Самообучение и самообразование студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:56, реферат

Описание работы

Путь труден, — потому что требует больших усилий, преодоления себя,
твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением
семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, — потому что эти трудности
преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее.
Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с
первого шага. Тем более — дорога, новая для ступившего на нее, к тому же —
в новый для него мир интенсивного познания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ УСТАНОВОЧНЫХ И ОБОБЩАЮЩИХ ЛЕКЦИЙ 6
2. ПРАКТИКУМ. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 11
3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ 14
4. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТНОСТИ (КОЛЛОКВИУМ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН) 18
5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ 20
6. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМ) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 34

Файлы: 1 файл

Самообучение и самообразование студента.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Самообучение  и самообразование студента 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ    3 

1. РАБОТА НАД  ТЕКСТОМ УСТАНОВОЧНЫХ И ОБОБЩАЮЩИХ  ЛЕКЦИЙ   6 

2. ПРАКТИКУМ.  ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ     11 

3. ПОДГОТОВКА  К СЕМИНАРУ     14 

4. ПОДГОТОВКА  К ОТЧЕТНОСТИ (КОЛЛОКВИУМ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН)  18 

5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ  К ЭКЗАМЕНАМ  20 

6. ПОДГОТОВКА  К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМ)  27 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  29 

ЛИТЕРАТУРА  34  

                                  ВВЕДЕНИЕ  

    Путь  труден, — потому что требует   больших  усилий,  преодоления  себя, 

твердости духа, непростого умения совмещать  учебу  с  работой,  выполнением 

семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, —  потому  что  эти  трудности 

преодолеваются  осознанно, с верой в  себя  и  свои  силы,  в  свое  будущее. 

Старая китайская пословица гласит: даже самая  долгая  дорога  начинается  с 

первого шага. Тем  более — дорога, новая для ступившего на нее, к тому  же  — 

в новый для  него мир интенсивного познания. 

    Однако  — таков жизненный парадокс! —  чем самостоятельней мы учимся, чем 

активнее  занимаемся  самообразованием,  тем  сильнее  нуждаемся  в  помощи, 

всегда деловой  и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой  и 

деликатной. И  начинается она с рекомендаций,  как  учиться,  чтобы  добиться 

успеха  в  этом  сложнейшем  деле,  чтобы оно   приносило   удовлетворение, 

побуждало к  дальнейшему знанию. 

    Такую  помощь могут оказать либо  те студенты,  у  которых   уже  сложился 

положительный  опыт   самостоятельного   овладения   знаниями,   либо   наши 

университетские преподаватели,  у  которых  имеется  богатейшая  практика  и 

собственного  овладения наукой,  и  приобщения  к  ней  не  одного  поколения 

студентов. 

    Для   самостоятельной  работы  студентов-заочников   предлагаются   такие 

формы, как работа с первоисточниками, учебниками, сборниками  педагогических 

задач  и  ситуаций,  разработка  моделей  занятий,   анализ   дополнительной 

литературы, материалы  для участия в круговом семинаре и др. 

    Оценивание   результатов   самостоятельной   работы   студентов   может 

происходить по рейтинговой  системе,  что  позволит  автоматически  получить 

«зачет»  по  педагогике,   успешно   подготовиться   к   экзамену.   •Твккак 

активизация самостоятельной  познавательной деятельности возможна только при 

условии развития познавательной активности личности  и  диалога  студента  с 

преподавателем, то в  пособии  представлены  методические  р.екомендации  по 

организации преподавателем учебной работы студентов. 

    Активизация  познавательной деятельности  учащейся  молодежи  во  многом 

зависит от инициативной позиции  преподавателя  на  каждом  этапе  обучения. 

Характеристикой  этой  позиции  являются:  высокий  уровень  педагогического 

мышления  и  его  критичность,  способность  и  стремление   к   проблемному 

обучению, к ведению  диалога со студентом,  стремление  к  обоснованию  своих 

взглядов, способность  к самооценке своей преподавательской  деятельности. 

    Содержательной  стороной активизации учебного  процесса  является  подбор 

материала,  составление   заданий,   конструирование   образовательных    и 

педагогических  задач на основе проблемного обучения с учетом  индивидуальных 

особенностей  каждого студента. 

    Активизация   учебного  процесса   начинается   с   диагностирования   и 

целеполагания в педагогической деятельности. Это  первый  этап  работы.  При 

этом  преподаватель   помнит   прежде   всего   о   создании   положительно- 

эмоционального  отношения  у  студента  к  предмету,  к  себе  и   к   своей 

деятельности. 

    Далее,   на   втором   этапе,   преподаватель   создает   условия   для 

систематической,  поисковой  учебно-познавательной  деятельности  студентов, 

обеспечивая условия  для  адекватной  самооценки  учащихся  в  ходе  процесса 

учения на основе самоконтроля и самокоррекции. 

    На  третьем  этапе  преподаватель   стремится   создать   условия   для 

самостоятельной познавательности  учащихся  и  для  индивидуально-творческой 

деятельности  с  учетом  сформированных  интересов.  При  этом  преподаватель 

проводит индивидуально-дифференцированную работу с учащимся  с учетом  его 

опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации. 

    Учебно-познавательная  деятельность — многоуровневая  система, включающая 

активные формы  регуляции и преобразования  разных  систем:  теоретических и 

методических.  Особенно  продуктивна  может  быть  совместная   деятельность 

преподавателя и студента (студент — студент; преподаватель —преподаватель). 

    Л.  С. Выготский писал: «Обучение  только тогда является  хорошим,  когда 

оно является создателем развития. Оно побуждает и  вызывает  к  жизни  целый 

ряд  функций,  которые  находятся  в  стадии  созревания  и  лежат  в   зоне 

ближайшего развития». 

    Итак, начнем с поисков путей активизации  самостоятельной познавательной 

деятельности  как условия непрерывности и  эффективности вашего образования.  

           1. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ УСТАНОВОЧНЫХ  И ОБОБЩАЮЩИХ ЛЕКЦИЙ  

    Рекомендации  по  работе  над  текстами  лекции  сводятся  к  конкретным 

советам, с первого  взгляда кажущимся до примитивности простыми. 

    На  обороте  обложки  тетради   записывается  фамилия,   имя,   отчество 

преподавателя,  его   ученая   степень   и   ученое   звание.   Эта   запись 

расшифровывается  кратким  рассказом   преподавателя   о   себе,   о   своих 

студенческих  годах, об опыте слушания лекций и  ведения записей. 

    Рекомендуется  вести записи на  одной  стороне   листа,  оставляя  вторую 

сторону  для  размышлений,  разборов,  вопросов,   ответов   на   них,   для 

фиксирования  деталей темы или связанных с ней фактов, которые  припоминаются 

самим студентом  в ходе слушания. Иногда для этого  оставляются  лишь  широкие 

поля. 

    Студентам  не следует много и подробно  все записывать. В  свою  очередь, 

многие преподаватели  диктуют основные положения — определения,  отличающиеся 

от приводимых в учебниках, выводы, параметры, критерии, аксиомы,  постулаты, 

парадоксы, парадигмы, концепции, ситуации, факты-маяки, а  также  мысли-маяки 

(ими часто  являются остроумные изречения)  и  др.  На  первых  лекциях стоит 

специально  упражняться  в   использовании   полей:   фиксировать   вопросы, 

вызывающие личный интерес, варианты  ответов  на  них,  сомнения,  проблемы, 

спорные положения  — т. е. превратить  тетрадные  поля  в  поля  размышлений, 

бесед с собой, диалогов с товарищами, с преподавателем. 

    Уже  на первом курсе нередко практикуются  контрольные задания, ответы на 

которые  в  виде  рассуждений  даются   студентами   в   форме   мини-лекции 

продолжительностью  в несколько минут. Остальные  студенты  кратко  записывают 

основные положения, отмеченные товарищами. Всем важно  быть готовыми к  тому, 

что вступление к лекции на новую тему  преподаватель  сопровождает  вопросом 

по предыдущей лекции: что  произвело  наибольшее  впечатление?  какие  мысли 

запомнились? какие  факты запомнятся надолго?  В  это  время  студенты  ведут 

работу на полях  тетрадей. 

    Запись  лекций ведется  в  произвольной  форме.  Это  может  быть  стиль 

учебной  программы  (назывные  предложения);  некоторые  студенты  важнейшие 

мысли выделяют  цветными  фломастерами  или  применяют  боковые  «фонарики», 

выделяющие подтемы.  Самим  слушателям  важно  стремиться  к  специальной  — 

предметной  интерпретации  сообщаемых   общих   знаний.   Предполагаются   и 

систематические возвращения к предыдущим текстам. 

    Слушание  и  записывание  лекций  является  одной  из   решающих   форм 

самообразования студентов-заочников. С ней, с 

    этой  формой, связана и работа  с   литературой,  и  составление   планов, 

тезисов,  конспектов,  и  приучение  к  использованию  современной   техники 

хранения  информации,  и  подготовка  к  коллоквиуму,  зачету,  экзамену,  к 

написанию докладов, рефератов,  курсовых  работ.  Именно  активное  слушание 

лекций создает  предварительные  условия  для  вовлечения  первокурсников  в 

самостоятельные исследования. 

    Необходима  подготовка к слушанию установочной  лекции. Она начинается  с 

ознакомления  с общей учебной  программой,  с  просмотра  записей  предыдущих 

лекций, восстановления в памяти их материала, с психологического настроя  на 

предстоящую работу. 

    Слушание  лекций —  сложный  вид   интеллектуальной  деятельности,  успех 

которой  обусловлен,  во-первых,   общим   «умением   слушать»,   во-вторых, 

стремлением   воспринимать   материал   (воспринимать   осмысленно,   а   не 

механически),  нужное  записывая   в   тетрадь.   Запись   лекции   помогает 

сосредоточить  внимание  на  главном,  в  ходе  самой  лекции  продумать   и 

осмыслить  услышанное,  осознать   план   и   логику   изложения   материала 

преподавателем. 

    Такая   работа  нередко,  особенно  поначалу,   вызывает   трудности   у 

студентов:  некоторые  стремятся  записывать  все  дословно,  другие   пишут 

отрывочно, у  третьих запись  получается  хаотическая.  Чтобы  избежать  этих 

ошибок, целесообразно  придерживаться ряда правил. 

    1.  После записи ориентирующих и  направляющих  внимание  данных  (тема, 

цель, план лекции, рекомендованная литература) важно  попытаться  проследить, 

как   они   раскрываются   в   содержании,   подкрепляются   формулировками, 

Информация о работе Самообучение и самообразование студента