Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:01, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить и теоретически обосновать особенности использования ролевых игр в старших классах на уроках английского языка.
Задачи:
дать определение понятию игра и рассмотреть различные виды классификаций игр;
определить роль игры на уроке английского языка в старших классах;
проанализировать использование ролевых игр в российских учебниках;
изучить возрастные особенности обучающихся старших классов;
изучить опыт использования ролевых игр в педагогической практике;
рассмотреть этапы составления ролевых игр;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования ролевых игр в
общеобразовательной старшей школе 5
Понятие «игра». Классификация игр 5
1.2. Характеристика ролевых игр 7
1.3. Психолого-педагогические особенности обучающихся старшей
школы 12
Глава 2. Практическое применение ролевых игр на уроках
иностранного языка 18
2.1. Опыт использования ролевых игр в России и на Западе 2.2.Анализ использования ролевых игр 18 Заключение 21
Библиография
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет английской филологии
Кафедра англистики и межкультурной коммуникации
Курсовая работа
на тему: «Ролевые игры на уроках иностранного языка в старшей школе»
Студента 3 курса группы 3501
очной формы обучения
Анищенко Юлиана Юрьевны
Научный руководитель:
доцент кафедры
английской филологии и методики
Гулиянц Анна Борисовна
Москва 2012
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования ролевых игр в
общеобразовательной старшей
школе
1.2. Характеристика ролевых игр 7
1.3. Психолого-педагогические особенности обучающихся старшей
школы 12
Глава 2. Практическое применение ролевых игр на уроках
иностранного языка
2.1. Опыт использования ролевых
игр в России и на Западе 2.2.Анализ использования
ролевых игр
18 Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обу чения детей разных возрастов с помощью игр.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что методика обучения ставит перед собой задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры, в том числе и ролевые.
С самого раннего возраста игра является одним из основных занятий ребенка. Через игру дети знакомятся с окружающим их миром, получают новые навыки и знания. В игре ребенок учится общаться, он растет и развивается.
Об обучающих свойствах игр известно давно. Зачастую в процессе игры проявляются особенно полно и неожиданно способности человека.
С возрастом интерес к игре не пропадает. Это надо учитывать при обучении детей иностранному языку. Изучение любого иностранного языка - это же не просто запоминание слов, фраз, но и знакомство с особенностями культуры страны изучаемого языка.
Игра как одна из форм игровой деятельности дает возможность создать и сплотить коллектив. Она дает умение ориентироваться в жизненных ситуациях.
Ролевая игра помогает создать атмосферу иноязычного общения, она объединяет учеников, создает между ними новые отношения, основанные на взаимодействии на иностранном языке. Еще одна из функций ролевой игры -расслабляющая. Известно, что большую часть времени дети проводят в школе, сидя за партой, при этом испытывая большую эмоциональную и физическую нагрузку. Однако, игра помогает снять это напряжение. В игре осуществляется психологический тренинг, и как следствие корректируются проявления личности. В связи с этим объектом исследования работы послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.
Объектом исследования данной работы является учебный процесс по иностранному языку в школе.
Предметом исследования - ролевые игры на уроках иностранного языка в старшей школе.
Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить и теоретически обосновать особенности использования ролевых игр в старших классах на уроках английского языка.
Задачи:
В ходе исследовательской работы использовались такие методы исследования, как анализ психолого-педагогических особенностей обучающихся, изучение опыта работы педагогов по использованию ролевых игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретическая обоснована возможность использования ролевых игр, как одного из актуального, современного метода обучения и мотивации, а так же разработаны методические рекомендации по использованию ролевых игр на уроках английского языка в школе.
Данная исследовательская работа состоит из введения, в котором отражены основные аспекты исследования;из двух глав.Первая носит теоретический характер и разделена на 3 параграфа.Первый и второй параграфы основаны на теоретическом материале по темам «игры» и «ролевые игры»,третий раскрывает сущность проблемы обучения старшеклассников.
Вторая глава
Так же исследовательская работа содержит заключение,в котором описаны выводы.и определеяется были ли достигнуты поставленные задачи.В самом конце работы представлено приложение,в котором содержится материал учебника,который был использован в ходе исследования.
