Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 15:21, контрольная работа
Обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от того, насколько удается его организовать, добиться производительности, несущей моральное удовлетворение трудящемуся, вызвать у него эстетические чувства. Прекрасная и нравственная сущность труда проявляется с особой силой, когда его процесс организуется как система, с четко выраженными и взаимодействующими основными структурными элементами.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность, функции трудового воспитания………………………………..4
2. Система трудового воспитания…………………………………………….10
3. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся…15
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………..20
б) При организации труда нужно четко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснять их общественное и нравственное значение. Например, учащиеся-подростки и старшеклассники направляются на оказание помощи в уборке урожая. Накануне этого необходимо определить, какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и ее народнохозяйственное значение. Все это должно делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создает психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.
в) В методике трудового воспитания существенно важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов ее выполнения.
г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдению правил техники безопасности. В данном случае речь идет об элементах трудового обучения, формировании трудовых умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.
д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами его выполнения. Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание нужно обращать на соблюдение правил техники безопасности, предупреждать учащихся об осторожности в обращении с орудиями труда и техническими средствами.
е) Органической частью организации труда является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также его роли в углублении и расширении знаний школьников. Когда, например, учащиеся работают на пришкольном участке, эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений, изучают влияние минеральных удобрений нарост и урожайность сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно связаны с обучением такие виды труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о производительном труде. Тем более вдумчиво нужно относиться учителям к использованию его в учебно-воспитательных целях. Школьники работают на рыхлении междурядий свеклы, кукурузы или картофеля. В этом случае полезно вспомнить, что рыхление почвы нередко называют «сухой поливкой» растений, и разъяснить учащимся, что рыхление разрушает капилляры в верхнем слое почвы и тем самым уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, с различными химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.
Подобное соединение труда с обучением не должно носить механического характера. Его необходимо осуществлять тогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь. Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение учащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют у них коллективизм, стремление к взаимопомощи, т.е. те качества, которые обеспечивают успех, как в физической работе, так и в учебных занятиях.
ж) Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации труда. Можно, например, просто дать задание младшим учащимся собрать определенное количество металлолома и затем проконтролировать его выполнение. Но можно это задание облечь в яркую и привлекательную для детей форму [8,с. 365-367].
Нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы ее формы постоянно обновлялись и приобретали свежие, а иной раз и романтические черты. Многое здесь дает использование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации.
Таковы основные методические требования, с учетом которых организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется их трудолюбие.
3. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся.
В системе трудового воспитания существенной задачей является работа по профессиональной ориентации школьников, оказание им действенной помощи в сознательном и правильном выборе профессии, их жизненном самоопределении.
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении [5, с.91].
Основная цель профессиональной ориентации – подготовить учащихся к сознательному выбору профессии в соответствии с их склонностями и способностями, помочь в развитии тех качеств, которые позволят учащимся быть востребованными на рынке труда.
В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики на рыночные отношения выбор сферы труда и профессии становится особенно проблематичным. С появлением рынка товаров и услуг возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, агропромышленные комплексы, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций людей.
Многие учителя, родители, да и сами учащиеся считают, что в обществе с рыночной экономикой будет больше свободы в выборе сферы труда и профессии, и это позволит выпускникам школы самим определить жизненную позицию. Опыт зарубежных стран показывает, что конкуренцию на рынке труда выдерживают только высококвалифицированные работники. Выпускники же школ, средних специальных и высших учебных заведений не всегда получают надлежащую подготовку к высококвалифицированному труду, не имеют опыта и часто оказываются безработными.
Профессиональное самоопределение составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах. При этом желательно учесть опыт профессиональной ориентации прошлых лет, теорию и практику подготовки молодежи к труду и выбору профессии развитых стран мира. Так, в Японии подготовка кадров начинается "с чистого листа", то есть с самого начала жизни ребенка, а в выпускном классе ученики держат экзамен на зрелость профессионального самоопределения. Опыт профессионального самоопределения в США построен на прагматической основе, когда ученик из учебных предметов выбирает только то, что, по его мнению, потребуется для последующей профессии. Такое стихийное самоопределение является односторонним и не может быть образцовым.
Шведская модель профессиональной ориентации направлена на "первостепенное удовлетворение нужд общества в кадрах с тем, чтобы потом хотя бы частично достичь второй цели — обеспечения свободы выбора профессии для индивида" [6,с.286]. Известный английский ученый А. Г. Уотте считает, что новая шведская система, возможно, представляет собой самую радикальную в западном мире официальную программу профориентации. В Швеции достигнуто состояние гармонии, в которой потребности в кадрах и желания молодежи уравновешиваются. В Республике Беларусь и других странах СНГ эта гармония еще не установилась.
