Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:53, лекция

Описание работы

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»
(В.А. Сухомлинский).
Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Содержание работы

Введение………………………………………………
Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе школы………………………………………………………….
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями……………………..
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи...
Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями…………………………...
Заключение……………………………………………
Список литературы…………………………………..

Файлы: 1 файл

semya_0.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

8.Заседания родительского комитета  класса проходят 3-4 раза в учебную  четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

9.Положение о родительском комитете  принимается на заседании родительского  комитета школы или на заседании  Совета школы.

       Родительский комитет класса обязан:

- помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

- вовлекать родителей в совместную  деятельность с детьми;

- влиять на формирование культуры  родительского общения;

- стимулировать подвижничество  и ответственность в воспитании  подрастающего поколения;

- выступать с инициативами и  предложениями по улучшению образовательно-воспитательного  процесса в школе;

- соблюдать этические нормы  в общении с учащимися, педагогами  и их родителями.

        Родительский комитет имеет право:

- активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;

- посещать вместе с классным  руководителем учащихся на дому;

- присутствовать на уроках и  внеклассных мероприятиях;

- воздействовать совместно с  классным руководителем на тех  родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;

- проводить беседы с проблемными  учащимися;

- поддерживать тесный контакт  с правоохранительными организациями  и общественными организациями  в защиту прав и интересов  ребёнка и семьи.

Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды.

Для комфортного пребывания родителей в школе необходимо создание «Семейной комнаты», где родители могут пообщаться друг с другом, получить консультацию педагога, психолога и других специалистов, познакомиться с новинками литературы или просто встретить своего ребенка.

 

 4. Нетрадиционные формы работы с родителями

     К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести:

- родительские чтения;

- родительские вечера;

- родительские тренинги;

- презентации семейного опыта.

Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Учитель определяет вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Особенность таких мероприятий является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказать своё собственное понимание вопроса. Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными. Главное, в ходе вечера родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Они собираются не для того, чтобы выяснить отношения друг с другом, а для того, чтобы понять друг друга и, самое главное, помочь друг другу, поделившись опытом воспитания своего ребёнка с другими родителями.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребёнка-школьника. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя долго ждать. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы или педагогом, который имеет право проводить тренинговую работу.

В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры». Такие задания позволяют по – новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в своих глазах. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.

Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга. Данный материал о семье располагается на сайте школы «Родительская страничка» и печатается в местной прессе.

 

 

Заключение

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

     Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

- в улучшении отношений с  ребенком, во взаимопонимании;

- в том, какое место занимает  ребенок в жизни родителей, чувствует  ли он себя в ней защищенным  и находится ли в безопасности;

- в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

- в оптимистическом взгляде  родителей на решение семейных  проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

- в проявлении родительской  солидарности, сплоченности, активности  в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

 

 

 

 

                                        Список литературы

 

  1. Дереклеева, Н. И. Новые родительские собрания  [Текст]: учебное пособие для классных руководителей / Н. И. Дереклеева.- М.: ВАКО, 2006. - 336 с.
  2. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя  [Текст]: методическое руководство для классных руководителей / Н. И. Дереклеева.- М.: ВАКО, 2007. - 267 с.
  3. Ивлева, Э. И. Формы взаимодействия учителя и семьи [Текст] / Э. И. Ивлева Профессиональная компетентность педагога начальных классов как условие успешной реализации национального проекта в сфере образования [Текст]: материалы региональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 8-9 июня 2006 г.: в 2 т. / ред. коллегия:Т. Н. Семенкова, Н. А. Заруба, В. В. Курчуганова, М. В. Корнилова, Н. И. Приходько, Е. Ю. Командирова – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. – Т. - 1. - 281 с.
  4. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учебно – методическое. пособие  / М. И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 216 с.
  5. Саляхова, Л. И. Родительские собрания 1-4 классы [Текст]: учебное пособие для классных руководителей / Л. И. Саляхова - М.: Глобус, 2007 – 315 с.
  6. Стружко, В. А. Сотрудничество с семьёй – важное направление деятельности школы [Текст] / В. А. Стружко // Образование в современной школе. – 2005. - № 5. – С. 14.
  7. Филиппова, Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнка [Текст] /Г. Филиппова // Семья и школа. – 2001. - № 7,8. – С. 30-35.

