Роль воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

Содержание работы

Введение
1. Общая часть
1.1.Понятие самовоспитания
1.2. Основные труды по проблемам самовоспитания
1.3. Движущие силы и механизм самовоспитания личности
1.4. Нравственный идеал и самовоспитание
1.5. От воспитания к самовоспитанию
1.6. Как работать над собой
1.7. Идеал личности
1.8. Материалы по самопознанию школьника
1.9. Цель самовоспитания. Гипотеза
2. Приемы самовоспитания воли
2.1. Соблюдение условий приемов воспитания
2.2. Самооценка
2.3. Самоприказ
2.4. Самовнушение
2.5. Самокорректировка
2.6. Саморегуляция
2.7. Самостимуляция
2.8. Самоуважение
3. Специальная часть
3.1. Анкетирование
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.04 Кб (Скачать файл)

1.9. Цель самовоспитания. Гипотеза.  
 
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.  
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.  
Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.  
Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно. Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку заниматься своим усовершенствованием, а значит, была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает в непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке.                                                

                                            2. Приемы самовоспитания воли.

2.1. Соблюдение условий приемов самовоспитания.

 

Приемы самовоспитания воли могут  быть весьма разнообразными, но все  они включают соблюдение следующих  условий.

1. Начинать воспитание воли следует  с приобретения привычки преодолевать  сравнительно незначительные трудности.  Систематически преодолевая сначала  небольшие трудности, а со временем  и значительные, человек тренирует  и закаляет свою волю. Необходимо  каждое препятствие рассматривать  как “не взятую крепость”  и делать все возможное, чтобы  преодолеть его, “взять” эту  “крепость”. Люди, обладающие несгибаемой  волей, постоянно приучали себя  совершать волевые поступки в  повседневной жизни и поэтому  оказались в состоянии совершить  исключительные подвиги в боевой  и трудовой деятельности. Следует  напомнить подросткам, что Герои  Советского Союза Зоя Космодемьянская,  Олег Кошевой, Сергей Тюленин,  Ульяна Громова и многие другие до войны были обыкновенными школьниками и что их волевые качества сложились в условиях учебной, трудовой и общественной деятельности.

2. Преодоление трудностей и препятствий  совершается для достижения определенных  целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов,  тем большие трудности способен  преодолеть человек. Важно, чтобы  человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности -- моральных принципов и убеждений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

3. Принятое решение должно быть  исполнено. Всякий раз, когда  решение принимается, но исполнение  снова и снова откладывается,  воля человека дезорганизуется.  Систематическое невыполнение принятых  решений размагничивает человеческую  волю. Но, принимая решение, необходимо  учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение,  таким образом, надо всесторонне  обдумать, но, решив, выполнять.

4. В том случае, если человек  поставил дальнюю цель, имеет  далекую перспективу, весьма важно  видеть этапы достижения этой  цели, намечать ближайшие перспективы,  разрешать частные задачи, в итоге  которых будут созданы условия  для достижения конечной цели.

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое  соблюдение режима дня, правильного  распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют  организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек--хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.

Одним из существенных условий закалки  воли человека являются систематические  занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой  является подлинной тренировкой  не только мышц человека, но и его  воли.

Говоря о воспитании воли, не следует  забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых  качеств, но и от наличия соответствующих  навыков как условий реального  выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, например оказать помощь подшефному колхозу в заготовке кормов, но нужно уметь это делать. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей

Теперь мы рассмотрим конкретно  некоторые из приемов самовоспитания.

 

 

 

2.2. Самооценка

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно  знать, какие качества следует воспитывать  у себя. Самооценка формируется путем  сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов -- заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее учиться, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных  в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и  целей своего поведения, отношения  к окружающему, к другим людям, самому себе.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она  позволяет человеку примеривать  свои силы к задачам и требованиям  окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед  собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых  человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом  в управлении этим поведением. Все  это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости  от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение  к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно  сталкивается с неуспехом, он часто  вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или  иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

Конечно, вполне адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности  формирования самооценки, специфические  для каждой ступени возрастного  развития.

Проблеме развития самооценки посвящено  много исследований как у нас  в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают  самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т.е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается  как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так  и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребност-ной сферой личности.

С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной  функцией; самооценка становится одним  из механизмов, реализующих активность личности.

Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и  его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и  их соотношения.

В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении  самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.

Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.

В индивидуальном развитии, как говорит  К. Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. К. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением  проблемы развития и самосознания, с именами Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Е.А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.

Самооценка, закрепившаяся и ставшая  чертой характера, не ограничивается рамками  какой-либо одной деятельности, а  распространяется и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его  окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие  взаимоотношения сложились у  него с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к  нему предъявляются, насколько удовлетворяется  его потребность в положительной  оценке.

 С возрастом самооценка как  мотив поведения и деятельности  становится достаточно устойчивым  образованием и более значимой, чем потребность в оценке окружающих.

Генетическая потребность в  оценке – более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной  мере эмансипируется от мнения окружающих и начинает выполнять самостоятельную  функцию в формировании личности, опосредуя отношение субъекта к  действительности, в том числе  к оценкам окружающих. Сущность этой функции заключается в том, что  человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с этими требованиями.

Надо отметить, что требования, предъявляемые к ребенку или  подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, неспособны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой  или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается  вслед за оценкой, либо возникает  острый конфликт, приводящий к серьезному кризису. Поэтому так важно изучать  самооценку человека и ее соответствие или несоответствие оценке.

2.3. Самоприказ

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать  требования этики.

Среди обязанностей руководителя есть такие, выполнять которые неприятно. Они малоинтересны, заставляют не отвлекаться, держать себя в узде, сдерживать эмоции. Но нравственные требования, профессиональный долг заставляют руководителя неуклонно  выполнять эти обязанности. Здесь  помощником может стать самоприказ. Важно, чтобы он был разумным и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать что нужно, а не что хочется.

Информация о работе Роль воспитания