Роль воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

Содержание работы

Введение
1. Общая часть
1.1.Понятие самовоспитания
1.2. Основные труды по проблемам самовоспитания
1.3. Движущие силы и механизм самовоспитания личности
1.4. Нравственный идеал и самовоспитание
1.5. От воспитания к самовоспитанию
1.6. Как работать над собой
1.7. Идеал личности
1.8. Материалы по самопознанию школьника
1.9. Цель самовоспитания. Гипотеза
2. Приемы самовоспитания воли
2.1. Соблюдение условий приемов воспитания
2.2. Самооценка
2.3. Самоприказ
2.4. Самовнушение
2.5. Самокорректировка
2.6. Саморегуляция
2.7. Самостимуляция
2.8. Самоуважение
3. Специальная часть
3.1. Анкетирование
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.04 Кб (Скачать файл)

 
 
 

                                                СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 
Введение  
1. Общая часть

1.1.Понятие самовоспитания

1.2. Основные труды по проблемам самовоспитания  
1.3. Движущие силы и механизм самовоспитания личности  
1.4. Нравственный идеал и самовоспитание  
1.5. От воспитания к самовоспитанию  
1.6. Как работать над собой  
1.7. Идеал личности  
1.8. Материалы по самопознанию школьника  
1.9. Цель самовоспитания. Гипотеза  
2. Приемы самовоспитания воли 
2.1. Соблюдение условий приемов воспитания 
2.2. Самооценка

2.3. Самоприказ

2.4. Самовнушение

2.5. Самокорректировка

2.6. Саморегуляция

2.7. Самостимуляция

2.8. Самоуважение 
3. Специальная часть

3.1. Анкетирование 
Список используемой литературы  
Приложение  
 
 
 
Заповедь. Р.Киплинг. 
 
 
Владей собой среди толпы смятенной, 
Тебя клянущей за смятения всех, 
Верь сам в себя наперекор вселенной, 
И маловерным отпусти их грех; 
Пусть час не пробил, жди не уставая, 
Пусть лгут лжецы не снисходи до них; 
Умей прощать и не кажись прощая 
Великодушней и мудрей других. 
 
Останься прост, беседуя с царями, 
Останься честен, говоря с толпой, 
Будь прям и тверд с врагами и друзьями, 
Пусть все в свой час считаются с тобой; 
Наполни смыслом каждое мгновенье, 
Часов и дней неумолимый бег, - 
Тогда весь мир ты примешь во владение, 
Тогда мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК ! 
 
 

Введение

 
 
Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия. 
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение. 
В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям. 
Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д. 
Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решен

 

 

 

                                           1.Общая часть

 

1.1. Понятие самовоспитания                       

 

«Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее

приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания,

критического мышления, способности и готовности к самоопределению,

самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на

адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных

особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с

воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования

личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного

развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ,

самоодобрение, самовнушение».

«Самонаблюдение – наблюдение человеком  за внутренним планом. собственной

психической жизни, позволяющее фиксировать её проявления (переживания, мысли, чувства). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Результатом является самоотчет – описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять его в возможно более выгодном свете».

Эти две обширные цитаты, на мой  взгляд, выражают основную мысль

индивидуального самовоспитания –  постоянное стремление проявить себя как

можно полнее, лучше, и при этом не превратить жизнь в любование  собственными

успехами. Достичь этого довольно трудно, ведь человеку свойственно

переоценивать свои силы и возможности, однако вполне реально.

                            

 

                            Интеллектуальное самовоспитание.                       

 

В пору студенчества основной элемент  интеллектуального самовоспитания –

учеба. Результат тем более важен, чем старше человек, так как именно

заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюда острая

необходимость в оценке и переоценке собственных моральных принципов,

повышении уровня мышления. Здесь, по моему мнению, лучшего союзника, чем

литература, не найти. По роду своей  специальности мне все более  приходится

сталкиваться со специализированной литературой технического характера. Это

придаёт излишнюю абстрактность мышлению, заменяет живую устную речь

профессиональной фразеологией. Именно недостатки устной речи будут мешать

общению с учениками, – техническая  терминология не поможет, а образности в

речи уже как не бывало. Поэтому  я стараюсь как можно больше читать

литературную классику. Происходит значительное изменение восприятия даже

сугубо абстрактного материала, ведь, оказывается, можно оживить и  сухие

физические формулы. Цель интеллектуального самовоспитания учителя - не

«качать» свой интеллект как  таковой, а научиться изложить свои знания так,

чтобы научить, увлечь, заставить почувствовать  жизнь в своём предмете.

Основной интеллектуальной деятельностью  учителя школы является общение  с

учениками, поэтому акцент делается именно на этом. Возможный ущерб  чисто

технической стороне обучения простителен хотя бы потому, что знания, кроме

фундаментальных, устаревают очень  быстро. Фактически, учителю каждый учебный год нужно переучиваться (программа обучения информатике меняется каждые 12 месяцев, именно за это время меняется поколение компьютеров). Жизнь учителя – это постоянная погоня за меняющейся действительностью и попытки объяснить её в рамках своего предмета.

Делая вывод, можно сказать, что  решающим фактором является хорошо развитая

устная речь. Сразу за ней стоит  письменная речь, так как умение объяснить –

ничто без умения закрепить свои мысли на бумаге. После – глубокие

профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования и необходимый набор навыков самообучения. Это позволит приспособиться к любым изменениям окружающей обстановки и обучать только актуальным знаниям.

                                 

                                       Этическое самовоспитание.                           

 

Отдельной и очень важной графой в работе учителя стоит вопрос этики. Работая

с детьми, учитель, быть может, как  никто другой, часто сталкивается с

проблемами этики в общем и этических отношений в частности. Профессиональная этика, детская этика, житейская этика – вот далеко не полный перечень. Особенно эта проблема актуальна для молодого учителя (отношения с коллегами и детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно облегчить его жизнь могут устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой стороны, учитель постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярными

отношениями людей к одному и  тому же предмету. Гибкость мышления и

дипломатичность в отношениях здесь  просто необходима. Следовательно, надо как можно больше внимания уделять навыкам общения, умению установить и поддержать контакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание. Американцы иногда называют это «присутствием»: человека сразу выделяют из толпы, он привлекает внимание ощущением силы, спокойствия, в его присутствии даже гаснут ссоры. Комплекс навыков, необходимый для этого, довольно трудно определяем, и, скорее всего, зависит от типа характера, воспитания, мышления. Умение предотвратить агрессивные выпады в свой адрес состоит прежде всего в умении вызвать симпатию к себе. Это довольно часто проявляется  в учительской среде: к одному учителю дети тянутся, другого не любят. Неприязнь к учителю

перерастает в неприязнь к предмету, а потом – в неуспеваемость по нему. С

другой стороны, манипулирование  чувствами других людей, по меньшей  мере,

неэтично, а вообще очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всего

учитель воспитывает уважение к  другим людям, к их чувствам и эмоциям  у себя,

а уж потом требует этого от других.

                          

                                   Физическое самовоспитание.                          

 

Этому аспекту, на мой взгляд, уделяется  слишком мало внимания. Физическая

нагрузка в деятельности учителя (не преподавателя физкультуры) очень  мала, а

эмоциональная огромна. Отсюда подверженность стрессам, болезням и

недомоганиям, слабое здоровье. Если ещё в период учебы не заняться спортом,

результаты будут сказываться  в течении очень многих лет. Правда,

нецелесообразно профессиональное занятие  спортом: организм «перегорает» на

соревнованиях, старые травмы вернутся в пожилом возрасте и скажутся в полном

объёме. Кроме того, необходимо присутствие  соответствующих психологических

компонентов, позволяющих снять стресс, сбросить усталость. Формирование

навыков концентрации, увеличение выносливости и жизненного потенциала, а

также поднятие общего тонуса приветствуются. Всем этим требованиям

удовлетворяют бег, плавание, туризм, оздоровительные спортивные системы.

