Ролевые игры на уроках иностранного языка в старшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить и теоретически обосновать особенности использования ролевых игр в старших классах на уроках английского языка.
Задачи:
дать определение понятию игра и рассмотреть различные виды классификаций игр;
определить роль игры на уроке английского языка в старших классах;
проанализировать использование ролевых игр в российских учебниках;
изучить возрастные особенности обучающихся старших классов;
изучить опыт использования ролевых игр в педагогической практике;
рассмотреть этапы составления ролевых игр;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования ролевых игр в
общеобразовательной старшей школе 5
Понятие «игра». Классификация игр 5
1.2. Характеристика ролевых игр 7
1.3. Психолого-педагогические особенности обучающихся старшей
школы 12
Глава 2. Практическое применение ролевых игр на уроках
иностранного языка 18
2.1. Опыт использования ролевых игр в России и на Западе 2.2.Анализ использования ролевых игр 18 Заключение 21
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая_работа_Анищенко_Ю.гулиянц.docx

— 81.74 Кб (Скачать файл)

В настоящее время ролевые  игры пользуются большой популярностью. Так как они оживляют урок, что повышает мотивацию к изучению данного предмета. Помимо этого в процессе ролевой игры повторяется пройденный материал, создаются условия для использования лексического и грамматического минимумов.

Так же существует следующая  классификация, предложенная Р.П. Мильрудом:

  • контролируемые (controlled role-plaу), когда участники игры используют заранее предложенные им реплики
  • умеренно контролируемые (semi-controlled role-plaу), когда учащиеся получают описание сюжета игры и своих ролей,
  • свободные (free role-plaу), когда предлагается лишь тема игры и распределение ролей,
  • эпизодические (small– scale role-plaу), когда разыгрывается один из эпизодов игры. [1,C.264]

  Контролируемая игра  проводится на базе диалога или текста. Учитель вместе с учениками отрабатывает текст,  разбирает лексику. Потом на основе этого материала предлагается составить свой собственный диалог. По ходу игры учитель может давать свои рекомендации.

    Умеренно контролируемая игра. Уровень сложности несколько выше, чем у предыдущей игры. Учащимся раздается описание сюжета или  описание их ролей. Кроме самого исполнителя никто не догадывается о том, как он себя поведет, что именно скажет. Каждый участник должен подстраиваться под другого.

    Наиболее сложными  являются свободная и длительная  ролевые игры. В ходе свободной игры ученики получают только тему и сами должны выбрать лексику и обстоятельства, в рамках которой они будут её развивать.

Создание ролевых так же требует времени и усилий.

Существует несколько этапов создания ролевых игр:

1. Этап подготовки. На данном этапе разрабатывается сценарий и пан проведения игры. Должны участвовать все ученики. Учитель должен учитывать особенности детей и в соответствии с ними распределять роли. Следует учитывать количество мальчиков и девочек в группе. Нельзя сочинять слова роли за обучающегося, а потом давать их выучить. Цель ролевых игр - обучение коммуникации.

2. Этап объяснения. Учитель определяет режим работ, ориентирует учеников, объясняет цель данного мероприятия, так же объясняются правила игры. Обучающийся должен понять, что он подчиняется только правилам игры и может выбрать любые средства для достижения цели. Так же на данном этапе выдается заранее подготовленный материал, необходимый для проведения игры. Ученики могут обратиться за дополнительными разъяснениями, если им что-то непонятно. Особого внимания требует обстановка кабинета в ходе игры. Участники не должны сидеть спиной друг к другу.  Так как это затрудняет общение.

3. Этап проведения ─процесс игры. Обучающиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, исполняя свои роли. Не следует исправлять ошибки в ходе игры, так как это мешает ученику сосредоточиться на самом общении. В ходе игры видно, какой материал остался неусвоенным и на что следует обратить особое внимание.

4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с обучающимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель определяет достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. Нужно отметить лучших игроков, не обижая остальных. Хвалить можно не только за правильную речь, но и за оригинальный ход мыслей, интересную интерпретацию роли [9,C.68].

Не рекомендуется ставить  плохие оценки и отчитывать обучающегося, если ему что-то не удалось, так как в следующий раз его будет сложнее вовлечь в игру.

В одну и ту же игру не следует  играть по несколько раз, но можно  использовать различные варианты.

Ролевая игра имеет свои как недостатки, так и достоинства. Среди плюсов следует отметить:

1. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, так как в процессе обучающиеся должны слаженно взаимодействовать, помогать друг другу, а так же учитывать реакцию своих товарищей. Формируется  толерантное отношение к другим мнениям.  Также развиваются навыки участия в дискуссии.

2. Ролевая игра дает  возможность застенчивым детям  раскрыться и преодолеть робость.

3. Ролевая игра имеет  образовательное значение. Учащиеся  повторяют изученный  материал, что способствует его лучшему  запоминанию и усвоению.

4. В  ходе ролевой  игры у обучающихся развиваются  творческие способности. 

Однако наравне и с  достоинствами, у ролевых игр есть и свои недостатки (Колкер Я.М.,  Устинова Е.С.):

1. Проведение ролевых  игр требует тщательной подготовки. При распределении ролей важно  учитывать социально–психологические  характеристики обучающихся. ученикам, которые занимают лидерские позиции  в классе время от времени  следует давать роли ведомых  людей, и наоборот. Также тщательно  должны отбираться роли для  детей, которые не пользуются  авторитетом в классе (они должны  получать роли положительных  героев, которые имеют влияние  по сюжету). Робость следует преодолевать, когда ребенок уже привык к ролевому общению и обрел некую уверенность в себе. Значит, подготовка к ролевой игре требует времени не только со стороны учителя, но и со стороны обучающегося.

2. Напряженная обстановка  в классе, межличностные конфликты  могут повлиять на реализацию  коммуникативных навыков в ходе  ролевых игр. Поэтому эмоциональная  составляющая определяет ход  и успех ролевой игры.

3. Если же результат  ролевой игры заранее предрешен,  то у обучающихся пропадает  интерес к данной деятельности, потому что нет реализации  собственного творческого потенциала.

4. Еще одним недостатком  ролевых игр является сложность  оценивания деятельности участников  в стандартной системе оценок.

Использование ролевых игр на уроках – довольно перспективная форма обучения, направленная на развитие коммуникативных навыков, которая может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. Для учащихся ролевая игра –   это игровая деятельность, увлекательное занятие. Интерес учащихся способствует лучшему усвоению материала. Существуют различные виды ролевых игр, которые требуют разного уровня подготовки учителя и разных знаний от учащихся.Так же подготовка  и проведение ролевых игр делится на 4 этапа. Ролевые игры,как форма обучения имеет свои плюсы и минусы, которые описаны в данной главе.

  Использование ролевых игр на уроках – довольно перспективная форма обучения, которая требует тщательной организации и подготовки, а так же хорошего знания психолого-социальных характеристик каждого ученика. 

 

    1. Психолого-педагогические особенности учащихся старшей школы

 

Старший школьный возраст (16-18 лет) характеризует новый этап в  развитии подростка, его стремление к автономии, право быть самим  собой.

И.С. Кон дал возрастную характеристику  учащихся данного возраста. Он выделяет три психологические автономии:

  • поведенческая автономия (потребность самостоятельно решать вопросы),
  • эмоциональная автономия (потребность иметь свои собственные привязанности)
  • моральная и ценностная автономия (потребность и права на собственные взгляды).

И.С. Кон отмечает также, что в возрасте 15-17 лет происходит определение направленности интересов у школьников и их умственная деятельность становится сложнее и индивидуальное, чем в младшем школьном возрасте. У юношей и девушек активизируется ценностно-ориентационная деятельность: обучающиеся озабочены оценкой своей деятельности и деятельности своих товарищей, что проявляется в развитии самосознания.

Потребность в самоопределении  не только влияет на характер учебной  деятельности старшеклассников, но часто  и определяет ее. Это относится прежде всего к выбору учебного заведения, класса для дальнейшего обучения - гуманитарного или естественнонаучного направления, игнорированию отдельных дисциплин, не отвечающих интересам и научным пристрастиям школьника.

Основным внутренним мотивом  учебной деятельности для большинства  обучающихся становится ориентация на практически значимый результат, а не на освоение количества знаний. Это проявляется и в отношении учащихся к иностранному языку как учебному предмету. Отсутствие мотивации в овладении языком или ее нечеткая выраженность отрицательно сказываются на уровне владения им. Внутренняя мотивация зависит от осознания учащимся важности иностранного языка для его будущей профессии, а так же значимости информации, которая может быть получена с помощью иностранного языка. Не меньшее значение имеет и внешняя мотивация, которая зависит от преподавателя, его способности заинтересовать учащихся на уроке, от учебных материалов, которые используются на занятиях, от одноклассников и родителей.

