Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:53, лекция

Описание работы

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»
(В.А. Сухомлинский).
Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Содержание работы

Введение………………………………………………
Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе школы………………………………………………………….
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями……………………..
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи...
Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями…………………………...
Заключение……………………………………………
Список литературы…………………………………..

Файлы: 1 файл

semya_0.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

III. Работа в группах

 - А сейчас я предлагаю поработать в группах над проблемными вопросами по заданной теме.

Каждой группе необходимо в течение 10 минут выработать тезисы по данной проблеме, опираясь на личный опыт и предложенный для анализа материал.

   Итоговый тезис (самый важный на ваш взгляд) записать на лист.

  1. группа - обсуждает проблему: «Нужно ли ребенка ласкать? Не будет ли это баловать его?»
  2. группа - «Нужно ли наказывать ребенка? Как? Оправдывают ли себя физические меры наказания?»
  3. группа -  «Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений между членами семьи?»

•   Приятного Вам общения (под музыку).

IV. Выступление групп

-Подведем итог вашей работы.

-Какие же взаимоотношения должны быть в семье? Предоставляется слово: (вопрос - ответ)

1 группа     Итоговый тезис: «Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие»

2 группа     «Не применять к детям физических мер воздействия». «Любое наказание должно быть справедливым».

3 группа     «Строить отношение с детьми на основе сотрудничества, коллективной организации семейного мероприятия»

V. Конкурсы

-Для того, чтобы ваши семейные мероприятия были более разнообразны, интересны  я предлагаю вам некоторые конкурсы:

1. Конкурс «Наука радовать».

За 1 минуту придумать как можно больше способов обрадовать своих детей (записать кратко).

2. Конкурс «Подари подарок».

Каждой группе по очереди предлагаю имя, а вы не долго думая, предлагаете подарок по первой букве имени, который подарите человеку с этим именем (например: Ане - арбуз).

  1. Борис - барабан.
  2. Маша - миллион, машину.
  3. Вова - велосипед.
  4. Надя - незабудки.
  5. Петя - пианино.
  6. Катя - компьютер.

Задание - каждой группе предложить по 1-му коллективному конкурсу (за 2 минуты обсуждения).

3. Конкурс «Наборщик».

Запишите слово грамотей. За 1 минуту каждая группа должна записать как можно больше слов, используя буквы слова грамотей (герой, море, тема, атом, рота, март, гора, гром, грот, том).

VI. Анализ сочинений «Моя семья»

-А о какой семье, о каких взаимоотношениях мечтают наши дети?

-Давайте прочитаем выдержки из сочинений наших ребят.

-Я бы хотела, чтобы мы чаще проводили вместе выходные дни.

-Чтобы мама с папой оставались такими, какие они есть, я их очень люблю!

-Чтобы мама с папой чаще улыбались и были вместе.

-Чтобы родители никогда не болели.

-Чтобы в семье было много праздников и мы отмечали их вместе: взрослые и дети.

-Чтобы ласковые мамины руки и сильное папино плечо были всегда рядом.

-Кто прочитает 1 желание и прикрепит первый лучик нашего солнышка

  • от 1 группы?
  • от 2 группы?

от 3 группы? и т.д.

(Родители по очереди подходят к учителю, читают выдержку из сочинений ребят, написанных на лучиках солнца, и прикрепляют на доску вокруг солнышка)

-Наше солнышко светит всё ярче и ярче.

(После того, как будет прикреплен  последний лучик)

-Вы почувствовали, как стало тепло и уютно в нашей комнате – это забота, внимание и любовь наших детей.

VII. Тренинг-игра «Родительская любовь»

1)Как любить ребенка не только  сердцем, но и разумом. Любить  ведь тоже надо уметь. Это умение  не дается матерью-природой.

 Предлагаю вам тренинг-игру «Родительская любовь».

- В группах разбейтесь по парам и выполните такое упражнение:

(1 пара - к доске)

  • посмотрите друг другу в глаза с нежностью;
  • а теперь один сидит, а другой стоит;
  • а теперь оба стоят.

- Поделитесь своими впечатлениями:

(Что вы чувствовали, когда смотрели  в глаза: находясь на одном уровне - равноправие, тепло, взаимопонимание на разных уровнях: кто сидел - подавленность, страх, унижение; кто стоял - превосходство, уверенность).

2)Как мы смотрим на ребенка, так он и смотрит на людей.

Любовь можно выразить по-разному:

  1. через прием «глаза в глаза»;
  2. физический контакт с нежностью и лаской (обнять, поцеловать);
  3. пристальное внимание к ребенку наедине;
  4. организация времени ребенка.
  5. Для создания счастливой семьи нужна такая любовь, которая включала бы взаимное уважение.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».    (Л.К Толстой)

 

VIII. Советы родителям

- Как  построить  правильное  отношение  с ребенком – переверните жетоны-листочки и прочитайте вслух, начиная с цифры 1 советы по порядку.

Советы:

  1. Любите своего ребенка, принимайте его таким, каков он есть.
  2. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.
  3. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.
  4. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.
  5. Хвалите ребенка, но чаще хвалите людей в его присутствии.
  6. Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
  7. Сделайте все для своих детей, чтобы дети были готовы сделать все для своих родителей.
  8. Хорошие дети - спокойная старость.

IX. Рефлексия. Игра «Негатив - позитив»

- И в заключении нашего собрания - игра «Негатив - позитив». Каждой группе я предлагаю по 2 карточки с негативными высказываниями родителей. Ваша задача за 1 минуту составить и записать позитивное высказывание об этом же.

  1. «Ты плохой, отдам тебя в детдом!» (Чтобы не случилось, я никогда тебя не оставлю)
  2. «Что ты  за неряха!» (Как приятно на тебя смотреть, когда ты чистый и на тебе аккуратная одежда)
  3. «Ты просто плакса, нытик.» (Поплачь, тебе будет легче)
  4. «Вечно ты не вовремя» (Я тебе обязательно помогу, но позже) (Сначала ты помоги мне, потом, я тебе)
  5. «Уйди с глаз моих долой.» (Иди ко мне, вместе разберемся)
  6. «Не твоего ума дела.» (А ты как думаешь?)

«Гармония общения - залог эмоционального здоровья ребенка».

И мне хочется, закончить наш разговор на позитивной ноте (детям от имени всех родителей)

«Дитя, дай мне руку, чтобы я мог идти в лучах твоей веры в меня!»

(Ю. Кан   — китайский ученый педагог)

  (Вручение памяток - советов для родителей)Памятки - советы родителям.

  1. Никогда не говорите ребенку, что не будете его любить.
  2. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  3. Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего настроения.
  4. Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для общения с ребёнком.
  5. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.
  6. Никогда не упрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А еще мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя поим, кормим».
  7. Принимайте ребёнка таким, каков он есть.
  8. Внушайте ребёнку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

 

                                                                                       Приложение 2

Притча «Давайте начнем с себя»

 

Прожили люди неразумную жизнь, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас  спасет? – забеспокоились люди. Пошли  к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды  придет Путник Вечности. Он спасет вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды, чтобы встретить Путника Вечности.

- Нет – это не он, и это  не он, - говорили люди, видя ранних  спешащих.

Один не был облачен в белые одежды – значит не он,

У другого не было длинной белоснежной бороды – тоже не может быть.

Вот и взошла первая Утренняя звезда,

где-то запел жаворонок, где – то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороги все нет и нет.

Пришли люди к мудрецу с жалобой:

-Где же обещанный Путник Вечности?

( А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

- А плач ребенка вы слышали? – спросил мудрец?

-Да, но это же был плач новорожденного! – ответили люди

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребенка – свою надежду

Именно от него зависит спасение человеческого рода.

 Ведь именно ему жить в  будущем.

- Душа ребенка – это полная  чаша.

- Каким вы хотите видеть своего  ребенка?

- Какими чертами характера он  должен обладать?

- Какими качествами вы бы  хотели его наделить?

- У каждого из вас  и у  меня есть сердечко, поместите  его в чашу и назовите качество, которым вы бы хотели наделить  вашего ребенка.

(Добрым, Умным, Щедрым, Сильным, Здоровым, Заботливым, Справедливым)

- Посмотрите, какая яркая, красивая  душа у нашего ребенка!

- А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет этот ребенок, чтобы не расплескалась, не разбилась, а стала богаче?

-(Добрыми, Умными, Щедрыми, Сильными, Здоровыми, Заботливыми, Справедливыми)

- Но кто из нас не без  греха? У каждого есть отрицательная  черта, которая нам мешает быть  лучше. У одного это лень, у  другого – боязнь,  лесть, тщеславие, высокомерие……

- Задумаемся над словами Л.Н.Толстого: «Главная ошибка родителей в  том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!»

- Давайте попробуем здесь и  сейчас избавиться хотя бы  от одного изъяна.

Напишем каждый на своем листке эту черту.

Теперь сомнем его и бросим на «чашу избавления»

Мы сейчас сожжем наши пороки в «огне очищения» (сжечь с помощью свечи).

- Чувствуете, как неприятен запах  наших сгорающих пороков, и легче, и свободнее становится на  душе.

-Давайте подведем итог нашей встречи.

- Кто же является Путником  Вечности, способным спасти человечество?

- Ребенок.

- Каким должен быть этот Путник?

- Благородным Человеком.

- Кто же воспитывает его?

- Мы, Взрослые. - Наша задача воспитывать  Благородного Человека, т.е. рождающего Благо!

Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать … Себя!

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 



Информация о работе Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе