Роль трудового воспитания в разностороннем развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от того, насколько удается его организовать, добиться производительности, несущей моральное удовлетворение трудящемуся, вызвать у него эстетические чувства. Прекрасная и нравственная сущность труда проявляется с особой силой, когда его процесс организуется как система, с четко выраженными и взаимодействующими основными структурными элементами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность, функции трудового воспитания………………………………..4
2. Система трудового воспитания…………………………………………….10
3. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся…15
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

К.р. по пед-ке Роль трудового воспитания в разностороннем развитии личности.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 

 

УО «Мозырский педагогический

университет имени И.П.Шамякина»

 

 

                                                                                Факультет дошкольного 

и начального образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по педагогике начального образования

на тему

«Роль трудового воспитания

в разностороннем развитии личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                

                                                                                        Выполнила

                                                                       Альхимович С.В.,

                                                                                        студентка 2 курса

                                                       3 группы

                                                                                        факультета ДиНО

                                                                                        специальности

                                                                                    «Начальное образование» 

                              заочной формы получения 

                                                                                       высшего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозырь 2012

План:

 

Введение……………………………………………………………………………3

1. Сущность, функции  трудового воспитания………………………………..4

2. Система  трудового воспитания…………………………………………….10

3. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся…15

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы……………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение

 

  Труд  есть сознательная, целесообразная, созидательная физическая интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы.

     Обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от того, насколько удается его организовать, добиться производительности, несущей моральное удовлетворение трудящемуся, вызвать у него эстетические чувства. Прекрасная и нравственная сущность труда проявляется с особой силой, когда его процесс организуется как система, с четко выраженными и взаимодействующими основными структурными элементами.

     Ведущий элемент системы — цель труда. Она может быть представлена в нескольких видах: как личная и коллективная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление личности к приобретению знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, как средство нравственно-эстетического развития детей, формирования у них моральных качеств, умения видеть красоту окружающего мира, любоваться ею, использовать в творческом труде. Все эти грани общей цели в процессе труда решаются в единстве, способствуют эффективной реализации друг друга. Приобщение учащихся в доступных формах к труду подводит их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстетическими ценностями. К формированию у школьников психологической установки на труд привлекаются средства массовой информации, литература и искусство. Укрепление социально ценных установок, мотивов, побуждающих детей к труду, происходит в процессе трудовой деятельности под руководством учителей труда, наставников,  всего педагогического коллектива, родителей.

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, функции  трудового  воспитания.

    

     Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с производительным трудом на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд — основной источник материального и духовного богатства общества, священный долг человека, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция.

Укрепляя  навык, формируя сноровку, систему умений, труд активно способствует самоутверждению ребенка, дает ему  возможность почувствовать себя сильным, ловким, умелым. Свободное владение навыком создает благоприятные условия для творчества и духовного самовыражения, рождает у детей  ощущение и переживание высшей эстетической радости от  самостоятельно сотворенной красоты.

В этом отношении большой интерес представляет высказывание ученого и просветителя, ректора Виленского университета Яна Снядецкого (1756—1830), который писал: «В знаменитых семействах наших два порока, деморализующих людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие»   [1,с. 164].

 Еще большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщение учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания все более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики — Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А.Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К. Гончаровым, К.А. Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, А.А. Шибановым, М.У. Пискуновым.

«Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов»  -  так  определение  у И.Ф.Харламова [8,с. 359].

Б.Т. Лихачев дает  такое  определение: «Трудовое  воспитание  есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически  организованные  виды общественно  полезного труда с целью передави им минимума  производственного опыта, трудовых  умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека»  [2,с. 347].

Трудовое  воспитание имеет  также своей задачей осуществление начального профессионального  образования  и профориентации, формирование трудолюбия, других нравственных  качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда. Оно  призвано прививать уважение к людям труда, знакомить  учащихся  с основами  современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; побуждать к сознательному выбору профессии  и получению первоначальной  профессиональной подготовки.

 Формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам. Трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков [8, с. 359].

Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе предстоящей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями  [8, с. 359].

Сравнивая эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профориентацией. Последние выступают как его составные части. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при успешном их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Трудолюбие же является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной  потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности [8,с.359-360]. Будучи личностным качеством, трудолюбие включает в себя следующие структурные компоненты:

         а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее 
здоровые социальные и личные мотивы;

         б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание);

         в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное 
совершенствование;

         г)  достаточно сильную волю личности [8,с.  360].

Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.

Педагогически правильно  организованное и интересно поставленное трудовое воспитание и обучение вызывают положительные нравственные и эстетические переживания, развивают культуру труда. Воспитывающее влияние на учащихся оказывают эстетика  условий, в которых проходят трудовые занятия; рациональная  организация процесса труда; качество результатов труда, коллективные отношения участников  трудовых процессов и т.д.

     В педагогике детально раскрываются функции трудового воспитания в развитии личности и ее нравственном формировании.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Л.Н. Толстой в свое время писал: «При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна» [8,с.357].

Такую же мысль высказывал и К.Д. Ушинский. «Кто, — писал он, — не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда — тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать»  [7,с.120].

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовленности и личного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д.Ушинский подчеркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке  привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни  [7,с. 124].

Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только участие в коллективном труде, — отмечал А.С. Макаренко, — позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда»  [3,с. 234].

Информация о работе Роль трудового воспитания в разностороннем развитии личности