 

 

 

 

 

                                                                           Приложение 1

Структурная модель родительского собрания

для родителей 1 – 4 классов

 

Тема: «Взаимоотношения в семье»

                                                                      «Единственная   настоящая  роскошь  -

                                                              это роскошь человеческого общения».

                                                                                  Антуан де Сент – Экзюпери

Цели:

  1. Развивать способности взаимоотношений, умения находить выход из проблемных ситуаций.

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
  2. Формировать традиции культуры проявления родительской любви.
  3. Содействовать укреплению взаимоотношений между взрослыми и детьми при проведении семейных праздников.

Оборудование:

       1.  Листья - жетоны.

     2. Тест «Какой вы  родитель?».

     3. Памятка «Советы  родителям».

  1. Карточки с проблемными вопросами.
  2. Солнышко, лучики.
  3. Картинка с изображением семьи.
  4. Высказывания по теме собрания.

Ход собрания

При входе в класс каждый родитель берет жетон (красного, желтого, зеленого цвета - по желанию) в виде кленовых листочков и занимают место за столами, согласно избранному цвету - распределение на 3 группы. 

I. Вступительное слово учителя.

(звучит музыка - песня «Родительский  дом» в исполнении Л. Лещенко)

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ - родительский дом

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь входил ты из семьи

В семейном кругу мы жизнь создаем

Основа основ - родительский дом.

  - Каждому из нас нужно такое место, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место - твой дом, твоя семья.

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». (Экзюпери)

  -Самый большой дефицит, который испытывают наши дети - это дефицит общения. О взаимоотношениях в семье, о доброте и нежности, о наказаниях, о семейных праздниках и традициях поведём мы сегодня разговор.

II. Тест-игра «Какой вы родитель? »

- Слово может разбудить в человеке зверя, а может и возвысить его, оно может, как ранить, так и лечить. Речь, общение - это и есть сама цивилизация.

- Я предлагаю вам тест-игру, «Какой вы родитель?»

Игра - тест - « Какой вы родитель?»

 1. Сколько раз тебе повторять!

  1. Посоветуй мне, пожалуйста.
  2. Не знаю, что бы я без тебя делала?
  3. И в кого ты такой уродился?
  4. Какие у тебя замечательные друзья!
  5. Ну, на кого ты похожа!
  6. Я в твое время!
  7. Ты моя опора и помощница (к).
  8. Ну, что за друзья у тебя!
  9. О чем ты только думаешь!
  10. Какая ты у меня умница!
  11. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
  12. У всех дети как дети, а ты?
  13. Какой ты у меня сообразительный (ая)?

- Перед вами 14 фраз, которые вы, возможно, употребляете в общении с детьми.

а) Ваша задача выбрать и обвести кружком только те фразы, которые 
вы чаще всего употребляете, (тест у каждого)

б) А теперь оцените каждую, выбранную фразу баллом.

  1. фраза - 2
  1. фраза - 1
  1. фраза - 1
  2. фраза - 1
  3. фраза - 1
  4. фраза - 2
  5. фраза - 2
 

 

  1. фраза - 1
  2. фраза - 2

 

  1. фраза - 2
  2. фраза - 1
  3. фраза - 1
  4. фраза - 2

фраза - 1- Посчитайте сумму баллов, оцените избранные фразы и послушайте - какой вы родитель.

 7-8 баллов, - Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас.

9-10 баллов, - Вы непосредственны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.

11-12 баллов. -  Вам  необходимо  быть к ребенку  повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.

13-14 баллов, - Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути, между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания.

Информация о работе Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе