует в игровой форме работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления.  Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются советы, которые помогут успешнее начать обучение в первом классе.

      Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть.  И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

     Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Строить  взаимодействие с родителя на основе таких идей-принципов, как:

- обращение к чувству родительской  любви;

- умение разглядеть в каждом  ученике положительные черты;

- уважение личности отца и  матери, их родительских забот, трудовой и                общественной деятельности.

      Никто не может учесть в какой мере своим обликом, образом мыслей, поведением, богатством души влияет на ребёнка его родители – самые близкие для него люди. Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления организации сотрудничества классного  руководителя с родителями

       Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями

включает три основных направления:

- психолого-педагогическое и здоровьесберегающее  просвещение родителей;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

- участие родителей в управлении  учебно-воспитательным процессом.

      Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

- родительские лектории;

- конференции;

- индивидуальные или тематические  консультации;

- родительские собрания.

     Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

- дни творчества детей и их  родителей;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении  внеклассных дел, в укреплении  материально-технической базы школы  и класса.

     Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей класса в  работе Совета школы; Управляющего  совета;

- участие родителей в работе  общешкольного и классного родительского  комитета.

 

 

 

 

3. Формы взаимодействия  классного руководителя и семьи

        Самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребёнка – школьника.

       Если в составе родителей в основном молодые люди, то им необходимо гораздо чаще встречаться и с педагогами, и со специалистами для приобретения своего родительского педагогического опыта.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству  большое внимание.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими,     тематическими, итоговыми. Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

       Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса и учащихся (приложение 1). И накануне родительского собрания каждый родитель должен получить приглашение на собрание, на котором написано – дата, время, место, форма проведения и план собрания. Родители должны знать, что их ждёт на собрании, заинтересовать их. К  родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса, анкеты, памятки, притчи (приложение 2). Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Предварительная диагностика проводится уже с первого класса. Она начинается с изучения коллектива родителей и детей задолго до того, как дети сядут за парты. Такая диагностика позволяет будущему классному руководителю увидеть отношение родителей к поступлению ребенка в школу, отношение к школе, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой и классным руководителем, родителями и учащимися класса. В процессе исследований, которые  проводятся в школе, используются такие методы, как интервью, беседы, анкетирование, изучаются протоколы родительских собраний. Результаты исследований являются основой школьного мониторинга работы с родителями.

 - «Изучение удовлетворенности родителей работой ОУ»

  - Родительский заказ – прогноз  «Наша школа в ближайшие годы»

- «Школа глазами родителей»

- «Тайное мнение»

- «Умеете ли вы быть счастливыми?»

- «Какой вы родитель?»

- «Как у вас соотносится сердце  и разум»

- «Родительская позиция»

     Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

- «Из истории воспитания детей  в семье»;

- «Великие педагоги мира»;

- «Крылатые фразы о воспитании»;

- «Азбука воспитания детей в  семье»;

- «Советуем прочесть»;

- «Книжная полка родителей»;

- «Обсудите вместе с ребенком»;

- «Шкатулка мудрости»;

Информация о работе Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе