Роль воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

Содержание работы

Введение
1. Общая часть
1.1.Понятие самовоспитания
1.2. Основные труды по проблемам самовоспитания
1.3. Движущие силы и механизм самовоспитания личности
1.4. Нравственный идеал и самовоспитание
1.5. От воспитания к самовоспитанию
1.6. Как работать над собой
1.7. Идеал личности
1.8. Материалы по самопознанию школьника
1.9. Цель самовоспитания. Гипотеза
2. Приемы самовоспитания воли
2.1. Соблюдение условий приемов воспитания
2.2. Самооценка
2.3. Самоприказ
2.4. Самовнушение
2.5. Самокорректировка
2.6. Саморегуляция
2.7. Самостимуляция
2.8. Самоуважение
3. Специальная часть
3.1. Анкетирование
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.04 Кб (Скачать файл)

Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если, это возможно, повторить его вслух.

Так, немецкий король Генрих IV, трус с  детских лет, идя в бой приказывал: «Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!». С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их.

2.4. Самовнушение 

Оно помогает вести себя не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.

Так, например, много раз повторяя: «Я не чувствую боли», можно избавиться от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить себе ощущение боли, причем даже не произнося каких-либо формул.

Неприятные эмоции, сопутствующие  боли, исчезают при переключении внимания. Г. Гейне переставал чувствовать  преследовавшую его мучительную  боль, когда сочинял стихи. Исследовательская  работа помогала избавиться от болевых  ощущений философу И. Канту, физику Б. Паскалю, писателю Н. Островскому. Люди заметили давно, что мысли о боли многократно  ее увеличивают. Еще Л. Сенека писал: «Боль легко перенести, если не увеличивать  ее мыслями о ней; если, наоборот, ободрять себя, говоря: это ничего, или, по крайней мере, — это не беда, нужно уметь терпеть, это скоро  пройдет, — то боль становится легкой постольку, поскольку человек себя в этом уверит». Самовнушение или  увлечение каким-то делом создает  в мозгу очаг возбуждения, который  став доминантным тормозит другие зоны мозга, в том числе и те, которые  вызывают ощущение боли.

Академик Кассирский говорил студентам: — Когда вы даете аспирин —  это лекарство. А когда я даю  лекарство — это сильнейшее исцеляющее средство, потому что это лекарство  плюс мой авторитет. На этом принципе основано применение плацебо, которое  авторитетный врач называет новым сильнодействующим  лекарством.

Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном и сразу же после  утреннего пробуждения, лежа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к  соответствующим изменениям в организме. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими. Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию.

Самовнушение особенно эффективно при несколько заторможенном состояние коры головного мозга. Именно поэтому оно легче осуществляется в полусонном состоянии или при искусственном расслаблении (релаксации). Его хорошо проводить перед сном или сразу же после пробуждения, еще не вставая с постели. Оно особенно эффективно в процессе аутогенной тренировки. Эффективность самовнушения увеличивается, когда начинающий самовоспитание руководитель узнает о случаях его успешного применения. Вот, например, о таком.

Готовясь переплыть Атлантический  океан на надувной лодке, немецкий врач Ханнес Линдеман несколько недель помногу раз в день внушал себе: «Я справлюсь! Я останусь живым!». Как он рассказывал позднее, у него появились чувства «безбрежной уверенности», «космической безопасности», не оставившие места сомнению в успехе, возможности несчастья. И когда во время плаванья лодка перевернулась, Ханнес, выбираясь из холодной воды, продолжал внушать себе: «Я справлюсь!» — и в конце концов добился успеха.

Еще в 20-е гг. своеобразную школу  внушения создал французский целитель Эмиль Куэ. Основной причиной любого заболевания он считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.

2.5. Самокорректировка

Трудно переоценить умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять самоуправляемое поведение. Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу.

Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность (под  этим я разумею: нерешительность, непостоянство  и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления своих недостатков: Всю свою жизнь настойчиво корректировал  свои потребности и душевные состояния  М. Ганди. «Человек, — писал он, —  является человеком потому, что способен к самоограничению, и остается человеком  лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его».

Самое трудное, по его мнению, — подчинить контролю движение собственной  мысли.

Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.

2.6. Саморегуляция

Этот прием предусматривает  обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что изменяя внешнее  выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие  речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.

Очень непросто управлять  чувствами и обуздывать их, но и  этому можно научиться. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях.

Если все же контроль над  чувствами не удался, срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в руки, лучшее средство успокоиться — движение. Очень хорошо молча и задумчиво  пройти по кабинету, делая, скажем, на два  шага вдох и на пять шагов выдох, ведя счет шагов в уме. Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро отвлекают руководителя от ситуации, успокаивают.

В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаружить несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов поведения. При этом надо иметь в виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самоосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция.

2.7. Самостимуляция

Ряду руководителей, в  первую очередь, мнительным и самолюбивым  людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.

Желательно, чтобы реакции  самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы — одна из причин повышения нервозности, депрессий.

Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно. Естественно, лишение себя удовольствия будет  действенным средством самонаказания.

Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять  свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат  только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно.

2.8. Самоуважение

Важный компонент самосознания - самоуважение. Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения  по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает  себя успешным.

Отношение к себе выступает  как специфическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования полноценности личности, обеспечивающий её целостность и единство. Активное формирование самосознания и рефлексии  рождают массу вопросов о жизни  и о себе. Интерес к себе чрезвычайно  высок. Происходит открытие своего внутреннего  мира. Внутренне Я перестаёт совпадать  с внешним, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.

                                  3. Специальная часть

 

3.1. Анкетирование  

Анкета  
1. За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?  
2. Какие положительные качества ты стремишься у себя выработать в настоящее время?  
3. Какие недостатки доставляют тебе наибольшие неприятности?  
4. Как ты стремишься их преодолеть?  
5. В какой области ты хотел бы овладеть умениями и навыками работы над собой?  
 
Анализ анкет  
Анализ результатов анкет, которые были предложены учащимся позволяет сделать некоторые выводы.  
На вопрос: “За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?” были получены следующие ответы:  
1. За верность в дружбе, доброту;  
2. За чувство юмора;  
3. За активность;  
4. За честность;  
5. За целеустремленность.  
 
Положительные качества, которые ребята хотели бы выработать это:  
1. Силу воли;  
2. Усидчивость;  
3. Храбрость;  
4. Юмор;  
5. Трудолюбие;  
6. Стойкость.  
7. “Хочу стать более серьезным”;  
8. “Желание понять товарищей и поддержать в трудную минуту”.  
 
Ребята называют такие недостатки, которые доставляют наибольшие неприятности:  
1. Лень;  
2. Забывчивость, рассеянность, невнимательность;  
3. Доверчивость;  
4. Неустойчивость характера;  
5. Вспыльчивость;  
6. Упрямство.  

Но есть ответы: “никакие”, “не знаю”.  
На вопрос “Как ты стремишься их преодолеть?” некоторые ребята ответили, что развивают в себе силу воли, стараются преодолеть трудности, больше работать над собой, больше общаться с людьми. Но, к сожалению, большая часть ребят ответила, что “не знают, как это сделать”, “никак”, “как нибудь”.

 
Эти данные показывают что все ученики стараются анализировать свой характер, свою деятетельность, поведение. Но, на мой взгляд, некоторые учащиеся преувеличивают свои недостатки и приходят к ложному выводу о своей неспособности ни к чему. Таким ребятам следует объяснить, что только при правильной оценке качеств и свойств своей личности, при наличии веры в свои силы можно составить реальную программу самовоспитания, развить свои способности, искоренить недостатки.  
Ребят в первую очередь необходимо учить наблюдать за собой, объективному анализу своей деятельности.  
А в остальном, без сомнения, видна кропотливая работа классного руководителя. Дети осознают потребность в самовоспитании, понимают, что человек сам создает себя, сам творец своего характера. 

 

                                                    Заключение

 
Итак, самовоспитание – педагогически  управляемый процесс. Психологическая  и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших  задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и  развития самовоспитания.  
 
Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.  
 
Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.  
 
В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.  
 
В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.  
 
В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.  
 
Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

Информация о работе Роль воспитания