Глава 1.Теоретические основы использования ролевых игр в старшей школе
В разные эпохи, у разных народов понятие «игра» трактовалось по-разному.
Например, у древних греков слово "игра" означало собою действия, свойственные детям, иными словами то, что мы сейчас называем "предаваться ребячеству". У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение, наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие. Однако, в дальнейшем слово «игра» стало ассоциироваться с различными человеческими действиями, которые не несут в себе тяжелой физической нагрузки и в то же время приносят веселье и радость.
«Игра» может относиться к совершенно разны сферам деятельности будь то игра в машинки, или игра на сцене театра. Именно поэтому мы имеем столько определений данного слова.
Исследователи пытались найти что-то общее между всеми понятиями, совершенно не связанных между собой. Начало разработки «теории игры» обычно связывают с такими именами как, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. В своих трудах они затрагивали тему «игры» и рассматривали её как одно из самых распространённых явлений жизни и связывали её с эстетической деятельностью. В России исследованиями по данной теме занимались Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский.
В методике существуют следующее определения:
Человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.[18,C.11]
Игра - один из видов активности человека и животных в процессе их жизнедеятельности. На занятиях по языку является формой деятельности в условных ситуациях, специально создаваемых с целью закрепления и активизации учебного материала в различных ситуациях общения. [1,C.74]
По М.Ф.Стронину, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
Игры на уроках английского языка направлены на развитие лексического запаса учащихся и развитие умений применять все полученные знания на практике (в процессе реального общения).
Таким образом, под игрой в нашей работе мы будем понимать один из видов активности человека и животных в процессе их жизнедеятельности.
В процессе игры создаются условия, максимально приближенные к реальным и учащиеся должны среагировать соответственно правилам игры, а так же принятым в обществе законам и нормам. Игра способствует усвоению действительности, а так же обеспечивает познание окружающего мира; обеспечивает эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Преимущество игр состоит в том, что дети усваивают материал по собственному желанию и неосознанно, а не по необходимости , к тому же игра требует от учащихся большого умственного напряжения, повышается интерес к самому предмету, а значит и повышается мотивация к обучению. Однако игра способствует не только обучению, но и воспитанию, так как учащиеся усваивают нормы и правила, принятые в обществе.
Игры развивают различные личностные качества ребенка такие как, трудолюбие, коммуникабельность, активность, умение работать в команде.
Согласно классификации А.Б. Конышевой игры могут быть:
По характеру игровой методики игры можно разделить на:
Данная классификация принадлежит Бочаровой Л.П. [2,C.27 ].
Таким образом можно сделать вывод,что понятие «игра» имеет множество значений и в разные эпохи и у разных народов трактовалось по-разному. Игра способствует усвоению действительности, а так же обеспечивает познание окружающего мира; обеспечивает эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие личности..Помимо того,что существует много определений данного термина,так же есть можество классификаций игр.В исследовательской рабте приведены две,каждая из которых содержит в себе термин «ролевая игра»,который является основным в данной исследовательской работе.
Ролевая игра ─ форма организации коллективной учебной деятельности на уроке, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения. [1,C.264]
Ролевая игра предусматривает
разыгрывание ситуаций общения между
обучающимися в соответствии с выбранной
темой и распределенными
Одним из важных вопросов ролевой игры является вопрос о её происхождении. Согласно Г.В. Плеханову в истории человеческого общества труд старше игры. Игра, по Г.В. Плеханову, является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в котором живут дети и активными членами которого они являются.
Невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Данные о детях и их играх на раннем этапе общества очень скудны. В одних источниках описывается образ жизни детей, но нет ни слова об их играх. В других источниках - наоборот. Авторы же третьих принижают умственные способности детей, тем самым описывая субъективную точку зрения. Выявить же положение детей в обществе еще труднее, так как непонятно на каком этапе развития находилось то или иное общество. Следовательно, можно лишь в общих чертах наметить путь развития ролевых игр.
Е.А. Аркин первым в советской психологии поставил вопрос об исторических исследованиях для развития теории ролевых игр, однако, в своих исследованиях он уделяет внимание не историческому развитию игр (ролевых в частности), а игрушкам и их истории.
Д.Б. Эльконин писал, что « можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает с ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких- либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе».
Информация о работе Ролевые игры на уроках иностранного языка в старшей школе