Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:53, лекция
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»
(В.А. Сухомлинский).
Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Введение………………………………………………
Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе школы………………………………………………………….
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями……………………..
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи...
Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями…………………………...
Заключение……………………………………………
Список литературы…………………………………..
8.Заседания родительского
9.Положение о родительском
Родительский комитет класса обязан:
- помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
- вовлекать родителей в
- влиять на формирование
- стимулировать подвижничество
и ответственность в
- выступать с инициативами и
предложениями по улучшению
- соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.
Родительский комитет имеет право:
- активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
- посещать вместе с классным
руководителем учащихся на
- присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
- воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;
- проводить беседы с
- поддерживать тесный контакт
с правоохранительными
Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды.
Для комфортного пребывания родителей в школе необходимо создание «Семейной комнаты», где родители могут пообщаться друг с другом, получить консультацию педагога, психолога и других специалистов, познакомиться с новинками литературы или просто встретить своего ребенка.
4. Нетрадиционные формы работы с родителями
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести:
- родительские чтения;
- родительские вечера;
- родительские тренинги;
- презентации семейного опыта.
Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Учитель определяет вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Особенность таких мероприятий является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказать своё собственное понимание вопроса. Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.
Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными. Главное, в ходе вечера родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Они собираются не для того, чтобы выяснить отношения друг с другом, а для того, чтобы понять друг друга и, самое главное, помочь друг другу, поделившись опытом воспитания своего ребёнка с другими родителями.
Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребёнка-школьника. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя долго ждать. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы или педагогом, который имеет право проводить тренинговую работу.
В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры». Такие задания позволяют по – новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в своих глазах. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.
Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга. Данный материал о семье располагается на сайте школы «Родительская страничка» и печатается в местной прессе.
Заключение
Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
- в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
- в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
- в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
- в оптимистическом взгляде
родителей на решение семейных
проблем и формировании педагог
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.
Структурная модель родительского собрания
для родителей 1 – 4 классов
Тема: «Взаимоотношения в семье»
Цели:
Задачи:
Оборудование:
1. Листья - жетоны.
2. Тест «Какой вы родитель?».
3. Памятка «Советы родителям».
Ход собрания
При входе в класс каждый
родитель берет жетон (красного, желтого, зеленого цвета - по желанию) в виде кленовых
листочков и занимают место за столами,
согласно избранному цвету - распределение
на 3 группы.
I. Вступительное слово учителя.
(звучит музыка - песня «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко)
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь входил ты из семьи
В семейном кругу мы жизнь создаем
Основа основ - родительский дом.
- Каждому из нас нужно такое место, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место - твой дом, твоя семья.
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». (Экзюпери)
-Самый большой дефицит, который испытывают наши дети - это дефицит общения. О взаимоотношениях в семье, о доброте и нежности, о наказаниях, о семейных праздниках и традициях поведём мы сегодня разговор.
II. Тест-игра «Какой вы родитель? »
- Слово может разбудить в человеке зверя, а может и возвысить его, оно может, как ранить, так и лечить. Речь, общение - это и есть сама цивилизация.
- Я предлагаю вам тест-игру, «Какой вы родитель?»
Игра - тест - « Какой вы родитель?»
1. Сколько раз тебе повторять!
- Перед вами 14 фраз, которые вы, возможно, употребляете в общении с детьми.
а) Ваша задача выбрать
и обвести кружком только те фразы, которые
вы чаще всего употребляете, (тест у каждого)
б) А теперь оцените каждую, выбранную фразу баллом.
- фраза - 2
фраза - 1- Посчитайте сумму баллов, оцените избранные фразы и послушайте - какой вы родитель.
7-8 баллов, - Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас.
9-10 баллов, - Вы непосредственны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.
11-12 баллов. - Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13-14 баллов, - Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути, между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания.
Информация о работе Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе