Ролевые игры на уроках иностранного языка в старшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить и теоретически обосновать особенности использования ролевых игр в старших классах на уроках английского языка.
Задачи:
дать определение понятию игра и рассмотреть различные виды классификаций игр;
определить роль игры на уроке английского языка в старших классах;
проанализировать использование ролевых игр в российских учебниках;
изучить возрастные особенности обучающихся старших классов;
изучить опыт использования ролевых игр в педагогической практике;
рассмотреть этапы составления ролевых игр;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования ролевых игр в
общеобразовательной старшей школе 5
Понятие «игра». Классификация игр 5
1.2. Характеристика ролевых игр 7
1.3. Психолого-педагогические особенности обучающихся старшей
школы 12
Глава 2. Практическое применение ролевых игр на уроках
иностранного языка 18
2.1. Опыт использования ролевых игр в России и на Западе 2.2.Анализ использования ролевых игр 18 Заключение 21
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая_работа_Анищенко_Ю.гулиянц.docx

— 81.74 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Факультет английской филологии

Кафедра  англистики и межкультурной коммуникации

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Ролевые игры на уроках иностранного языка в старшей школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 3 курса группы 3501

очной формы  обучения

Анищенко Юлиана Юрьевны

 

Научный руководитель:

 доцент  кафедры 

английской  филологии и методики

Гулиянц Анна Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

 

Введение       3

Глава 1. Теоретические основы использования ролевых игр в

общеобразовательной старшей  школе                                               5 

    1. Понятие «игра». Классификация игр                            5               

1.2. Характеристика  ролевых игр            7

1.3. Психолого-педагогические особенности обучающихся старшей

 школы                12

Глава 2. Практическое применение  ролевых игр на уроках

иностранного языка                                                                                   18

2.1. Опыт использования ролевых игр в России и на Западе  2.2.Анализ использования ролевых игр                                        18 Заключение                                                                                                                   21 

Библиография                                                                                                      23

Приложения                                                                                                              25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обу чения детей разных возрастов с помощью игр.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что методика обучения ставит перед собой задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры, в том числе и ролевые.

 С самого раннего возраста игра является одним из основных занятий ребенка. Через игру дети знакомятся с окружающим их миром, получают новые навыки и знания. В игре ребенок учится общаться, он растет и развивается.

Об обучающих свойствах игр известно давно. Зачастую в процессе игры проявляются особенно полно и неожиданно способности человека.

С возрастом интерес к  игре не пропадает. Это надо учитывать  при обучении детей иностранному языку. Изучение любого иностранного языка - это же не просто запоминание слов, фраз, но и знакомство с особенностями культуры страны изучаемого языка.

Игра как одна из форм игровой деятельности дает возможность  создать и сплотить коллектив. Она дает умение ориентироваться в жизненных ситуациях.

Ролевая игра помогает создать  атмосферу иноязычного общения, она объединяет учеников, создает  между ними новые отношения, основанные на взаимодействии на иностранном языке. Еще одна из функций ролевой игры -расслабляющая. Известно, что большую часть времени дети проводят в школе, сидя за партой, при этом испытывая большую эмоциональную и физическую нагрузку. Однако, игра помогает снять это напряжение. В игре осуществляется психологический тренинг, и как следствие корректируются проявления личности. В связи с этим объектом исследования работы послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.

 

Объектом исследования данной работы является учебный процесс по иностранному языку в школе.

Предметом исследования - ролевые игры на уроках иностранного языка в старшей школе.

Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить и теоретически обосновать особенности использования ролевых игр в старших классах на уроках английского языка.

Задачи:

  • дать определение понятию игра и рассмотреть различные виды классификаций игр;
  • определить роль игры на уроке английского языка в старших классах;
  • проанализировать использование ролевых игр в российских учебниках;
  • изучить возрастные особенности обучающихся старших классов;
  • изучить опыт использования ролевых игр в педагогической практике;
  • рассмотреть этапы составления ролевых игр;

В ходе исследовательской  работы использовались такие методы исследования,  как анализ психолого-педагогических особенностей обучающихся, изучение опыта работы педагогов по использованию ролевых игр.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретическая обоснована возможность использования ролевых игр, как одного из актуального, современного метода обучения и мотивации, а так же разработаны методические рекомендации по использованию ролевых игр на уроках английского языка в школе.

Данная исследовательская работа состоит из введения, в котором отражены основные аспекты исследования;из двух глав.Первая носит теоретический характер и разделена на 3 параграфа.Первый и второй параграфы основаны на теоретическом материале по темам «игры» и «ролевые игры»,третий раскрывает сущность проблемы обучения старшеклассников.

Вторая глава исследовательской  работы посвященапрактическому применению ролевых игр.Она разделена на 2 параграфа.В первом описывается опыт использования данного метода обучения в России и зарубежом.Во втором анадлизируется использование ролевых игр в учебнике, используещемся на уроках в 11 классе.

Так же исследовательская  работа содержит заключение,в котором описаны выводы.и определеяется были ли достигнуты поставленные задачи.В самом конце работы представлено приложение,в котором содержится материал учебника,который был использован в ходе исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  1.Теоретические основы использования ролевых игр в старшей школе

    1. Понятие игра и классификация игр

 

 В разные эпохи, у разных народов понятие «игра» трактовалось по-разному.

Например, у  древних греков слово "игра" означало собою действия, свойственные детям, иными словами то, что мы сейчас называем "предаваться ребячеству". У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение, наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие. Однако, в дальнейшем слово «игра» стало ассоциироваться с различными человеческими действиями, которые не несут в себе тяжелой физической нагрузки и в то же время приносят веселье и радость.

 «Игра» может относиться к совершенно разны сферам деятельности будь то игра в машинки, или игра на сцене театра. Именно поэтому мы имеем столько определений данного слова.

Исследователи пытались найти что-то общее между всеми понятиями, совершенно не связанных между собой. Начало разработки «теории игры» обычно связывают с такими именами как, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. В своих трудах они затрагивали тему «игры» и рассматривали её как одно из самых распространённых явлений жизни и связывали её с эстетической деятельностью. В России исследованиями по данной теме занимались Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский.

В методике существуют следующее  определения:

Человеческая  игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.[18,C.11]

Игра - один из видов активности человека и животных в процессе их жизнедеятельности. На занятиях по языку является формой деятельности в условных ситуациях, специально создаваемых с целью закрепления и активизации учебного материала в различных ситуациях общения. [1,C.74]

По М.Ф.Стронину, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.  

Игры на уроках английского  языка направлены на развитие лексического запаса учащихся и развитие умений применять все полученные знания на практике (в процессе реального  общения).

Таким образом, под игрой  в нашей работе мы будем понимать один из видов активности человека и животных в процессе их жизнедеятельности.

В процессе игры создаются  условия, максимально приближенные к реальным и учащиеся должны среагировать соответственно правилам игры, а так же принятым в обществе законам и нормам. Игра способствует усвоению действительности, а так же обеспечивает познание окружающего мира; обеспечивает эмоциональное,  интеллектуальное и нравственное развитие личности. Преимущество игр состоит в том, что дети усваивают материал по собственному желанию и неосознанно, а не по необходимости , к тому же игра требует от учащихся большого умственного напряжения, повышается интерес к самому предмету, а значит и повышается мотивация к обучению. Однако игра способствует не только обучению, но и воспитанию, так как учащиеся усваивают нормы и правила,  принятые в обществе.

Игры  развивают  различные  личностные качества ребенка такие как, трудолюбие, коммуникабельность, активность, умение работать в команде.

Согласно классификации  А.Б. Конышевой игры могут быть:

  • по цели (языковые, речевые);
  • по способу выполнения (устные, письменные, ролевые, имитативно-моделирующие и др.);
  • по уровню сложности (репродуктивные, творческие);
  • по количеству участников (индивидуальные,групповые, парные, фронтальные);
  • по типу задач (оперативные, тактические, стратегические). [9, С.68]

По характеру игровой  методики игры можно разделить на:

  • предметные;
  • сюжетные;
  • ролевые;
  • деловые;
  • имитационные;
  • игры-драматизации

Данная классификация  принадлежит Бочаровой Л.П. [2,C.27 ].

Таким образом можно сделать  вывод,что понятие «игра»  имеет множество значений и в разные эпохи и у разных народов трактовалось по-разному. Игра способствует усвоению действительности, а так же обеспечивает познание окружающего мира; обеспечивает эмоциональное,  интеллектуальное и нравственное развитие личности..Помимо того,что существует много определений данного термина,так же есть можество классификаций игр.В исследовательской рабте приведены две,каждая из которых содержит в себе термин «ролевая игра»,который является основным в данной исследовательской работе.

 

    1. Характеристика  ролевых игр

 

Ролевая игра ─ форма организации коллективной учебной деятельности на уроке, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения. [1,C.264]

Ролевая игра предусматривает  разыгрывание ситуаций общения между  обучающимися в соответствии с выбранной  темой и распределенными ролями. В настоящее время в учебниках  представлены следующие упражнения : «читаем по ролям», «инсценируйте диалог», так как именно драматизация способствует более полному осмыслению текстов, а также их  запоминанию.

Одним из важных вопросов ролевой  игры является вопрос о её происхождении. Согласно Г.В. Плеханову в истории  человеческого общества труд старше игры. Игра, по Г.В. Плеханову, является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в котором живут дети и активными членами которого они являются.

Невозможно точно определить исторический момент, когда впервые  возникает ролевая игра. Данные о детях и их  играх на раннем этапе общества очень скудны. В одних источниках описывается образ жизни детей, но нет ни слова об их играх. В других источниках - наоборот. Авторы же третьих принижают умственные способности детей, тем самым описывая субъективную точку зрения. Выявить же положение детей в обществе еще труднее, так как непонятно на каком этапе развития находилось то или иное общество. Следовательно, можно лишь в общих чертах наметить путь развития ролевых игр.

Е.А. Аркин первым в советской  психологии поставил вопрос об исторических исследованиях для развития теории ролевых игр, однако, в своих исследованиях он уделяет внимание не историческому развитию игр (ролевых в частности), а игрушкам и их истории.

 Д.Б. Эльконин писал, что « можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает с ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких- либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе».    

Информация о работе Ролевые игры на уроках иностранного языка в старшей школе