Ролевые игры на уроках иностранного языка в старшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить и теоретически обосновать особенности использования ролевых игр в старших классах на уроках английского языка.
Задачи:
дать определение понятию игра и рассмотреть различные виды классификаций игр;
определить роль игры на уроке английского языка в старших классах;
проанализировать использование ролевых игр в российских учебниках;
изучить возрастные особенности обучающихся старших классов;
изучить опыт использования ролевых игр в педагогической практике;
рассмотреть этапы составления ролевых игр;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования ролевых игр в
общеобразовательной старшей школе 5
Понятие «игра». Классификация игр 5
1.2. Характеристика ролевых игр 7
1.3. Психолого-педагогические особенности обучающихся старшей
школы 12
Глава 2. Практическое применение ролевых игр на уроках
иностранного языка 18
2.1. Опыт использования ролевых игр в России и на Западе 2.2.Анализ использования ролевых игр 18 Заключение 21
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая_работа_Анищенко_Ю.гулиянц.docx

— 81.74 Кб (Скачать файл)

Получив карточки с описанием  ситуации, каждая группа распределяет роли и определяет линию поведения, которая приведет к разрешению сложившейся  конфликтной ситуации. Затем две  группы, получившие одинаковые задания, представляют ролевую игру друг перед  другом. На заключительном этапе участники  комментируют, анализируют и обсуждают  использованный метод при разрешении конфликта, эффективность использования  групповых средств другой группой. 

Другие исследователи, Ф. Дубин и Э. Ольштайн, предлагают основывать ролевые игры на сравнении двух языков – родного и иностранного. Эффективность такого подхода они объясняют тем, что ребенку очень трудно представить себя представителем другой культуры, говоря на иностранном языке. Гораздо проще ученику быть тем, кем он является, т.е. ребенок понимает ситуацию и то, что от него требуется, и только потом участвует в игре на иностранном языке. Авторы считают, что данный прием повышает мотивацию к общению на иностранном языке, так как возможность сначала «высказаться» на родном языке снимает страх и напряжении [13,C.145].

Ролевые игры, как форма  организации учебной деятельности рассматривалась различными авторами как в России так и зарубежом, и было представлено множество примеров использования данного метода обучения.Е.А. Маслыко в своей книге «Настольная книга преподавателя иностранного языка» приводит 73 примера ролевых игр для разных возрастов.

 

2.2. Анализ использования ролевых игр

 

Рассмотрим ролевые игры, предложенные учебным курсом «New Millennium English» для 11 класса средней школы. (См. Приложение 1)  В заданиях под названием «Role play» мы находим следующее:

  • А Role play "Should English bе the first language for the Bongou people?"

Данная ролевая игра относится к умеренно-контролируемой группе. Обучающимся предложена ситуация, а так же представлены карточки с описанием их ролей. Описаны ключевые моменты дискуссии. Это определяет задачи, которые ставятся перед обучающимися.

Есть еще и речевые  клише, которые следует использовать при составлении своей речи, это сократит  время, затраченное на продумывание и составление монологической речи, так же это способствует к преодолению психологических затруднений. Ведь многие обучающиеся не знают, как начать или закончить свою речь.

В конце ролевой игры каждый участник должен сделать собственные  выводы, что несомненно способствует развитию собственного мнения, а так  же и умению его выражения у  обучающихся. 

Еще одна представленная ролевая  игра «A TV show called “Do you believe in?” (см. Приложение 2)

Так же как и в первой ролевой игре, в этой содержатся карточки с описаниями ролей участников. Однако нет набора речевых клише. Это значит, что во время процесса обучения, обучающиеся получают определенные навыки общения и им уже не нужны фразы для начала/конца общения. В приготовлениях к ролевой игре указано, что следует использовать записи из 1-6 уроков, что указывает на то, что обучающиеся уже овладели определенным минимумом.

Данные ролевые игры рассчитаны на небольшие группы обучающихся, способствуют в основном развитию диалогической речи, а следовательно и коммуникативным навыкам. Так же обозначение определенного лексического минимума дает основу для диалога и развития речи, что позволяет сэкономить время на его составление.

Так же представленные ролевые игры дают возможность показать себя, свои интересы, а значит, обучающиеся имеют возможность лучше узнать друг друга.

Развиваются коммуникативные  способности. Участники ролевой игры учатся слушать чужие мнения, так же выражать свои мысли по заданной теме и приходить к какому-либо решению.