В этом возрасте обучающиеся уже могут аргументировано доказывать свою точку зрения. Это позволяет проводить обсуждение отдельных вопросов, явлений, организовывать дискуссии на иностранном Также обучающиеся данного возраста характеризуются инициативностью и спонтанностью речи. В ходе диалогов могут затрагиваться различные темы общения, а также предлагаться нестандартные пути решения проблем

В данной параграфе мы разобрали  психолого-педагогические особенности  обучающихся старшего этапа обучения и выяснили,что на этой ступени обучения речь обучающихся отличается спонтанностью и как раз на этой ступени следует развивать коммуникативные навыки,чем и способствуют ролевые игры,как метод обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическое применение ролевых игр на уроках иностранного языка

 

2.1. Опыт использования ролевых игр в России и на Западе

 

В России ролевые игры получили свое распространение в XX столетии. Влияние игр изучали известные педагоги, такие как А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский.

И.И. Жуковская (1963) изучала развитие самостоятельных игр детей. Так, экскурсия в магазин хотя и заинтересовала детей, но в целом не повлияла на их игры. Впоследствии на специальном занятии детям была предложена ролевая игра в магазин. Целью игры было показать многообразие действий продавца, уточнить и закрепить у детей правила поведения продавца и покупателей, вежливое обращение друг с другом. В процессе проведения игры у детей обнаружился большой интерес к роли продавца и кассира, все хотели быть ими. Р.И. Жуковская указывает, что под влиянием экскурсии возникли многообразные варианты ролевых игр с покупкой и продажей разных предметов.

Таким образом, оказалось, что, после того как детям были раскрыты отношения продавца и кассира  с покупателями, эти роли оказались  для них привлекательными.

Т.А. Маркова (1951) исследовала влияние детской художественной литературы на игры детей. Исследование показало, что не всякое произведение художественной литературы оказывает влияние на возникновение игры у детей. Только те произведения, в которых в яркой и доступной художественной форме описаны люди, их деятельность, поступки и отношения с другими людьми, вызывали у детей желание воспроизвести в игре их основное содержание.

Результаты изложенных выше исследований показывают, что ролевая  игра особенно чувствительна к сфере  человеческой деятельности, труда и  отношений между людьми и что, следовательно, основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, является воспроизведение именно этой стороны действительности.

Н. В. Королевой была проделана работа на выявление предметных связей между детьми. Данный эксперимент разделился на 3 этапа(экскурсии), в ходе которы обучающиеся знакомились с «жизнью» на железной дороге.После первой преподавателю не удалось вывести обучающихся на ролевую игру, хотя все роли были распределены и впечатлений было достаточно для создания ситуаций.Только после 3 экскурсии, которая была более подробной обучающиеся смогли начать игру. Можно сделать вывод,что для создания ролевой игры нужно объяснять обучающимся их роли и задачи.

Из выше приведенных примеров использования ролевых игр следует  , что они развивались еще в прошлом столетии и на данный момент они получили довольно таки широкое распространение. Преподавателями и воспитателями ставились различные эксперименты, в результате которых делались те или иные выводы.

Е.А. Маслыко в своей книге «Настольная книга преподавателя иностранного языка» приводит  примеры универсальных ролевых игр, причем в аннотации к каждой игре он описывает её цель, и ход процесса, что несомненно помогает при последующем использовании этого пособия. [10,C.239]

  Английские авторы А. Мейли и А. Дафф предлагают различные ролевые игры, в которых учащиеся могут попробовать свои силы в актерском мастерстве. В игры они вносят элементы естественности и непосредственности, которые сопровождают реальные ситуации общения. Одна из предлагаемых ими ролевых игр называется “Intruders”. При проведении этой игры А. Мейли и А. Дафф предлагают разделить всех обучающихся по группам. Каждой паре групп даются одинаковые ситуации, например, такого плана: “A man arrives to repair a woman’s TV set. He completes the job, and while doing so, settles down to live in the room” / «Человек приезжает к женщине починить телевизор.Он делает всю раюоту и пока он это делает,он остается жить в комнате»[5, c. 65].

Информация о работе Ролевые игры на уроках иностранного языка в старшей школе