Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:53, лекция
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»
(В.А. Сухомлинский).
Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Введение………………………………………………
Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе школы………………………………………………………….
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями……………………..
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи...
Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями…………………………...
Заключение……………………………………………
Список литературы…………………………………..
- «Творческая мастерская семьи».
Такие рубрики позволят сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет способствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе «учитель – ученик – родитель». Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива. Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей – помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты, медали. Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может отправить, как домой ученику, так и на работу его родителям.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.
К психолого-педагогическому и здоровьесберегающему просвещение родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: психологов, логопедов, врачей, уполномоченного милиции и других.
Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей должно носить ярко опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда возраст детей уже наступил и принес свои проблемы.
Формы проведения собраний разнообразны – круглый стол, диспут, дискуссия, мозговой штурм, беседа – практикум и многие - многие другие.
Правила подготовки классного родительского собрания.
1.Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
2.Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
6. Родительское
собрание должно быть
Советы психолога:
- перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;
- отведите на собрание не более 1,5 часов;
- самый приятный звук для человека – его имя6 положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
- не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
- предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
- поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов);
- дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
- в личной беседе оценивайте
успехи относительно их
- доведите до родителей мысль,
что «плохой ученик» не
- родитель должен уйти с
Не стоит:
- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
- сравнивать успехи отдельных учащихся;
- давать негативную оценку
- переоценивать значение
- использовать а общении с родителями назидательный тон.
Конференция одна из форм работы с родителями. Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Предметом обсуждения родительской конференции могут стать документы по реформированию школьного образования (10 балльная оценка знаний учащихся и ее содержание или, к примеру, документы Конвенции о правах ребенка). Конференция, как и любая встреча с родителями, заранее планируется и тщательно готовится. К конференции необходимо готовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и детей, ученых. В ходе конференции может быть принято решение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без участия родителей.
Предметом обсуждения родительской конференции могут быть и насущные проблемы учебного заведения: оформление и ремонт школьного здания, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников, аттестация учебного заведения и ее результаты, и многое другое.
В начале учебного года конференция проводится для того, чтобы продемонстрировать представителям родительских комитетов классов готовность школы к новому учебному году, рассказать о достигнутых успехах, поделиться планами на будущее, в которых особая роль отводится сотрудничеству с родителями. Значение такой встречи состоит в том, что родительские комитеты смогут затем компетентно общаться с остальными родителями класса на родительских собраниях.
В конце учебного года конференция необходима, чтобы подвести итоги, отметить вклад родительских комитетов в сотрудничество со школой, очертить круг проблем, которые требуют помощи родителей.
Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.
Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:
1.Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.
2.Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
3.Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
4.Родители не должны ждать под дверью своей участи.
5.Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
6.Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.
7.Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
8.Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны.
9.В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.
10.Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.
11.Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.
Посещение ребенка на дому. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома, поэтому лучше предупредить родителей о своём визите. Классный руководитель должен не только познакомиться с условиями жизни ученика, но и может поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.
Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.
Многие родители никогда не имели возможности принять участие, в каких – либо делах, не связанных с их профессиональной или чисто родительской деятельностью. Нужно предоставлять им такую возможность, например, через:
- выступление на родительском собрании;
- контроль организации питания школьников;
- участие в научно – исследовательской деятельности вместе со своими детьми;
Родители, вместе с детьми, как правило, младшими школьниками, выполняют несложные исследования по родному краю, городу, по наблюдению за выращиванием растений, по составлению родословной семьи и другие, а потом вместе с ребенком представляют свои работы на школьной научно – практической конференции. Главное, что получается из такого интересного задания, - это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Как известно, люди очень любят поговорить, особенно тогда, когда тема разговора касается их лично. Но вот убедительно и аргументировано может не каждый, да и не всегда находится благодарный слушатель. В школе можно предоставляем родителям такую возможность. В День открытых дверей проводим игру «Дебаты». Технология этой игры предполагает развитие у человека критического мышления, умения толерантно относится к мнению другого человека. Темы выбираются актуальные, злободневные, например « Семейное воспитание влияет на поведение школьников в обществе»
Такие интерактивные игры, в которых участвуют подростки и родители позволяют и тем и другим взглянуть на вопросы нравственного воспитания с разных позиций, сформировать или пересмотреть свои взгляды на природу межличностных взаимоотношений со своими детьми, а главное – высказаться и быть услышанным.
Интересной формой взаимодействия школы и родителей является совместное проведение досуга, где родители становятся непосредственными участниками праздников, конкурсов, соревнований, походов готовят различные атрибуты. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки, внеклассные мероприятия, гордятся участием родителей в жизни класса, школы. У ребенка, который постоянно чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка. Международный День Семьи, который отмечается в мае месяце, должен стать Традиционным большим праздником школы.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно–воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Прежде всего, это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки – это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.
Кроме таких уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми. Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно – бытовых вопросов в классе. Ремонт кабинета, мебели, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно – гигиенических и профилактических мер учащимися и школой – это и многое другое может быть в компетенции родительского комитета. По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.
Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия.
Примерное положение о родительском комитете класса
1.Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.
2.Родительский комитет
3.В родительский комитет
4.Председатель родительского
5.О своей деятельности
6.Собрание родителей вправе
потребовать от родительского
комитета внеочередного отчёта,
если сомневается в его действи
7.Родительский комитет класса
участвует в заседаниях Совета
школы, в школьных конференциях,
встречах родительских
Информация о работе Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе