Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:56, реферат
Путь труден, — потому что требует больших усилий, преодоления себя,
твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением
семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, — потому что эти трудности
преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее.
Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с
первого шага. Тем более — дорога, новая для ступившего на нее, к тому же —
в новый для него мир интенсивного познания.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ УСТАНОВОЧНЫХ И ОБОБЩАЮЩИХ ЛЕКЦИЙ 6
2. ПРАКТИКУМ. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 11
3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ 14
4. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТНОСТИ (КОЛЛОКВИУМ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН) 18
5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ 20
6. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМ) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 34
Самообучение
и самообразование студента
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАБОТА НАД
ТЕКСТОМ УСТАНОВОЧНЫХ И
2. ПРАКТИКУМ.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ
3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ 14
4. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТНОСТИ (КОЛЛОКВИУМ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН) 18
5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ 20
6. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМ) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА
34
Путь труден, — потому что требует больших усилий, преодоления себя,
твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением
семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, — потому что эти трудности
преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее.
Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с
первого шага. Тем более — дорога, новая для ступившего на нее, к тому же —
в новый для него мир интенсивного познания.
Однако — таков жизненный парадокс! — чем самостоятельней мы учимся, чем
активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуждаемся в помощи,
всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и
деликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, чтобы добиться
успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение,
побуждало к дальнейшему знанию.
Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился
положительный опыт самостоятельного овладения знаниями, либо наши
университетские преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и
собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения
студентов.
Для самостоятельной работы студентов-заочников предлагаются такие
формы, как работа с первоисточниками, учебниками, сборниками педагогических
задач и ситуаций, разработка моделей занятий, анализ дополнительной
литературы, материалы для участия в круговом семинаре и др.
Оценивание результатов самостоятельной работы студентов может
происходить по рейтинговой системе, что позволит автоматически получить
«зачет» по педагогике, успешно подготовиться к экзамену. •Твккак
активизация самостоятельной познавательной деятельности возможна только при
условии развития познавательной активности личности и диалога студента с
преподавателем, то в пособии представлены методические р.екомендации по
организации преподавателем учебной работы студентов.
Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи во многом
зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения.
Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического
мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному
обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обоснованию своих
взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.
Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор
материала, составление заданий, конструирование образовательных и
педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных
особенностей каждого студента.
Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и
целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При
этом преподаватель помнит прежде всего о создании положительно-
эмоционального отношения у студента к предмету, к себе и к своей
деятельности.
Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для
систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов,
обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса
учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
На
третьем этапе преподаватель
самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой
деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель
проводит индивидуально-
опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.
Учебно-познавательная деятельность — многоуровневая система, включающая
активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и
методических. Особенно продуктивна может быть совместная деятельность
преподавателя
и студента (студент — студент;
преподаватель —преподаватель).
Л. С. Выготский писал: «Обучение только тогда является хорошим, когда
оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый
ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне
ближайшего развития».
Итак,
начнем с поисков путей
деятельности
как условия непрерывности и
эффективности вашего образования.
1. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
Рекомендации по работе над текстами лекции сводятся к конкретным
советам, с первого взгляда кажущимся до примитивности простыми.
На обороте обложки тетради записывается фамилия, имя, отчество
преподавателя, его ученая степень и ученое звание. Эта запись
расшифровывается кратким рассказом преподавателя о себе, о своих
студенческих годах, об опыте слушания лекций и ведения записей.
Рекомендуется вести записи на одной стороне листа, оставляя вторую
сторону для размышлений, разборов, вопросов, ответов на них, для
фиксирования деталей темы или связанных с ней фактов, которые припоминаются
самим студентом в ходе слушания. Иногда для этого оставляются лишь широкие
поля.
Студентам не следует много и подробно все записывать. В свою очередь,
многие преподаватели диктуют основные положения — определения, отличающиеся
от приводимых в учебниках, выводы, параметры, критерии, аксиомы, постулаты,
парадоксы, парадигмы, концепции, ситуации, факты-маяки, а также мысли-маяки
(ими часто
являются остроумные изречения)
специально упражняться в использовании полей: фиксировать вопросы,
вызывающие личный интерес, варианты ответов на них, сомнения, проблемы,
спорные положения — т. е. превратить тетрадные поля в поля размышлений,
бесед с собой, диалогов с товарищами, с преподавателем.
Уже
на первом курсе нередко
которые в виде рассуждений даются студентами в форме мини-лекции
продолжительностью в несколько минут. Остальные студенты кратко записывают
основные положения, отмеченные товарищами. Всем важно быть готовыми к тому,
что вступление к лекции на новую тему преподаватель сопровождает вопросом
по предыдущей лекции: что произвело наибольшее впечатление? какие мысли
запомнились? какие факты запомнятся надолго? В это время студенты ведут
работу на полях тетрадей.
Запись
лекций ведется в
учебной программы (назывные предложения); некоторые студенты важнейшие
мысли выделяют цветными фломастерами или применяют боковые «фонарики»,
выделяющие подтемы. Самим слушателям важно стремиться к специальной —
предметной интерпретации сообщаемых общих знаний. Предполагаются и
систематические возвращения к предыдущим текстам.
Слушание и записывание лекций является одной из решающих форм
самообразования студентов-заочников. С ней, с
этой формой, связана и работа с литературой, и составление планов,
тезисов, конспектов, и приучение к использованию современной техники
хранения информации, и подготовка к коллоквиуму, зачету, экзамену, к
написанию докладов, рефератов, курсовых работ. Именно активное слушание
лекций создает предварительные условия для вовлечения первокурсников в
самостоятельные исследования.
Необходима
подготовка к слушанию
ознакомления с общей учебной программой, с просмотра записей предыдущих
лекций, восстановления в памяти их материала, с психологического настроя на
предстоящую работу.
Слушание лекций — сложный вид интеллектуальной деятельности, успех
которой обусловлен, во-первых, общим «умением слушать», во-вторых,
стремлением воспринимать материал (воспринимать осмысленно, а не
механически), нужное записывая в тетрадь. Запись лекции помогает
сосредоточить внимание на главном, в ходе самой лекции продумать и
осмыслить услышанное, осознать план и логику изложения материала
преподавателем.
Такая работа нередко, особенно поначалу, вызывает трудности у
студентов: некоторые стремятся записывать все дословно, другие пишут
отрывочно, у третьих запись получается хаотическая. Чтобы избежать этих
ошибок, целесообразно придерживаться ряда правил.
1. После записи ориентирующих и направляющих внимание данных (тема,
цель, план лекции, рекомендованная литература) важно попытаться проследить,
как они раскрываются в содержании, подкрепляются формулировками,