Роль трудового воспитания в разностороннем развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от того, насколько удается его организовать, добиться производительности, несущей моральное удовлетворение трудящемуся, вызвать у него эстетические чувства. Прекрасная и нравственная сущность труда проявляется с особой силой, когда его процесс организуется как система, с четко выраженными и взаимодействующими основными структурными элементами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность, функции трудового воспитания………………………………..4
2. Система трудового воспитания…………………………………………….10
3. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся…15
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

К.р. по пед-ке Роль трудового воспитания в разностороннем развитии личности.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

         б)  При организации труда нужно четко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснять их общественное и нравственное значение. Например, учащиеся-подростки и старшеклассники направляются на оказание помощи в уборке урожая. Накануне этого необходимо определить, какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и ее народнохозяйственное значение. Все это должно делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создает психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.

         в) В методике трудового воспитания существенно важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов ее выполнения.

         г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдению правил техники безопасности. В данном случае речь идет об элементах трудового обучения, формировании трудовых умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.

         д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами его выполнения. Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание нужно обращать на соблюдение правил техники безопасности, предупреждать учащихся об осторожности в обращении с орудиями труда и техническими средствами.

         е)  Органической частью организации труда является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также его роли в углублении и расширении знаний школьников. Когда, например, учащиеся работают на пришкольном участке, эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений, изучают влияние минеральных удобрений нарост и урожайность сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно связаны с обучением такие виды труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о производительном труде. Тем более вдумчиво нужно относиться учителям к использованию его в учебно-воспитательных целях. Школьники работают на рыхлении междурядий свеклы, кукурузы или картофеля. В этом случае полезно вспомнить, что рыхление почвы нередко называют «сухой поливкой» растений, и разъяснить учащимся, что рыхление разрушает капилляры в верхнем слое почвы и тем самым уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, с различными химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.

Подобное соединение труда с обучением не должно носить механического характера. Его необходимо осуществлять тогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь. Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение учащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют у них коллективизм, стремление к взаимопомощи, т.е. те качества, которые обеспечивают успех, как в физической работе, так и в учебных занятиях.

         ж) Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации труда. Можно, например, просто дать задание младшим учащимся собрать определенное количество металлолома и затем проконтролировать его выполнение. Но можно это задание облечь в яркую и привлекательную для детей форму [8,с. 365-367].

     Нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы ее формы постоянно обновлялись и приобретали свежие, а иной раз и романтические черты. Многое здесь дает использование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации.

Таковы основные методические требования, с учетом которых организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется их трудолюбие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся.

В системе трудового воспитания существенной задачей является работа по профессиональной ориентации школьников, оказание им действенной помощи в сознательном и правильном выборе профессии, их жизненном самоопределении.

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении [5, с.91].

Основная цель профессиональной ориентации – подготовить учащихся к сознательному выбору профессии в соответствии с их склонностями и способностями, помочь в развитии тех качеств, которые позволят учащимся быть востребованными на рынке труда.

В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики на рыночные отношения выбор сферы труда и профессии становится особенно проблематичным. С появлением рынка товаров и услуг возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, агропромышленные комплексы, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций людей.

     Многие учителя, родители, да и сами учащиеся считают, что в обществе с рыночной экономикой будет больше свободы в выборе сферы труда и профессии, и это позволит выпускникам школы самим определить жизненную позицию. Опыт зарубежных стран показывает, что конкуренцию на рынке труда выдерживают только высококвалифицированные работники. Выпускники же школ, средних специальных и высших учебных заведений не всегда получают надлежащую подготовку к высококвалифицированному труду, не имеют опыта и часто оказываются безработными.

Профессиональное  самоопределение  составляет  систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений,  производственных  коллективов  и  общественности  по  оказанию  помощи  учащимся  в  выборе  сферы труда  и  профессии  в  соответствии  с  призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах. При этом желательно учесть опыт профессиональной ориентации прошлых лет, теорию и практику подготовки молодежи  к  труду  и  выбору  профессии  развитых  стран мира.   Так,   в  Японии  подготовка  кадров  начинается   "с чистого листа",  то есть  с  самого  начала жизни ребенка, а  в  выпускном  классе  ученики  держат  экзамен  на  зрелость  профессионального  самоопределения.   Опыт профессионального самоопределения  в  США  построен  на прагматической  основе, когда ученик из учебных предметов выбирает только то, что,  по его  мнению,  потребуется для  последующей  профессии.  Такое стихийное самоопределение является односторонним и не может быть образцовым.

Шведская модель профессиональной ориентации направлена на "первостепенное удовлетворение нужд общества в кадрах с тем, чтобы потом хотя бы частично достичь второй цели — обеспечения свободы выбора профессии для индивида" [6,с.286]. Известный английский ученый А. Г. Уотте считает, что новая шведская система, возможно, представляет собой самую радикальную в западном мире официальную программу профориентации. В Швеции достигнуто состояние гармонии, в которой потребности в кадрах и желания молодежи уравновешиваются. В Республике Беларусь и других странах СНГ эта гармония еще не установилась.