В Беларуси нужна своя, оригинальная система профессионального самоопределения учащейся молодежи. Она уже зримо складывается на основе дифференцированного обучения в специализированных классах, школах, гимназиях, колледжах, лицеях, средних профессионально-технических учебных заведениях и т.д. В них создаются условия для профессионального самоопределения на базе общего образования и развития на этой основе специфических способностей, которые становятся главными в выборе сферы труда и профессии.
Главные затруднения при выборе профессии в зарубежных странах и в нашей республике заключаются в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо приводить в соответствие с процессом профессионального самоопределения учащихся.
Объективные факторы. С одной стороны, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, интеграция и кооперирование отраслей производства сопровождаются усилением связи науки, техники и труда и требуют работников с широким общим и политехническим образованием. С другой — тенденция к общественному разделению труда не только в рамках отрасли одной страны, но и на мировом рынке приводит к специализации отдельных отраслей производства, унификации функций работников, требующих высокой профессиональной подготовки. Теперь не человек будет выбирать профессию, а производство диктовать свои требования к квалификации работников.
В условиях рыночных отношений все отрасли будут рационализированы, поэтому трудоустроиться на непроизводительные должности будет все труднее. Немаловажное значение имеет демографический фактор, то есть распределение городского и сельского населения. В Беларуси большинство населения проживает в городах. Однако сельское хозяйство занимает второе место в экономике республики. Оно дает примерно 28% объема национального дохода. Из агропромышленного комплекса республика получает около 90% продуктов питания, формирует свыше 70% товарооборота [6,с.287-288]. Можно предположить смещение части городского населения в сельскую местность, где будет меньше конкуренции на рынке труда и легче трудоустроиться. По инициативе Президента и Правительства Республики Беларусь проводится масштабная многолетняя работа по строительству агрогородков со всеми социальными и культурными условиями, с предоставлением жилья и трудоустройством молодежи, специалистов и населения из городов Беларуси и других регионов СНГ.
Субъективные факторы. Научно-технический прогресс в условиях рыночных отношений интенсифицирует все стороны человеческой деятельности: возрастают требования к надежности и качеству труда, развитию профессиональных функций личности, поэтому необходимо уже в школьные годы развивать дарования учащихся, чтобы позволить каждому из них лучше профессионально определиться в соответствии со своими способностями.
Учеными доказано, что человек обладает "величайшими вариантами приспособления". Способность мозга иррадиировать (соединять) раздражители, поступающие из различных источников, создает возможности приспособления человека к разнообразным условиям трудовой деятельности, а школьников — к получению общего политехнического образования. В то же время специфические функции различных образований коры головного мозга с их рецепторными органами составляют основу для развития специальных способностей и соответствующих профессиональных качеств личности. Все это позволяет выбирать сферу труда и профессию в широком диапазоне, пересматривать свой выбор, а при необходимости и переучиваться, менять профессию, иметь узкую специальность или профессию широкого профиля, поэтому профессиональное самоопределение во многом зависит от внутренней позиции учеников, мотивационной сферы каждого из них.
Исходя из социально-экономических условий и жизненной необходимости подготовки школьников к труду и выбору профессии, а также потенциальных возможностей юношей и девушек, можно сформулировать задачи школы, родителей и общественности:
а) расширение представлений учащихся об отраслях и профессиях, требованиях к кадрам в условиях научно-технического прогресса и рыночных отношений, потребностях в работниках местных предприятий, колхозов и совхозов, кооперативов и арендаторов, учреждений и учебных заведений;
б) убеждение в необходимости развития способностей, нужных для получения избираемой профессии, с учетом потребностей общества в кадрах;
в) практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, развитие творческих способностей каждой личности;
г) дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья, пола, возраста и других индивидуальных особенностей юношей и девушек [6, с. 289].
Широкое распространение получило производственное обучение и организация общественно полезного, производительного труда учащихся на базовых промышленных предприятиях и стройках. Это помогает школьникам овладевать производственными умениями и навыками, выбрать себе специальность в соответствии со своими склонностями, а многим из них и вернуться на это предприятие после окончания школы, чтобы приобщиться к труду в сфере материального производства.
Заключение
Система трудового воспитания и профессиональной ориентации создает педагогические предпосылки для формирования у учащихся потребности в труде, понимания его важного экономического и нравственного значения, способствует овладению трудовыми умениями и навыками, закаляет волю, что в конечном итоге и формирует трудолюбие, а также бережливость как нравственные качества, помогает жизненному самоопределению школьной молодежи. Нельзя, однако, не отметить того, что в решении этой проблемы имеется много недостатков и трудностей. Нередко в школах нет необходимой системы и регулярности в организации труда учащихся. Не обращается должного внимания на стимулирование их трудовой активности, на создание положительных трудовых традиций. До сих пор не решены как следует вопросы о связи школ с предприятиями по профессиональной ориентации учащихся.
Информация о работе Роль трудового воспитания в разностороннем развитии личности