Призвание спорта в жизни учителя: это прежде всего психологическая разгрузка,

умение обращаться с собственным  телом, поддержание нормальной спортивной

формы в сочетании с крепким  здоровьем. Недовольство, недомогание, стресс ни в коем случае не должны отразиться на учениках. Для них учитель всегда здоров,

весел и готов помочь. Детский  максимализм приводит к однобокому восприятию

состоянию учителя и, соответственно, к смене отношения к нему.

                              

                                    Психологическое самовоспитание.                        

 

Я посчитала необходимым вынести этот раздел для отдельного рассмотрения,

поскольку внимания ему в подготовке учителя уделяют до обидного мало. Молодой учитель выходит на работу практически неподготовленным к специфике своей профессиональной деятельности. Он не умеет длительно концентрироваться, снимать психологическое напряжение, понимать состояние учеников, правильно общаться с родителями и коллегами. Несмотря на большой объём психологии и педагогики, прикладных элементов в программе обучения немного, всё больше теория. С другой стороны, психологический аспект достаточно сильно выражен в различных системах самоконтроля и психотехниках. Комплекс навыков по управлению своими эмоциями, чувствами включен в программу многих оздоровительных систем. Вот почему подчеркивается необходимость спорта, физической активности, объединённых в единую стройную систему. Более того, нужен соответствующий внутренний настрой, потому что пессимизм учителя обязательно передастся детям. Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого можно только имея устойчивую, уравновешенную нервную систему. Следовательно, людям с бурным темпераментом необходима специальная тренировка. А многие ли знают, как разрядить порыв ярости без вреда для здоровья? Во время вспышки ярости выделяется целый комплекс возбуждающих веществ и гормонов, так как организм готовится к активным действиям на пределе возможностей. Эти вещества так или иначе должны быть потрачены, иначе вызовут расширение сосудов и последующие атеросклероз и гипертонию. Общим итогом можно вынести комплекс приоритетных направлений в самовоспитании. Во-первых, формирование высокоуровневого общего образования вкупе со специальными навыками общения. Во-вторых, воспитание уважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению. В третьих, систематические занятия спортом, формирование положительного отношения к нему. И, наконец, в четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии и

психологии общения. Всё это  должно обеспечить устойчивую базу для  дальнейшего развития и совершенствования.

 

 

 

 

1.2.Основные труды по проблемам самовоспитания.

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно  знать, какие качества следует воспитывать  у себя. Самооценка формируется путем  сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется  в тех случаях, когда субъект  выявляет мнение о себе и своих  поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном  заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат  этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему  становится труднее работать, сложнее  контактировать с коллегами, устанавливать  контакты с людьми.

Работая с такими подчиненными, нелишне вспомнить совет В. Гете. Он говорил, что общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому многих людей целесообразно авансировать похвалой.

Заниженная самооценка самого руководителя непосредственно влияет на его отношение к подчиненным. Руководитель с низкой самооценкой  часто бывает несправедлив к подчиненным, которых считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажется, его не любит, не уважает. Он стремится к автократическому стилю управления, к установлению жесткой дисциплины. Считает, что каждый подчиненный старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, а отсюда появляется подозрительность, неверие в честность коллег.

Завышенная самооценка отдаляет руководителя от подчиненных, мешает установлению нормальных деловых контактов.

Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, не страшна. Она обязательно  способствует достижению успехов в  любом виде деятельности.

Вырабатывая объективную  самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта  работа. В эксперименте студенты ставили  себе оценку за каждое из заданных экспериментатором  качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый человек с дорогим портфелем  в руках. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда  в комнату входил небрежно, неаккуратно  одетый, в нечищеной обуви и  неглаженных брюках гражданин, самооценка этих показателей становилась значительно более высокой. 

Информация о работе Роль воспитания