     В Беларуси нужна своя, оригинальная система профессионального самоопределения учащейся молодежи. Она уже зримо складывается на основе дифференцированного обучения в специализированных классах, школах, гимназиях, колледжах, лицеях, средних профессионально-технических учебных заведениях и т.д. В них создаются условия для профессионального самоопределения на базе общего образования и развития на этой основе специфических способностей, которые становятся главными в выборе сферы труда и профессии.

Главные затруднения при выборе профессии в зарубежных странах и в нашей республике заключаются в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо приводить в соответствие с процессом профессионального самоопределения учащихся.

Объективные факторы. С одной стороны, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, интеграция и кооперирование отраслей производства сопровождаются усилением связи науки, техники и труда и требуют работников с широким общим и политехническим образованием. С другой — тенденция к общественному разделению труда не только в рамках отрасли одной страны, но и на мировом рынке приводит к специализации отдельных отраслей производства, унификации функций работников, требующих высокой профессиональной подготовки. Теперь не человек будет выбирать профессию, а производство диктовать свои требования к квалификации работников.

В условиях рыночных отношений все отрасли будут рационализированы, поэтому трудоустроиться на непроизводительные должности будет все труднее. Немаловажное значение имеет демографический фактор, то есть распределение городского и сельского населения. В Беларуси большинство населения проживает в городах. Однако сельское хозяйство занимает второе место в экономике республики. Оно дает примерно 28% объема национального дохода. Из агропромышленного комплекса республика получает около 90%  продуктов питания, формирует свыше 70% товарооборота  [6,с.287-288]. Можно предположить смещение части городского населения в сельскую местность, где будет меньше конкуренции на рынке труда и легче трудоустроиться. По инициативе Президента и Правительства Республики Беларусь проводится масштабная многолетняя работа по строительству агрогородков со всеми социальными и культурными условиями, с предоставлением жилья и трудоустройством молодежи, специалистов и населения из городов Беларуси и других регионов СНГ.

Субъективные факторы. Научно-технический прогресс в условиях рыночных отношений интенсифицирует все стороны человеческой деятельности: возрастают требования к надежности и качеству труда, развитию профессиональных функций личности,  поэтому необходимо уже в школьные годы развивать дарования учащихся, чтобы позволить каждому из них лучше профессионально определиться в соответствии со своими способностями.

Учеными доказано, что человек обладает "величайшими вариантами приспособления". Способность мозга иррадиировать (соединять) раздражители, поступающие из различных источников, создает возможности приспособления человека к разнообразным условиям трудовой деятельности, а школьников — к получению общего политехнического образования. В то же время специфические функции различных образований коры головного мозга с их рецепторными органами составляют основу для развития специальных способностей и соответствующих профессиональных качеств личности. Все это позволяет выбирать сферу труда и профессию в широком диапазоне, пересматривать свой выбор, а при необходимости и переучиваться, менять профессию, иметь узкую специальность или профессию широкого профиля, поэтому профессиональное самоопределение во многом зависит от внутренней позиции учеников, мотивационной сферы каждого из них.

Исходя из социально-экономических условий и жизненной необходимости подготовки школьников к труду и выбору профессии, а также потенциальных возможностей юношей и девушек, можно сформулировать задачи школы,  родителей  и общественности:

         а) расширение  представлений  учащихся об отраслях  и профессиях, требованиях к кадрам в условиях научно-технического  прогресса  и   рыночных   отношений, потребностях   в   работниках   местных   предприятий, колхозов и совхозов, кооперативов и арендаторов, учреждений  и  учебных  заведений;

        б) убеждение  в  необходимости  развития  способностей, нужных   для   получения   избираемой   профессии,   с учетом потребностей общества в кадрах;

     в) практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда  и  профессии,   развитие  творческих  способностей каждой личности;

         г) дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья,  пола,  возраста и других  индивидуальных  особенностей  юношей  и девушек  [6, с. 289].

     Широкое распространение получило производственное обучение и организация общественно полезного, производительного труда учащихся на базовых промышленных предприятиях и стройках. Это помогает школьникам овладевать производственными умениями и навыками, выбрать себе специальность в соответствии со своими склонностями, а многим из них и вернуться на это предприятие после окончания школы, чтобы приобщиться к труду в сфере материального производства.

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Система трудового воспитания и профессиональной ориентации создает педагогические предпосылки для формирования у учащихся потребности в труде, понимания его важного экономического и нравственного значения, способствует овладению трудовыми умениями и навыками, закаляет волю, что в конечном итоге и формирует трудолюбие, а также бережливость как нравственные качества, помогает жизненному самоопределению школьной молодежи. Нельзя, однако, не отметить того, что в решении этой проблемы имеется много недостатков и трудностей. Нередко в школах нет необходимой системы и регулярности в организации труда учащихся. Не обращается должного внимания на стимулирование их трудовой активности, на создание положительных трудовых традиций. До сих пор не решены как следует вопросы о связи школ с предприятиями по профессиональной ориентации учащихся.

Информация о работе Роль трудового воспитания в разностороннем развитии личности