Разобрав психолого-педдагогические особенности обучающихся старших классов и проанализировав использование ролевых игр в данном учебнике можно дать рекомендации к приведенным примерам ролевых игр.

Речь обучающихся данного этапа характеризуется спонтанностью и ситуативностью,а значит не следует давать точные установки развития игры.Обучающиеся должны иметь собственное мнение и лучше было бы описать героя, чем давать четкое руководство к действию.

У старшеклассников развитие навыков общения ставится в первую очередь, поэтому следовало бы дать более расширенный набор речевых клише, что несомненно пригодится им в будущем общении не только на уроках английского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для достижения цели нашей  исследовательской работы, а именно выявить и теоретически обосновать особенности использования ролевых  игр на уроках английского языка  в старшей школе, мы изучили характеристики понятия «ролевые игры» и так  же выявили этапы их проведения и  обосновали плюсы и минусы данного  метода обучения.

Было выявлено, что ролевая игра – это форма организации коллективной учебной деятельности на уроке, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения. Согласно классификации Р.П. Мильруда ролевые игры могут быть контролируемые (controlled role-plaу), умеренно контролируемые (semi-controlled role-plaу), свободные (free role-plaу), эпизодические (small– scale role-plaу). Проведение данного мероприятия требует тщательной подготовки и достаточного количества времени. Однако, это оправдывает результат, так как хорошо организованная ролевая игра позволяет развивать различные качества обучающихся, в том числе и психологические, такие как умение работать в команде, способность преодолевать боязнь публичных выступлений, это все может пригодиться в будущем

Далее были раскрыты этапы  составления ролевых игр, а именно этап подготовки, этап объяснения, этап проведения, этап анализа и обобщения. Каждый из этапов имеет свои особенности и цели.

Нами так же были выявлены возрастные особенности обучающихся старшей школы, влияющих на успешность обучения.

 

 Так же были рассмотрены  примеры использования ролевых игр вразличными авторами,так в том числе и западными учеными.

В завершающем параграфе  анализируется использование ролевых  игр учебнике «New Millennium English» для 11 класса средней школы и выявлено, что поэтапно обучающиеся привыкают к ролевым играм на уроках и становятся более самостоятельными в отношении составления собственной речи и реализации поставленных авторами задач.

Данная исследовательская  работа является важной, так как  теоретические положения. Проанализированные нами в данной исследовательской работе, могут служить для преподавателя источником информации о видах игр, в том числе и ролевых и об особенностях их использования на уроках английского языка, что в дальнейшем может помочь педагогу правильно выстроить учебный процесс и использовать данный вид деятельности в своей практике. Кроме того, представленные нами методические разработки могут служить отличным примером и основой для составления собственных ролевых игр преподавателем в его педагогической практике.

Таким образом, цели и задачи нашей курсовой работы были достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

 

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н.– «Новый словарь методических терминов и понятий», Икар, 2009, 264с.
  2. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения.Иностр. Яз. в шк.. № 3. 1996. 27с.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2009. 336 с
  4. Гроза О.Л.,Дворекая О.Б. New Millenium English.Обнинск: Титул. 2006.193 с.
  5. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение .М.: Педагогика, 2006 – 132 с.
  6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе.М.;Просвещение,1991,222 с.
  7. Иванова Т.В., Киреева З.Р. Технологии и методики обучения иностранным языкам: учебное пособие для студентов направления подготовки «Филологическое образование». Часть I. Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. 196с.
  8. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М.. Практическая методика обучения иностранному языку: М., 2000. 140 с.
  9. Кон И. С. Психология ранней юности. – В кн.: Возрастная и педагогическая психология – М., 1979. – С. 146 - 170.
  10. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.: КАРО.», 2006г. 192 с.
  11. Маслыко Е. А.,. Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Мн.: Выш. шк., 1992. 445 с. 
  12. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. – М.,: Изд.-во Дрофа 2007.256с.
  13. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке. Иностранные языки в школе,№ 3, 1987г.
  14. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: пособие для студентов педагогических вузов. – М. : Академия, 2008. 223с.
  15. Пассов Е. И. Мастерство и личность учителя иностранного языка: На примере деятельности учителя иностранного языка.  М.: Флинта; Наука, 2001. 220 с.
  16. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1991.287 с.
  17. Родкин К.А.Игра как средство повышения эффективности уроков английского языка.М.;Просвещение,1976.59 с.
  18. Семенова Т.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам /.Иностр. яз. в шк. № 1. 2005. С. 16–18
  19. Столяренко Л.Д. Основы психологии.Ростов-на-Дону;Феникс,1997.736 с.
  20. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М: «Просвещение», 1984,370 с.
  21. Эльконин Д.Б.Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
  22. Якушева С.А.Ролевая игра как средство иноязычному общению на уроках английского языка.1 сентября.12 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

"Should English bе the first language for the Bongou people?"

 

  1. Preparation
  • Split into groups of seven
  • Choose a role from the list
  • The chief of the Bongou
  • The owner of the biggest hotel in the country
  • A Bongou poet
  • A  graduate of Cape Town University
  • A mother of three schoolchildren
  • A linguist from Europe
  • A Bongou teenager

 

  • Study your role cards
  • Chief of the Bongou

You are the chief of the Bongou. Your forefathers wanted you to preserve the Bongou people and their culture. You feel that the assimilation process is strengthening and you are afraid that losing their language will make the Bongou lose their identity.

NB It is your responsibility to chair the discussion, to give  the floor to the participants, to organise а vote and to round up the discussion. You need to know the name and the position of every participant, as it will bе your  responsibility to announce the speakers. Results of the vote will be announced by the poet (Card No З).

 

 

  • A hotel owner

You own the biggest hotel in the country and you know quite well that English is a way to another world, a chance to get a job working with foreigners. At the same time you understand that if the Bongou lose their culture, the tourists won’t travel to your country as they are very interested in the Bongou culture.

Present arguments for and against, and during the discussion come to a decision.

  • Bongou poet

You are a poet and your poems are appreciated by the Bongou Council. You are worried by the fact that the younger generation doesn’t care much for literature in Bongou. You are afraid that your language could become extinct.

NB It is your responsibility to take notes during the vote and to report the results.

  • A Bongou CapeTown University graduate

You are a native speaker of Bongou and a Cape Town University graduate.  You know having a global language is more convenient as it makes communication easier. But the Bongou culture is unique and it needs protection. You cannot take a definite position. Try to do it later during the discussion.

  • A Bongou mother

You are a mother of three schoolchildren at an English-speaking boarding school. They don’t speak Bongou much at school but English has helped them learn to use computers and you think they will have a good future. On the other hand, you are concerned that in future your children and grandchildren won’t speak their native language.

You cannot take a definite position. Try to decide on one during the discussion.

  • A western linguist

You are a linguist. You understand that Bongou is an endangered language. It lacks a proper written form and is suffering from cultural assimilation.

You are convinced that diversity is the key to the survival of Bongou and you are planning to petition the UN with a request to save Bongou.

  • A 15-year-old Bongou

You are 15.Next year you are going to an English-speaking high school. You have read that English is dominant and is becoming a global language, and you can’t understand your parents and grandparents, who try to make you speak Bongou.

 

 

 

 

  • Prepare a short presentation of your ideas according to your roe card.
  • Structure your talk in the following way.


 

 

 


 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

  1. Activity
  • Hold the discussion.Go through these stages:
  • Give a presentation of your ideas. Listen to others. Prepare questions for the native speakers; make notes of questions.
  • Ask your questions; answer the questions of the other participants
  • Make your choice between Bongou and English. Vote for a decision

 

  1. Follow-up
  • Report the results of your group discussion to the class
  • Has your personal  attitude to the problem changed? Why? How?

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 

«A TV show called “Do you believe in?”

  1. Preparation
  • Take а role card and get ready to play your role.
  • Think what to say and how to say it.
  • Use your notes from Lessons 1 -6.
  • Presenter

   You are the presenter of the programme. Your rеsponsibilitу is to bе in control of the whole Tv show. Think over the order of speakers, get prepared to manage arguments and questions. Use the following plan:

  • Greet the audience and introduce the experts.
  • Inform the аudiепсе that at the end of the programme they will bе invited to make up their minds whether they believe in the supernatural or not.
  • Give the floor to опе of the experts.
  • Let two or three witnesses from the audience express their opinions and tell stories.
  • Give the floor to another expert. Invite the audience to ask questions.
  • At the end of the show let the audience vote.

 

  • Participant in the Stonehenge experiment

Информация о работе Ролевые игры на уроках иностранного языка в старшей школе